Дело № 2-1891/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2018 года Кировский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Терентьевой М.А., при секретаре Шадриной М.В., с участием истца Богомягкова В.П., его представителя – Желткевич М.В., представителя ответчика Военного комиссариата Кировского района города Пермского края – Костаревой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богомягкова В.П. к Военному комиссариату Кировского района города Перми Пермского края о признании отказа незаконным, возложении обязанности по присвоению звания,
УСТАНОВИЛ:
Богомягков В.П. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Кировского района города Перми Пермского края и просит признать отказ в присвоении звания «Ветеран военной службы» незаконным, обязать Военный комиссариат Кировского района города Пермского края присвоить ему звание «Ветеран военной службы».
В обоснование указанных требований указано, что он является инвалидом ....... группы вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей воинской службы, связанных с ликвидацией последствий аварии на ........ Согласно записей в военном билете он был призван на учебные сборы в ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в военный комиссариат Кировского района города Пермского края с заявлением о присвоении звания «Ветеран военной службы». Ответом от ДД.ММ.ГГГГ № ему в удовлетворении заявления было отказано в связи с тем, что граждане, призванные на военные сборы, военнослужащими не являются и на военную службу не призываются. Истец считает, что в связи с действующим законодательством граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы. Законодательством предусмотрено, что военнообязанные, получившие увечья при исполнении обязанностей воинской службы во время прохождения учебных сборов, приравниваются к военнослужащим. Считает, что он приравнивается к военнослужащим, получил увечье при исполнении обязанностей военной службы, и имеет право на получение звания ветерана военной службы.
В судебном заседании истец и его представитель на иске настаивали.
Представитель ответчика требования не признал, из представленного отзыва следует, что граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О статусе военнослужащих», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к следующему.
В статье 5 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что ветеранами военной службы, в частности, являются военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы), ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы.
Таким образом, данная норма относит к субъектам, которым устанавливается звание «Ветеран военной службы», военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы.
При этом указанные субъекты должны быть инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы.
Из положений статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» следует, что граждане из числа гражданских лиц, призванные на военные сборы, военнослужащими не являются и на военную службу не призываются.
Согласно абз. 2 п. 2 этой же статьи на граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О статусе военнослужащих», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Действующее законодательство не содержит нормы, относящей граждан, призванных на военные сборы, к лицам, которым присваивается звание «Ветеран военной службы».
Судом установлено, что Богомягков В.П. проходил военную службу по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в ликвидации последствий аварии на ........
Богомягкову В.П. отделом социальной защиты населения выдано удостоверение дающее право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на .......».
На заявление истца о присвоении ему звания «Ветеран военной службы» Военный комиссариат Кировского района города Пермского края письмом от ДД.ММ.ГГГГ возвратил документы к присвоению звания «Ветерана военной службы» и отказал в присвоении звания в связи с тем, что на граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О статусе военнослужащих», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Действующее законодательство не содержит нормы, относящей граждан, призванных на военные сборы, к лицам, которым присваивается звание «Ветеран военной службы».
Формулировка в справке сер. №, выданной Богомягкову В.В.: «Увечье полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на .......», не может принято судом в качестве доказательства того, что инвалидность получена вследствие прохождения военной службы в связи со следующим.
В соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 апреля 2003 года № 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» бывшим военнослужащим, проходившим освидетельствование в военно-врачебных комиссиях и имеющим врачебно-экспертные документы с заключением военно-врачебной комиссии о причинной связи увечий, заболеваний, при установлении инвалидности по тому увечью, заболеванию, которое указано в заключении военно-врачебной комиссии, причина инвалидности определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в точном соответствии с формулировкой заключения военно-врачебной комиссии о причинной связи увечий, заболеваний.
Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года № 565 определено, что заключение военно-врачебной комиссии в формулировке «военная травма» может быть вынесено при ранениях, контузиях, травмах, полученных военнослужащими при исполнении обязанностей военной службы, а также при заболеваниях, обусловленных воздействием радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения, компонентов ракетных топлив и иных высокотоксичных веществ, токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, источников электромагнитного поля и лазерного излучения, микроорганизмов 1 и 2 групп патогенности. Аналогичное заключение о причинной связи военно-врачебные комиссии могут применять и при заболеваниях у военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях.
Причина инвалидности с формулировкой «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на ......., устанавливается указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на .......» бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ....... и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на ........
Довод истца о том, что постановлением Совета Министров СССР от 12 марта 1985 года № 220 «О пенсионном обеспечении военнообязанных, получивших ранения, контузии или увечья в период прохождения учебных или поверочных сборов» установлено, что военнообязанным, призванным на учебные или поверочные сборы и ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей в период прохождения этих сборов, пенсии по инвалидности назначаются на основаниях, установленных для военнослужащих срочной службы, не может иметь правового значения к рассматриваемому спору, поскольку в данном случае речь идет об установлениях пенсии по инвалидности.
Из вышеизложенного следует, что Богомягков В.П., как лицо, призванное на сборы и подвергшееся радиоактивному загрязнению в связи с аварией на ......., ставший инвалидом в результате заболевания, полученного при исполнении обязанностей, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на ......., не может быть отнесен к ветеранам военной службы.
Таким образом, правовых оснований для присвоения истцу звания «Ветеран военной службы», не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Богомягкову В.П. в удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату Кировского района г. Перми Пермского края о признании отказа незаконным и возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран военной службы».
Решение в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.
Судья М.А.Терентьева