Решение по делу № 2-277/2022 от 20.06.2022

Дело № 2-2-277/2022                                                                                                  подлинник

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

17 августа 2022 года                                                                                                      с. Частые

Большесосновский районный суд Пермского края в составе председательствующего Никулиной Л.Н. при секретаре судебного заседания Сверчковой И.М.

с участием представителя истца заместителя прокурора Частинского района Головниной О.А.,

представителя ответчика администрации Частинского муниципального округа Пермского края Ефимовой О.А.,

рассмотрев в постоянном судебном присутствии в с. Частые Большесосновского районного суда Пермского края в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Частинского района, поданного в защиту интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц, к администрации Частинского муниципального округа Пермского края, Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края о признании незаконным бездействия, обязании принять меры по принятию в муниципальную собственность бесхозяйного здания, расположенного на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, и приведении в нормативное состояние либо сносе объекта капитального строительства,

установил:

прокурор Частинского района в защиту интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Частинского муниципального округа Пермского края, Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края о признании незаконным бездействия, обязании принять меры по принятию в муниципальную собственность бесхозяйного здания, расположенного на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, и приведении в нормативное состояние либо сносе объекта капитального строительства, указывая, что прокуратурой Частинского района проведена проверка соблюдения администрацией Частинского муниципального округа и Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края требований земельного законодательства и законодательства в сфере распоряжения и управления муниципальной собственностью, в ходе которой выявлены грубые нарушения, а именно: на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , расположено деревянное одноэтажное здание площадью 81,1 кв.м, в состав которого входит помещение с кадастровым номером 59:38:0310132:138, площадью 42,6 кв.м, закрепленное на праве оперативного управления за государственным бюджетным учреждением здравоохранения Пермского края «Пермский краевой центр дезинфектологии». Оставшиеся помещения деревянного здания являются бесхозными, кадастровый номер отсутствует.

В ходе осмотра здания проведена оценка состояния с описанием дефектов: в результате излома листов шифера и местами его отсутствия произошло намокание деревянной обрешетки, стропил и бревенчатых стен, проявилась гниль на поверхности венцов, нарушение жесткости сруба, перекосы гнилых дверных и оконных блоков, осадка шлакобетонного ленточного фундамента с увлажнением и обрастанием мхом; у полов вывернуты половицы с 50 % провалом; внутренняя отделка с нарушением штукатурного слоя и осыпанием побелки. Здание находится в аварийном состоянии и требует немедленного сноса для предотвращения обрушения здания (строения).

Поскольку собственника части деревянного одноэтажного здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , установить не удалось, а указанный земельный участок находится в муниципальной собственности Частинского муниципального округа, имеются все основания полагать, что часть данного здания является бесхозяйным. При этом администрацией Частинского муниципального округа меры по постановке данного объекта недвижимости на учет в регистрирующем органе как бесхозяйного в целях дальнейшего установления собственника до настоящего времени не приняты. Кроме того, в непосредственной близости от данного здания проводятся работы по благоустройству территории общего пользования с приобретением и установкой малых архитектурных форм (строительство парка). Учитывая аварийное состояние здания, имеются основания полагать, что здание создает угрозу для гибели людей и нанесению, вреда здоровью местных жителей.

Бездействие администрации Частинского муниципального округа, а именно управления земельно-имущественных отношений и градостроительства, выразившееся в неприятии мер по постановке вышеуказанного бесхозяйного имущества на учет и в приведении его в нормативное состояние, также нарушает права граждан на безопасное пребывание на территории данного муниципального образования, поскольку находится в аварийном состоянии.

Кроме того, свободный доступ в помещения вышеназванного здания несет угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, которые по неосторожности могут травмироваться (наличие разбитых стекол, прогнившие потолки и полы, торчащие гвозди и т.д. в помещениях), поджечь макулатуру, находящуюся в помещении, тем самым также причинить значительный ущерб имуществу муниципального образования.

В целях избежания дальнейших негативных последствий для Частинского муниципального округа прокурор просит:

- признать незаконным бездействие администрации Частинского муниципального округа, выразившееся в неприятии объекта недвижимости (части деревянного здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ) на учет как бесхозяйного и в последующем оформлении его в муниципальную собственность;

- обязать администрацию Частинского муниципального округа после вступления в силу решения суда в течение 2 месяцев обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества - деревянного здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , и принять меры к оформлению его в муниципальную собственность;

- обязать администрацию Частинского муниципального округа привести помещение (части деревянного здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ) в состояние, соответствующее действующему законодательству Российской Федерации, либо снести объект недвижимости в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

- обязать Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности привести помещение с кадастровым номером в состояние, соответствующее действующему законодательству Российской Федерации, либо снести объект недвижимости (деревянное здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером ) в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца заместитель прокурора Частинского района Головнина О.А. в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях, за исключением требования об обязании администрации Частинского муниципального округа после вступления в силу решения суда в течение 2 месяцев обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества - деревянное здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером , и принять меры к оформлению его в муниципальную собственность, в данной части от прокурора поступил отказ от заявленных требований. Частичный отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, заявлен добровольно, последствия частичного отказа от иска понятны, судом принят.

