Российская федерация
Центральный районный суд <адрес>
Дело №2-3672\2024 УИД 54RS0010-01-2024-003441-52 <адрес> |
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации | ||
14 | октября | 2024 г. |
Центральный районный суд <адрес> в составе:
судьи | Зининой И.В. |
при участии: | |
секретаря судебного заседания | Орловой А.С. |
представителя истца | Антипьевой О.О. |
представителя ответчика | Измайловой Т.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филипович Е. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, понуждении к исполнению обязанности,
у с т а н о в и л:
Филипович Е.В. обратилась в суд с иском к ОСФР по <адрес> и просила признать незаконным решение об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский капитал № от 25 января 2024 года.
В ходе судебного разбирательства истец в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации изменила предмет иска и окончательно просила признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче Филипович Е. В. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, признать право Филипович Е.В. на получение государственного сертификата на получение материнского (семейного) капитала в связи с рождением второго ребенка Филипович Леоны ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> выдать Филипович Е.В. государственный сертификат на получение материнского (семейного) капитала.
В обоснование своих требований истец указала, что является гражданской Российской Федерации, в Сербии имеет временный вид на жительство на основании заключенного брака с гражданином Сербии, имеет несовершеннолетних детей <данные изъяты> Дети имеют двойное гражданство: Республики Сербия и Российской Федерации. В связи с рождением второго ребенка, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ОСФР по <адрес> с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано, поскольку ребенок не является гражданином Российской Федерации. Истец полагает, что данное решение незаконным, поскольку изменения в закон вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ, и не подлежат применению в отношении истца.
Истец в судебное заседание не явилась, извещалась судом надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и дала соответствующие пояснения.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала и дала пояснения согласно письменным возражениям на иск.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что Филипович Е.В. является гражданской Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Филиппович Е.В. заключила брак с гражданином Республики Сербия Филипович Николой, что подтверждается свидетельством о регистрации брака №.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Вместе с тем, <данные изъяты>
<данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Филипович Е.В. обратилась с заявлением с ОСФР по <адрес> о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением Филипович Л.
Как следует из указанного заявления, истец представила паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельства о рождении детей, свидетельство о заключении брака.
Решением ОСФР по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Филипович Е.В. было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на основании пункта 1 части 6 статьи 5 Федерального закона № 256-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием права (ребенок не является гражданином Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в редакции на ДД.ММ.ГГГГ) право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: 1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с ДД.ММ.ГГГГ; 2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с ДД.ММ.ГГГГ, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; 3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с ДД.ММ.ГГГГ; 4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с ДД.ММ.ГГГГ; 5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с ДД.ММ.ГГГГ; 6) мужчин, воспитывающих второго, третьего ребенка или последующих детей, рожденных начиная с ДД.ММ.ГГГГ, и являющихся их отцами (усыновителями), в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанных детей, либо объявления ее умершей; 7) мужчин, воспитывающих первого ребенка, рожденного начиная с ДД.ММ.ГГГГ, и являющихся отцами (усыновителями) указанного ребенка, в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанного ребенка, либо объявления ее умершей.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей, в связи с рождением (усыновлением) которых возникло указанное право, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона (часть 7 указанной статьи).
С ДД.ММ.ГГГГ вступила в силу редакция части 1 статьи 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» согласно которой право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), приобретшего (приобретших) гражданство Российской Федерации по рождению, у следующих лиц, имеющих гражданство Российской Федерации на день рождения ребенка, независимо от их места жительства: 1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с ДД.ММ.ГГГГ; 2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с ДД.ММ.ГГГГ, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; 3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с ДД.ММ.ГГГГ; 4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с ДД.ММ.ГГГГ; 5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с ДД.ММ.ГГГГ; 6) мужчин, воспитывающих второго, третьего ребенка или последующих детей, рожденных начиная с ДД.ММ.ГГГГ, и являющихся их отцами (усыновителями), в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанных детей, либо объявления ее умершей; 7) мужчин, воспитывающих первого ребенка, рожденного начиная с ДД.ММ.ГГГГ, и являющихся отцами (усыновителями) указанного ребенка, в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанного ребенка, либо объявления ее умершей.
Как указал Конституционный Суд РФ, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Вместе с тем законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 7-О "По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации").
Таким образом, под обратной силой закона понимается распространение действия нормативно-правовых актов на отношения, возникшие до вступления таких правовых актов в силу.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющей общий принцип действия гражданского законодательства во времени, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В силу пункта 2 названной статьи, к отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Исходя из указанных нормативно-правовых положений во взаимосвязи с правовой позицией, приведенной в пункте 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П, общим принципом существования закона во времени является его действие на будущее время, придание закону обратной силы относится к исключительному праву законодателя, при этом недопустимо придание обратной силы нормам, ухудшающим положение лиц, на которых распространяется их действие.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 634-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не устанавливает его действие на правоотношения, возникшие до его вступления в законную силу.
Федеральный закон N 256-ФЗ дополнен пояснительной запиской, уравнивающей права российских подданных по рождению и граждан РФ, которые приобрели гражданство иным путем: "Согласно статье 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Таким образом, приобретая гражданство Российской Федерации, граждане имеют право на получение социальной поддержки, в том числе при рождении и воспитании детей".
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О гражданстве» № 138-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ гражданство ребенка следует гражданству родителей (усыновителей) или единственного родителя (усыновителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 13 указанного закона ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:
1) оба его родителя или единственный родитель имеют гражданство Российской Федерации;
2) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства;
3) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином (при условии, что ребенок родился в Российской Федерации);
4) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином (при условии, что ребенок родился за пределами Российской Федерации и не приобрел гражданство (подданство) иностранного государства по рождению);
5) оба его родителя или единственный родитель являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающими в Российской Федерации (при условии, что ребенок родился в Российской Федерации и не приобрел гражданство (подданство) иностранного государства по рождению).
Пунктом 1 части 5 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации «О гражданстве» предусмотрено, что ребенок, являющийся иностранным гражданином или лицом без гражданства, может быть принят в гражданство Российской Федерации, если:
1) один из его родителей (усыновителей) является гражданином Российской Федерации или приобретает гражданство Российской Федерации;
Как было установлено судом, и Филипович Д. и Филипович Л. в установленном порядке приобрели гражданство Российской Федерации, Филипович Е.В. являлась и является гражданской Российской Федерации.
На момент обращения с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, то есть по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и Филипович Е.В. и ее несовершеннолетние дети, в том числе <данные изъяты> имели гражданство Российской Федерации, и с учетом положений части 1 статьи 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ) Филипович Е.В. обладала правом на дополнительные меры государственной поддержки в связи с рождением второго ребенка.
При этом, суд отмечает, что поскольку право Филипович Е.В. на материнский капитал возникло в данном случае с момента рождения ребенка, то есть ДД.ММ.ГГГГ, которая в последующем приобрел гражданство Российской Федерации, то в данном случае при рассмотрении ее заявления подлежат применению положения Федерального закона № 256-ФЗ по состоянию до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, указанные в частях 1, 3 - 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 - 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе или в форме электронного документа (далее - сертификат) путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами либо получить сертификат в беззаявительном порядке в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки. Указанное заявление, подписанное с использованием в том числе усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации, может быть направлено в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Часть 6 указанной статьи предусматривает, что основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:
1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3 - 4.1 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;
3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;
4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.
Лица, подавшие заявление о выдаче сертификата, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими документах (часть 8 указанной статьи).
Оценивая материалы дела, суд приходит к выводу, что Филипович Е.В. при обращении с заявлением представила все необходимые документы и у ОСФР по <адрес> отсутствовали основания для отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Также в соответствии со статьями 38, 67.1 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.
При этом уведомление об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка свидетельствует о грубом нарушении прав и законных интересов ребенка и матери и показывает, что государство не предоставляет должной защиты материнству, детству и семье.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцу по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ было необоснованно отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и решение № от ДД.ММ.ГГГГ является необоснованным, и в связи с рождением второго ребенка Филипович Е.В. имеет право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, и ее требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
р е ш и л:
Исковые требования Филипович Е. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, понуждении к исполнению обязанности удовлетворить.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче Филипович Е. В. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Признать право Филипович Е. В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ на получение государственного сертификата на получение материнского (семейного) капитала в связи с рождением <данные изъяты>.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> выдать Филипович Е. В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ государственный сертификат на получение материнского (семейного) капитала.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья И.В.Зинина