Дело № 2а-4629/2022
УИД 47RS0006-01-2022-004095-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Гатчина 20 июля 2022 года
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Арикайнен Т.Ю.,
при секретаре Моргун В.А.,
с участием представителя административного истца в лице помощника Гатчинского городского прокурора Цветковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Гатчинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сяськелевское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия в соблюдении гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, расположенных вблизи д. Вохоново, д. Старые Низковицы Гатчинского района Ленинградской области в соответствии с санитарно-гигиеническими, эпидемиологическими и экологическими требованиями незаконными, обязании принять меры по оборудованию кладбищ контейнерами для накопления отходов, включающих возможность раздельного сбора твердых коммунальных отходов, отвечающими санитарно-гигиеническим, эпидемиологическим и экологическим требованиям,
установил:
Гатчинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сяськелевское сельское поселение» Гатчинского района Ленинградской области с вышеуказанными исковыми требованиями. В обоснование требований указал, что при проведении Гатчинской городской прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере оказания ритуальных услуг, в том числе санитарных, гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию мест погребения на территории МО Сяськелевского сельского поселения установлено, что территория кладбищ, расположенных вблизи д. Вохоново, д. Старые Низковицы Гатчинского района Ленинградской области не оборудована контейнерами для накопления отходов, включающих возможность раздельного сбора твердых коммунальных отходов, что влечет нарушение санитарных правил и санитарно-гигиенических требований к устройству и содержанию кладбищ, нарушает социальные, эстетические права граждан при его посещении. Просит признать незаконным бездействие муниципального образования «Сяськелевское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в несоблюдении гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, расположенных вблизи д. Вохоново, д. Старые Низковицы Гатчинского района Ленинградской области в соответствии с санитарно-гигиеническими, эпидемиологическими и экологическими требованиями; обязать административного ответчика в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по оборудованию территории кладбища контейнерами для накопления отходов, включающих возможность раздельного сбора твердых коммунальных отходов, отвечающими санитарно-гигиеническим, эпидемиологическим и экологическим требованиям.
Представитель административного истца Цветкова А.С. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Сяськелевское сельское поселение» Гатчинского района Ленинградской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений относительно исковых требований не представил. На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях прав.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В силу ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ), общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 8-ФЗ места погребения по принадлежности могут быть либо государственными либо муниципальными.
В силу положений ч. 2 ст. 25 вышеуказанного закона № 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 вышеназванного Федерального закона деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ № 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно п. 1 ст. 39 ФЗ № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3684-21, которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН 2.1.3684-21 (далее – СанПиН) являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
В соответствии с п. 53 вышеназванных СанПиН при устройстве кладбища должны предусматриваться: водоупорный слой; система дренажа; обваловка территории кладбища; разделение территории кладбища на зоны: ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений; водоснабжение, водоотведение, тепло-электроснабжение, благоустройство территории; подъездные пути и автостоянки.
В ходе проведенной проверки установлено отсутствие на кладбищах, расположенных вблизи д. Вохоново, д. Старые Низковицы Гатчинского района Ленинградской области контейнеров для накопления отходов, включающих возможность раздельного сбора твердых коммунальных отходов, отвечающих санитарно-гигиеническим, эпидемиологическим и экологическим требованиям, что подтверждается сведениями об организации работы в сфере ритуальных услуг администрации Сяськелевского сельского поселения Гатчинского района Ленинградской области.
В силу положений п. 1 СанПиН санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В силу положений пункта 1.2 СанПиН эти санитарные требования являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией кладбищ.
Отношения по содержанию кладбищ являются длящимися, и обозначенные санитарные правила распространяются на все действующие кладбища вне зависимости от времени их организации.
Поскольку содержание и благоустройство мест захоронения осуществляется администрацией Сяськелевского сельского поселения, то в целях обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, она должна руководствоваться указанным выше СанПиН.
В судебном заседании установлено и усматривается из материалов дела, что содержание кладбищ на территории Сяськелевского сельского поселения Гатчинского района Ленинградской области вблизи д. Сяськелево, д. Жабино, д. Вохоново, д. Старые Низковицы не отвечают вышеуказанным санитарным требованиям, а именно не оборудованы контейнерами для накопления отходов, включающих возможность раздельного сбора твердых коммунальных отходов в соответствие с требованиями п. 53 СанПиН, в связи с чем, иск прокурора подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, органы местного самоуправления свободны в планировании данной работы, при которой они исходят из реальных финансовых возможностей.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административный ответчик администрация муниципального образования «Сяськелевское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области ненадлежащим образом исполняет обязанности по санитарно - эпидемиологическому благополучию населения, что свидетельствует о бездействии ответчика, и обязании принять меры по оборудованию кладбищ на территории поселения контейнерами для накопления отходов, включающих возможность раздельного сбора твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая конкретные действия, которые обязан совершить ответчик, объем мероприятий, необходимых для их совершения, баланс интересов сторон суд признает разумным предоставить для проведения необходимых мероприятий по оборудованию кладбищ контейнерами для накопления отходов, включающих возможность раздельного сбора твердых коммунальных отходов срок 6 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.
С учетом изложенного, и руководствуясь ст.ст. 174, 179-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
признать бездействие администрации муниципального образования «Сяськелевское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в несоблюдении гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, расположенных вблизи д. Вохоново, д. Старые Низковицы Гатчинского района Ленинградской области в соответствии с санитарно-гигиеническими, эпидемиологическими и экологическими требованиями, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Сяськелевское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области обустроить кладбища, расположенные вблизи д. Вохоново, д. Старые Низковицы Гатчинского района Ленинградской области, контейнерами для накопления отходов, включающими возможность раздельного сбора твердых коммунальных отходов, отвечающими санитарно-гигиеническим, эпидемиологическим и экологическим требованиям, в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня вынесения путем подачи апелляционной жалобы или представления через Гатчинский городской суд Ленинградской области.
Судья: подпись
Решение в окончательной форме изготовлено 03.08.2022.