Просит:

- признать незаконным бездействие администрации Частинского муниципального округа, выразившееся в неприятии объекта недвижимости (части деревянного здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ) на учет как бесхозяйного и в последующем оформлении его в муниципальную собственность;

- обязать администрацию Частинского муниципального округа снести объект недвижимости – помещение (часть деревянного здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ) в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

- обязать Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности снести объект недвижимости - помещение с кадастровым номером (деревянное здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером ) в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика администрации Частинского муниципального округа Пермского края Ефимова О.А. исковые требования признала.

Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края своего представителя в суд не направило, извещены надлежащим образом.

На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно п. 1 и 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Статьей 130 ГК РФ предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В силу п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» следует, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, в силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.

Также в соответствии с ч. 1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) установлено, что лицом, ответственным за эксплуатацию здания, является лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 249 Гражданского кодекса РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Решением Совета депутатов от 29 марта 2018 года № 207 утверждены Правила благоустройства Частинского сельского поселения, которыми установлены единые нормы и требования в сфере благоустройства территории муниципального образования «Частинское сельское поселение». В соответствии с п.п. 2.1., 2.2. Правил физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица должны соблюдать чистоту, поддерживать порядок и принимать меры для надлежащего содержания объектов благоустройства на всей территории поселения.

В силу ст. 2 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать и меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.

Как установлено судом, прокуратурой Частинского района проведена проверка соблюдения администрацией Частинского муниципального округа и Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края требований земельного законодательства и законодательства в сфере распоряжения и управления муниципальной собственностью (л.д. 20).

В ходе проведенной проверки выявлены грубые нарушения, а именно: на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , расположено деревянное одноэтажное здание площадью 81,1 кв.м. В состав данного здания входит помещение с кадастровым номером , площадью 42,6 кв.м, которое закреплено на праве оперативного управления за государственным бюджетным учреждением здравоохранения Пермского края «Пермский краевой центр дезинфектологии». Оставшиеся помещения деревянного здания являются бесхозными, кадастровый номер отсутствует (л.д. 8-14).

При осмотре здания проведена оценка состояния здания с описанием дефектов: в результате излома листов шифера и местами его отсутствия, произошло намокание деревянной обрешетки, стропил и бревенчатых стен, проявилась гниль на поверхности венцов, нарушение жесткости сруба, перекосы гнилых дверных и оконных блоков; произошла осадка шлакобетонного ленточного фундамента с увлажнением и обрастанием мхом; у полов вывернуты половицы с 50 % провалом; внутренняя отделка с нарушением штукатурного слоя и осыпанием побелки. Здание находится в аварийном состоянии и требует немедленного сноса для предотвращения обрушения здания (строения) (л.д. 15-19).

Поскольку собственника части деревянного одноэтажного здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , установить не удалось, а указанный земельный участок находится в муниципальной собственности Частинского муниципального округа, имеются все основания полагать, что часть данного здания является бесхозяйным. При этом администрацией Частинского муниципального округа меры по постановке данного объекта недвижимости на учет в регистрирующем органе как бесхозяйного, в целях дальнейшего установления собственника до настоящего времени не приняты. Доказательств тому суду не представлено. Данный факт представителем ответчика – администрации Частинского муниципального округа Пермского края не оспаривается.

Кроме того, как указано истцом, в непосредственной близости от данного здания проводятся работы по благоустройству территории общего пользования с приобретением и установкой малых архитектурных форм (строительство парка), что также не оспаривалось в суде представителем ответчика – администрации Частинского муниципального округа Пермского края, в связи с чем принимается судом во внимание. Учитывая аварийное состояние здания, имеются основания полагать, что здание создает угрозу для гибели людей и нанесению вреда здоровью местных жителей. Также свободный доступ в помещения вышеназванного здания несет угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, которые по неосторожности могут травмироваться (наличие разбитых стекол, прогнившие потолки и полы, торчащие гвозди и т.д. в помещениях), поджечь макулатуру, находящуюся в помещении, тем самым также причинив значительный ущерб имуществу муниципального образования.

Вместе с тем бездействие администрации Частинского муниципального округа, выразившееся в неприятии мер по постановке вышеуказанного бесхозяйного имущества на учет и по приведению его в нормативное состояние, также нарушает права граждан на безопасное пребывание на территории данного муниципального образования, поскольку находится в аварийном состоянии.

Таким образом, указанные нарушения влекут за собой нарушение прав граждан на безопасное пребывание на территории данного муниципального образования, в целях избежания дальнейших негативных последствий для Частинского муниципального округа и его жителей суд полагает заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Частинского муниципального округа, выразившееся в неприятии объекта недвижимости (части деревянного здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ) на учет как бесхозяйного и в последующем оформлении его в муниципальную собственность;

Возложить на администрацию Частинского муниципального округа обязанность снести объект недвижимости – помещение (часть деревянного здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ) в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

Возложить на Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности обязанность снести объект недвижимости - помещение с кадастровым номером (деревянное здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером ) в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд (постоянное судебное присутствие в с. Частые) в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 18 августа 2022 года.

Судья                                      Л.Н. Никулина

2-277/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ПРОКУРОР ЧАСТИНСКОГО РАЙОНА
Ответчики
Администрация Частинского муниципального округа Пермского края
Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края
Суд
Большесосновский районный суд Пермского края
Судья
Никулина Людмила Николаевна
Дело на странице суда
bolshesos.perm.sudrf.ru
20.06.2022Регистрация административного искового заявления
21.06.2022Передача материалов судье
23.06.2022Решение вопроса о принятии к производству
23.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2022[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
23.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2022Судебное заседание
18.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее