Дело №3а-42/2021
УИД 33ОS0000-01-2020-000297-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город **** **** года
Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Емельяновой О.И.
при секретаре Кротковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Миронова С. С.ча, Третьякова С. А., Дремова С. Д. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере равном его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Миронов С.С., Третьяков С.А., Дремов С.Д. обратились во Владимирский областной суд с вышеназванным административным исковым заявлением.
В обоснование требований указали, что являются собственниками нежилых зданий, расположенных на принадлежащем им на праве аренды земельном участке с кадастровым номером ****, площадью 16697 +\- 45,23 кв.м., относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – склады, расположенном по адресу: ****
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** установлена актом определения кадастровой стоимости ФГБУ «ФКП Росреестра по **** по состоянию на **** в размере 17 027 934,54 руб.
Между тем в соответствии с отчетом об оценке ООО «Независимая оценка» от **** **** рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на **** составляет 6 251 437 рублей.
Ссылаясь в качестве правового обоснования, в том числе на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, административные истцы просят установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости по состоянию на **** в размере 6 251 437 рублей, указывая, что от размера кадастровой стоимости зависит размер арендных платежей.
Административные истцы Миронов С.С., Третьяков С.А., Дремов С.Д. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Административный ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по **** (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра по ****») представителя для участия в судебное заседание не направил. В представленных письменных возражениях, выражая несогласие с определением процессуального положения в качестве административного ответчика, указал, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** определена актом определения кадастровой стоимости ФГБУ «ФКП Росреестра по ****» от **** **** по состоянию на **** в размере 17 027 934,54 руб. Пояснил, что расчет кадастровой стоимости произведен филиалом на основании пункта 18 (а) Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от **** ****. Указал, что удельный показатель кадастровой стоимости утвержден постановлением администрации **** от **** ****. Исполнение технических функций, выразившихся в проведении арифметических подсчетов согласно установленной методике, с использованием удельных показателей, утвержденных актом органа местного самоуправления, не свидетельствует об утверждении оспариваемой кадастровой стоимости. Полномочиями на утверждение кадастровой стоимости, равно как на утверждение удельных показателей кадастровой стоимости филиал не наделен. Просил отказать в удовлетворении требований к ФГБУ «ФКП Росреестра» по ****, административное дело рассмотреть в отсутствие представителя (л.д.128-131 т.1, л.д.138-139 т.2).
Заинтересованное лицо администрация ****, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, представителя для участия в судебное заседание не направила. В представленном письменном отзыве требования не признала, указала на отсутствие в материалах административного дела доказательств того, что кадастровая стоимость земельного участка была определена по недостоверным сведениям, ошибками в методике ее определения и в применении этой методики. Дело просила рассмотреть в отсутствие представителя (л.д. 113 т.1,л.д.135 т.2).
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по **** (далее - Управление Росреестра по ****) в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела, представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Руководствуясь положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), суд определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся представителей администрации ****, ФГБУ «ФКП Росреестра» по ****, Управления Росреестра по ****, администрации ****, явка которых не признана обязательной.
Исследовав и оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от **** №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Миронову С.С., Третьякову С.А., Дремову С.Д. принадлежит на праве аренды земельный участок с кадастровым номером ****, площадью 16697 +\- 45,23 кв.м., относящийся к категории земель – земли населенных пунктов, имеющий разрешенное использование – склады, расположенный по адресу: **** на основании договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от **** ****, договора купли-продажи нежилых помещений и переуступки права аренды земельного участка от ****.
Земельный участок с кадастровым номером **** является учтенным, поставлен на кадастровый учет **** (л.д.20-21 т.1).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** определена актом определения кадастровой стоимости ФГБУ «ФКП Росреестра по ****» от **** **** по состоянию на **** в размере 17 027 934,54 руб. (л.д.132 т.1).
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** внесены в государственный реестр недвижимости ****, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от **** № **** (л.д.19 т.1).
С учетом положений статьи 24.18 Федерального закона от **** №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рыночная стоимость в отношении объекта недвижимости устанавливается на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
**** Миронов С.С., Третьяков С.А., Дремов С.Д., полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** является завышенной и не соответствует его рыночной стоимости, нарушает их права, обратились с настоящим административным исковым заявлением в суд.
Статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Поскольку размер арендных платежей, подлежащих уплате
административными истцами на основании договора аренды земельного участка от **** **** и расчета арендной платы, являющегося приложением **** к указанному договору (л.д.15 т.1), исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, суд приходит к выводу о том, что определение в отношении данного земельного участка кадастровой стоимости в размере рыночной влияет на обязанность административных истцов по уплате арендных платежей и у них имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.
