дело № 2-205/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 февраля 2019 года г. Симферополь
Симферопольский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Тимофеевой А.А., при секретаре судебного заседания Белицкой Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Симферопольского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Чайкинская школа», Администрации Симферопольского района Республики Крым, Управлению образования Администрации Симферопольского района Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, -
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Симферопольского района, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Симферопольский районный суд Республики Крым с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Чайкинская школа», Администрации Симферопольского района Республики Крым, о возложении на МБОУ «Чайкинская школа» Симферопольского района Республики Крым обязанности в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и подать в установленном порядке заявку (справку-смету, справку финансово-хозяйственной деятельности) для последующего финансирования за счет средств местного бюджета работ по установке в здании МБОУ «Чайкинская школа» технических средств (кнопки экстренного вызова полиции, системы видеонаблюдения), инженерно-технических средств охранной и тревожной сигнализации, установке ограждения по периметру здания МБОУ «Чайкинская школа»; о возложении на МБОУ «Чайкинская школа» Симферопольского района Республики Крым обязанности в течение 2 месяцев со дня производства финансирования за счет средств местного бюджета провести мероприятия по установке в здании МБОУ «Чайкинская школа» технических средств (кнопки экстренного вызова полиции, системы видеонаблюдения), инженерно-технических средств охранной и тревожной сигнализации, установке ограждения по периметру здания МБОУ «Чайкинская школа»; возложении на администрацию Симферопольского района Республики Крым, Управление образования Администрации Симферопольского района Республики Крым обязанности в течение 1 месяца со дня получения заявки МБОУ «Чайкинская школа» Симферопольского района Республики Крым осуществить необходимые мероприятия в пределах компетенции (подачу заявки, подготовку решения о внесении изменений в местный бюджет на текущий финансовый год, перечисление денежных средств) для обеспечения финансирования за счет средств местного бюджета работ по установке в здании МБОУ «Чайкинская школа» технических средств (кнопки экстренного вызова полиции, системы видеонаблюдения), инженерно-технических средств охранной и тревожной сигнализации, установке ограждения по периметру здания МБОУ «Чайкинская школа» (с учетом уточнения).
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что проверкой прокуратуры района, установлены нарушения требований законодательства в части обеспечения безопасных условий обучения, воспитания обучающихся в МБОУ «Чайкинская школа» Симферопольского района. Данные нарушения до настоящего времени не устранены, что обусловило обращение в суд.
В судебном заседании прокурор иск поддержал, дал пояснения по сути спора.
Представитель Администрации Симферопольского района и представитель Управления образования Администрации Симферопольского района Республики Крым не возражали против удовлетворения исковых требований с учетом выполненных мероприятий, ссылаясь на то, что финансирование подобных мероприятий осуществляется за счет средств субвенции, перечисляемой Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым.
Представитель МБОУ «Чайкинская школа» пояснила, что часть мероприятий (установка кнопки тревожной сигнализации и монтаж системы видеонаблюдения) выполнена ко дню рассмотрения дела, остальные требования будут выполнены после поступления соответствующего финансирования.
Суд, заслушав явившихся участников, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению на основании следующего.
Проверкой, проведенной прокуратурой Симферопольского района, установлено, что в нарушение требований законодательства администрацией Симферопольского района не создана Комиссия по обследованию и категорированию образовательных организаций Симферопольского района. С целью устранения выявленных нарушений, принятия мер по созданию вышеуказанной комиссии и проведения обследования образовательных учреждений района прокуратурой Симферопольского района в адрес администрации Симферопольского района 19 февраля 2018 года внесено представление. По результатам рассмотрения документа прокурорского реагирования 19 марта 2018 года в адрес прокуратуры района из администрации Симферопольского района поступила информация о том, что работы по категорированию образовательных учреждений не завершены, 21 февраля 2018 года утвержден состав межведомственной комиссии по проведению обследования и категорирования объектов с массовым пребыванием людей на территории Симферопольского района. Разработан график проведения категорирования дошкольных и общеобразовательных учреждений, согласно которого 5 июня 2018 года планируется завершение обследования образовательных учреждений.
