Решение по делу № 3-94/2014 от 10.10.2014

Копия из гражданского дела № 3-94/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург

01 декабря 2014 г.

Свердловский областной суд в составе председательствующего судьи Волковой Я.Ю. при секретаре Вахрамеевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-94/2014 по иску Вершинина Ю.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

истец Вершинин Ю.Н. обратился в суд с указанным иском, указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 78 041 кв.м. с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под объект промышленности (производственная база), расположенный в .... Кадастровая стоимость указанного участка составляет ( / / ) руб. Ссылаясь на несоответствие кадастровой стоимости участка его рыночной стоимости, нарушение своих прав в части определения суммы подлежащего уплате земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости участка, истец просил признать кадастровую стоимость участка по состоянию на 01.01.2010 равной рыночной стоимости по состоянию на ту же дату в размере руб. на основании отчета оценщика ООО «( / / )», притом, что соответствие этого отчета требованиям закону подтверждено положительным экспертным заключением. В иске истец просил отнести судебные расходы на него.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (извещение вручено представителю истца 13.11.2014). Представитель истца Коростелева С.М., действующая по доверенности, исковые требования поддержала.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Быков А.С. и представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Свердловской области Казакова Н.А. возражали относительно заявленных требований, полагая данные учреждения ненадлежащими ответчиками. Не оспаривали как отчет оценщика, так и экспертное заключение, подтвердив обоснованность определения рыночной цены именно на 01.01.2010, т.к. удельный показатель кадастровой стоимости земель определялся по Постановлению Правительства Свердловской области от 07.06.2011 № 695-ПП с 01.01.2010.

Представитель третьего лица ОАО «Сбербанк России» в судебное заседание не явился, указав в отзыве на иск на то, что участок находится в ипотеке у банка, банк поддерживает заявленный иск.

Представитель третьего лица Администрации г. Ирбита (получатель земельного налога) в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о рассмотрении дела, мнения по иску не высказал.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

Как предусмотрено п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.

Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, законодателем предусмотрено две модели определения кадастровой стоимости земельных участков: путем проведения государственной массовой оценки земли и путем определения рыночной стоимости применительно к индивидуальному земельному участку.

Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в который была включена глава III.1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрении споров о результатах ее определения.

При этом статьями 5 и 6 Закона № 167-ФЗ установлено, что его положения не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок. Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" глава III.1. «Государственная кадастровая оценка» изложена в иной редакции. При этом новых правил о порядке вступления в силу норм названной главы (возможности распространения этих норм к тем правоотношениям, к которым не применялись нормы Закона № 167-ФЗ) в законе не содержится.

Истцом оспаривается кадастровая оценка, определенная по состоянию на 01.01.2010 Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 № 695-ПП, из преамбулы которого следует, что утвержденные результаты государственной кадастровой оценки выполнены на основании Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, т.е. в соответствии с ранее действовавшим порядком, в связи с чем положения Федерального закона «Об оценочной деятельности» в новой редакции (в части материального правового регулирования) на данные правоотношения не распространяются.

Однако законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета возможности определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.

В своем Определении от 01.03.2011 № 280-О-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил указанное положение, указав, что по сути оно лишь закрепляет две модели исчисления кадастровой стоимости – либо в результате проведения государственной кадастровой оценки по Правилам, утвержденным Постановлением № 316, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости. Правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки главным образом массовых методов не исключает использование индивидуально определенной рыночной стоимости.

Таким образом, как в прежней, так и в действующей редакции закон допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.

Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка.

При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не связано с оспариванием достоверности государственной кадастровой оценки земельного участка и законности акта о ее утверждении.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: ... в ... принадлежит на праве собственности истцу (выписка из Единого госреестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на т. 1 л.д. 20).

Согласно акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 30.09.2011, составленного ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Свердловской области (т. 1 л.д. 243), кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земель по Постановлению Правительства Свердловской области от 07.06.2011 № 695-ПП, составляет ( / / ) руб. ( / / ) коп.