Административными истцами при обращении в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением в подтверждение доводов о значительном превышении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** над его рыночной стоимостью представлен отчет об оценке, составленный ООО «Независимая оценка» от **** ****, согласно которому рыночная стоимость данного объекта недвижимости по состоянию на **** составляет 6 251 437 рублей.
В ходе рассмотрения дела была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на **** и проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (л.д. 144-146 т.1).
Согласно заключению эксперта ООО «Владимирский центр кадастровых работ, геодезии и картографии» Силиной Т.Л. от **** **** рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на **** составляет 7 149 000 руб.
Относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности в заключении экспертом выявлены существенные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости. В частности, в нарушение требований п.8 ФСО **** не содержится описание частей объекта оценки, хотя по информации на страницах 57-58 отчета объект оценки располагает частью. В нарушение п.8 д) ФСО ****, п.13 ФСО **** на странице 24 отчета используется мнение специалистов без указания их квалификации и без анализа значения на соответствие рыночным данным. В нарушение п.п.5,11 ФСО **** не представляется возможным проверить и подтвердить представленные данные по ссылке на страницах 26, 40 отчета. В связи с этим информацию на страницах 24, 26, 40 отчета не представляется возможным проверить и подтвердить отсутствие информации после даты оценки (п.8 ФСО ****). В связи с чем, не представляется возможным проверить и подтвердить информацию, полученную экспертом на странице 24 отчета (таблица 4 на страницах 24-25 отчета), информацию по корректировке на торг (страница 26 отчета), не представляется возможным проверить и подтвердить анализ факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости (пункт 11 г) ФСО ****) и на стоимость (п.8 з) ФСО ****). Изложенные обстоятельства не позволяют подтвердить полноту, достоверность и достаточность исходной информации и допускают неоднозначное толкование полученных результатов (л.д. 2-121 т.2).
Экспертиза проведена экспертом ООО «Владимирский центр кадастровых работ, геодезии и картографии» Силиной Т.Л., имеющей соответствующее образование, стаж работы в оценочной деятельности с **** года, стаж работы судебного эксперта с **** года, предупрежденной об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Заключение эксперта от **** **** соответствует требованиям, предъявляемым статьёй 82 КАС РФ, а также требованиям Федерального закона от **** №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, федеральным стандартам оценки ФСО **** «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки», ФСО**** «Цель оценки и виды стоимости», ФСО**** «Требования к отчету об оценке» и ФСО**** «Оценка недвижимости», а также стандартами и правилами оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, содержит полное описание объекта оценки и произведенного расчета его рыночной стоимости, методов оценки, сведений об источниках цен, подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, в том числе относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Правильность заключения эксперта, отвечающего требованиям статей 49,77,79,82 КАС РФ, участвующими в деле лицами, в ходе рассмотрения дела под сомнение не ставилась, данное заключение оспорено не было, возражений относительно установленной экспертом рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на ****, а также формы и содержания экспертного заключения не поступало.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы, поскольку заключение эксперта от **** **** мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертами обстоятельствами и не содержат противоречий. Указанное заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **** **** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Оценив заключение эксперта в соответствии с правилами статьи 84, ч. 8 ст. 82 КАС СРФ, суд признает, что выводы эксперта отвечают принципам обоснованности и однозначности, а представленное заключение является объективным и допустимым доказательством рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, определенной по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Представленный административным истцом отчет об оценке ООО «Независимая оценка» от **** **** вышеуказанным критериям не отвечает, опровергнут заключением проведенной по делу судебной экспертизы, в связи с чем, не может быть положен в основу выводов суда.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 16697 +\- 45,23 кв.м., относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – склады, расположенного по адресу: ****, по состоянию на **** в размере его рыночной стоимости 7 149 000 рублей 00 копеек.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **** **** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
В соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в Комиссию или суд (абзац пятый статьи 24.20 указанного Федерального закона).
С учетом изложенного датой подачи заявления Миронова С.С., Третьякова С.А., Дремова С.Д. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере равном его рыночной стоимости следует считать ****, то есть дату обращения в суд.
Согласно статье 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от **** № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, данное решение в силу прямого указания закона является основанием для внесения сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Миронова С. С.ча, Третьякова С. А., Дремова С. Д. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере равном его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 16697 +\- 45,23 кв.м., относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – склады, расположенного по адресу: ****, по состоянию на **** в размере его рыночной стоимости 7 149 000 (семь миллионов сто сорок девять тысяч) рублей 00 копеек.
Считать датой подачи заявления Миронова С. С.ча, Третьякова С. А., Дремова С. Д. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере равном его рыночной стоимости ****.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Владимирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья
Владимирского областного суда О.И.Емельянова
Мотивированное решение изготовлено ****