Кроме того, администрацией Симферопольского района указано, что в дошкольных и общеобразовательных учреждениях будут выполнены мероприятия по созданию условий, гарантирующие охрану жизни и здоровья несовершеннолетних в полном объеме, при наличии финансирования.
В соответствии с информацией администрации Симферопольского района от 27 июня 2018 года № 01-90/7239 в настоящее время межведомственной комиссией по проведению обследования и категорирования объектов с массовым пребыванием людей проведено категорирование общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений.
Согласно приложению к вышеуказанной информации МБОУ «Чайкинская школа» Симферопольского района является объектом второй категории опасности. При этом технические средства (кнопка экстренного вызова полиции, система видеонаблюдения), инженерно-технические средства охранной и тревожной сигнализации, ограждение по периметру здания отсутствуют.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма являются основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации.
Пунктом «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, к основным задачам противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается, в том числе, на принципе приоритета жизни и здоровья человека.
Согласно пункту 15 части 3, пункту 2 части 6 и части 7 статьи 28 вышеуказанного Федерального закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Статьей 41 данного Федерального закона установлено, что учреждение обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья лиц, находящихся в нем, должностные лица учреждений несут ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха воспитанников.
В силу пункта 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 года №1235 независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных в том числе на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.
Минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) в соответствии с подпунктом «а» пункта 21 Требований достигается посредством своевременного выявления и незамедлительного доведения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно подпунктам «в», «д» пункта 22 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются мероприятия в том числе включающие в себя обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием, оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и поддержание их в исправном состоянии, оснащение бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий).
Также, подпунктом «б» пункта 23 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией).
Учитывая изложенное, обеспечение безопасности детей в МБОУ «Чайкинская школа» Симферопольского района не соответствует требованиям Федерального закона «О противодействии терроризму».
Указанные обстоятельства влекут нарушение прав несовершеннолетних детей на безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, а также работников образовательной организации.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения антитеррористической защищенности МБОУ «Чайкинская школа» не может служить основанием для нарушения прав несовершеннолетних на обучение в условиях, обеспечивающими их жизнь и здоровье.
В соответствии с пунктом 3.3 раздела 3 Положения об администрации Симферопольского района, утвержденного решением Симферопольского районного совета от 9 декабря 2014 года № 65, структуру администрации образуют секторы, отделы, управления, обеспечивающие жизнедеятельность населения на территории муниципального образования Симферопольский район, также в соответствии с пунктом 3.4 части 3 Положения об Администрации предусмотрено наделение таких органов администрации Симферопольского района правами юридического лица.
Также в соответствии с пунктом 2.8 Положения об управлении образования администрации Симферопольского района, утвержденного решением Симферопольского районного совета от 12 декабря 2014 года № 72 одной из основных задач управления образования администрации Симферопольского района является создание необходимых условий для жизни, учебы, труда, отдыха и охраны здоровья, обучающихся и воспитанников образовательных организаций, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, а также работников образования, физической культуры и спорта.
Кроме того, пункт 2.10. Положения устанавливает, что одной из задач управления образования администрации Симферопольского района является управление в пределах своей компетенции системой образования, также организация материально-финансового обеспечения подведомственных учреждений.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.5 указанного Положения Управление образования администрации Симферопольского района Республики Крым является структурным подразделением администрации Симферопольского района Республики Крым, также создано в форме муниципального казенного учреждения, при этом обладает правом юридического лица в объеме, необходимом для реализации его компетенции, имеет на своем балансе на праве оперативного управления имущество, лицевые счета в банковских учреждениях и органах казначейства, круглую печать и угловой штамп со своим наименованием, имеет право заключать договоры в своих интересах и интересах подведомственных учреждений, приобретать права и нести обязанности управления, быть истцом и ответчиком в суде.
Также согласно пункту 1.10 Положения и приложению к нему Управление образования ФИО2 <адрес> имеет в своей структуре подведомственные учреждения, а именно муниципальные бюджетные образовательные учреждения школы ФИО4 <адрес> Республики Крым, в перечень которого также входит МБОУ ФИО7 ФИО4 <адрес> Республики Крым.
В соответствии с решением 64 сессии 1 созыва от 20 декабря 2017 года № 844 Симферопольского районного совета «О районном бюджете муниципального образования Симферопольский район Республики Крым на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» Управление образования администрации Симферопольского района является главным распорядителем бюджетных средств по ассигнованиям предназначенным для финансирования всех расходов образовательной деятельности направленной на обеспечение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в, в том числе, финансирование на создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Таким образом, выделение дополнительного финансирования для покрытия соответствующих расходов осуществляется путем подачи соответствующих заявок (справки-сметы, справки финансово-хозяйственной деятельности) от МБОУ «Чайкинская школа» Симферопольского района в Управление образования администрации Симферопольского района, на правах подведомственного учреждения. В свою очередь Управлением образования администрации на правах структурного подразделения подается соответствующая заявка в администрацию Симферопольского района Республики Крым. В последующем на основе предоставленной заявки администрация Симферопольского района подает проект о внесении изменений в местный бюджет на текущий финансовый год для рассмотрения и последующего принятия по нему решения Симферопольским районным советом Республики Крым путем принятия его на очередной (или внеочередной) сессии.
Вместе с тем судом установлено, что часть мероприятий (установка кнопки тревожной сигнализации и монтаж системы видеонаблюдения) выполнена ко дню рассмотрения дела, что подтверждается договором № от ДД.ММ.ГГГГ между МБОУ «Чайкинская школа» и ООО <данные изъяты> и договором № от ДД.ММ.ГГГГ между МБОУ «Чайкинская школа» и ООО «<данные изъяты>».
Учитывая изложенное, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования частично, возложив на МБОУ «Чайкинская школа» обязанность подготовить заявку (справку-смету, справку финансово-хозяйственной деятельности) для последующего финансирования мероприятий по установке в здании МБОУ «Чайкинкая школа» Симферопольского района Республики Крым техническими средствами (кнопкой экстренного вызова полиции), установке ограждения по периметру здания МБОУ <данные изъяты>» и возложив на Администрацию Симферопольского района Республики Крым, Управление образования Администрации Симферопольского района Республики Крым обязанность осуществить необходимые мероприятия в пределах своей компетенции для обеспечения финансирования соответствующих работ за счет средств местного бюджета. После производства финансирования на указанные цели МБОУ «Чайкинская школа» обязано провести необходимые работы в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Иск заместителя прокурора Симферопольского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Чайкинская школа», Администрации Симферопольского района Республики Крым, Управлению образования Администрации Симферопольского района Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить частично.
Возложить на МБОУ «Чайкинская школа» Симферопольского района Республики Крым обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и подать в установленном порядке заявку (справку-смету, справку финансово-хозяйственной деятельности) для последующего финансирования за счет средств местного бюджета работ по установке ограждения по периметру здания МБОУ «Чайкинская школа».
Возложить на МБОУ «Чайкинская школа» Симферопольского района Республики Крым обязанность в течение 2 месяцев со дня производства финансирования за счет средств местного бюджета провести мероприятия по установке в здании МБОУ «Чайкинская школа» технических средств (системы видеонаблюдения), установке ограждения по периметру здания МБОУ «Чайкинская школа».
Возложить на администрацию Симферопольского района Республики Крым, Управление образования Аадминистрации Симферопольского района Республики Крым обязанность в течение 1 месяца со дня получения заявки МБОУ «Чайкинская школа» Симферопольского района Республики Крым осуществить необходимые мероприятия в пределах компетенции (подачу заявки, подготовку решения о внесении изменений в местный бюджет на текущий финансовый год, перечисление денежных средств) для обеспечения финансирования за счет средств местного бюджета работ по установке в здании МБОУ «Чайкинская школа» технических средств (системы видеонаблюдения), установке ограждения по периметру здания МБОУ «Чайкинская школа».
В удовлетворении остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Симферопольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом.
Судья А.А. Тимофеева
Мотивированное решение суда составлено 8 февраля 2019 года.
Судья А.А. Тимофеева |