Кадастровая стоимость определена по состоянию на 01.01.2010.

При определении даты, по состоянию на которую должна быть определена рыночная стоимость земельного участка, суд исходит из того, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть по дате сопоставима с результатами массовой оценки. Положения ст. 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации") к спорным правоотношениям не применяются (с учетом изложенной выше позиции). Следовательно, при составлении отчета о рыночной стоимости оценщику необходимо руководствоваться ценообразующими факторами, имевшими место на ту же дату, на какую другой оценщик определял кадастровую стоимость массовым методом.

В соответствии с п. 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 (далее – Методических указаний), в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Согласно 1.4 Методических указаний результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков.

С учетом изложенного, поскольку для определения кадастровой стоимости участка при его образовании применялся исходный удельный показатель, определенный при проведении государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2010, то датой, по состоянию на которую должна быть определена рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, указанная в отчете оценщика рыночная стоимость участка истца по состоянию на 01.01.2010 является сопоставимой со стоимостью данного участка, определенной методом массовой оценки.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости названного земельного участка истца от ( / / ), выполненного оценщиком К.В.В. , сотрудником ООО «( / / )» (т. 1 л.д. 23-154) рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет ( / / ) руб. К отчету оценщика приложены копии документов об образовании оценщика (т. 1 л.д. 149, 150), о членстве К.В.В. в саморегулируемой организации оценщиков (т. 1 л.д. 151), о страховании ответственности оценщика (т. 1 л.д. 152).

Соответствие данного отчета требованиям, предъявляемым к нему действующим законодательством, подтверждается положительным заключением № , подготовленным ( / / ) Некоммерческим партнерством «( / / )» (т. 1 л.д. 155-164).

Выводы представленной оценки не оспариваются ответчиками.

С учетом изложенного, принимая во внимание разницу между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца об определении кадастровой стоимости указанного в иске земельного участка в размере его рыночной стоимости ( / / ) руб. по состоянию на 01.01.2010.

При этом суд не принимает во внимание доводы ответчиков о том, что каждый из них является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

В соответствии с пп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре объектов недвижимости» в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

Согласно положениям п. 3 ст. 16 указанного закона орган кадастрового учета осуществляет кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. Кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.

С учетом предъявляемых требований об изменении размера кадастровой стоимости и того обстоятельства, что права истца могут быть защищены только посредством внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости, надлежащим ответчиком является орган, уполномоченный в соответствии с законом вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.

Исходя из положений Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (часть 1 ст. 3), Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 (пункты 1, 5.1.25-5.1.28), Приказа Минэкономразвития России от 05.10.2009 № 395 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке земель, названа Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в лице своих территориальных органов по субъектам Российской Федерации.

В свою очередь полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости на основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О государственном кадастре объектов недвижимости», Приказа Росреестра от 11.03.2010 № П/93, Приказа Росреестра от 26.12.2011 N П/531 наделены федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации (в настоящее время - филиалы ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра»).

При этом делегирование отдельных управленческих функций частному лицу – ФГБУ «ФКП Росреестра» не свидетельствует о том, что Росреестр не является органом кадастрового учета и не освобождает его от выполнения контрольных полномочий в отношении ФГБУ.

С учетом изложенного, требования истца адресованы надлежащим ответчикам.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Вершинина Ю.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 78041 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под объект промышленности (производственная база), расположенный в ..., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере ( / / ) руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Свердловский областной суд.

Решение в окончательном виде изготовлено 01.12.2014.

Судья подпись Я.Ю. Волкова

Копия верна

Судья Я.Ю. Волкова

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

3-94/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Вершинин Юрий Николаевич
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области
Другие
ОАО "Сбербанк России"
Администрация г.Ирбита
Суд
Свердловский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
10.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.10.2014Передача материалов судье
15.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.10.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.11.2014Предварительное судебное заседание
01.12.2014Судебное заседание
01.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее