Дело № 66а-1053/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 21 октября 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Павловой О.А.,
судей Пластинина И.В., Шадриной Е.В.,
при секретаре Швец К.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-106/2020 по административному исковому заявлению Сенькова Алексея Александровича о признании не действующим в части Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Карталинского муниципального района, утверждённого решением Собрания депутатов Карталинского муниципального района от 31 октября 2019 г. № 710, по апелляционной жалобе Сенькова Алексея Александровича на решение Челябинского областного суда от 16 июля 2020 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Леонтьева С.А., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Собрания депутатов Карталинского муниципального района от 31 октября 2019 г. № 710 утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Карталинского муниципального района (далее – Положение).
Данный документ официально опубликован 16 ноября 2019 г. в газете «Карталинская новь», № 33.
При вынесении судом решения Положение действовало в редакции решения Собрания депутатов Карталинского муниципального района от 27 января 2020 г. № 750 «О внесении изменений в Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Карталинского муниципального района», которое официально опубликовано 28 января 2020 г. в газете «Карталинская новь», № 3 (приложение).
В пункте 32 Положения установлено, что в ходе проведения конкурса конкурсная комиссия оценивает зарегистрированных кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, сведений об осуществлении трудовой (служебной) деятельности, а также тестирования, выступления по вопросам, связанным с исполнением полномочий главы Карталинского муниципального района.
В абзаце втором пункта 32 Положения предусмотрено, что конкурсная комиссия оценивает уровень профессионального образования и следующих профессиональных знаний и навыков зарегистрированных кандидатов:
- знание Конституции Российской Федерации (приведены конкретные направления, по которым определяются объём и качество знаний);
- знание Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (приведены конкретные направления, по которым определяются объём и качество знаний);
- знание Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (приведены конкретные направления, по которым определяются объём и качество знаний);
- знание устава Челябинской области (приведены конкретные направления, по которым определяются объём и качество знаний);
- знание устава Карталинского муниципального района (приведены конкретные направления, по которым определяются объём и качество знаний);
- знание основных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (приведены конкретные направления, по которым определяются объём и качество знаний);
- знание основных положений Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (приведены конкретные направления, по которым определяются объём и качество знаний);
- знание порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в соответствии с законодательством Челябинской области;
- навыки управленческой деятельности (приведены конкретные направления, по которым определяются объём и качество знаний);
- знание показателей социально-экономического развития Карталинского муниципального района (указан источник получения информации);
- знание демографических показателей Карталинского муниципального района (приведён конкретный период с указанием источника получения информации);
- знание историко-географических и картографических особенностей Карталинского муниципального района (указан источник получения информации).
В абзаце первом пункта 33 Положения указано, что тестирование проводится с целью оценки знаний и навыков зарегистрированных кандидатов, указанных в пункте 32 Положения.
Для проведения тестирования конкурсной комиссией разрабатывается тестовое задание, содержащее 30 вопросов с четырьмя вариантами ответов на каждый из вопросов (абзац второй пункта 33 Положения).
По окончании тестирования конкурсной комиссией объявляется перерыв, продолжительность которого определяется председателем конкурсной комиссии. По завершении перерыва каждому зарегистрированному кандидату предоставляется время (до десяти минут) для выступления, включающего в себя краткое изложение его видения работы главы Карталинского муниципального района, задач, целей и иных аспектов развития Карталинского муниципального района и деятельности органов местного самоуправления Карталинского муниципального района. Выступления зарегистрированных кандидатов проводятся в присутствии членов конкурсной комиссии и технического секретаря, в отсутствие других зарегистрированных кандидатов. В случае отказа зарегистрированного кандидата от выступления оно оценивается в 0 баллов (абзацы шестнадцатый, семнадцатый и восемнадцатый пункта 32 Положения).
В абзаце девятнадцатом пункта 32 Положения определено, что члены конкурсной комиссии оценивают грамотность, чёткость, логичность изложения информации в выступлении зарегистрированного кандидата, а также взаимосвязь выступления с деятельностью и актуальными задачами органов местного самоуправления Карталинского муниципального района по балльной системе, от 0 до 3 баллов включительно.
В абзацах двадцать восьмом и двадцать девятом пункта 33 Положения предусмотрено, что члены конкурсной комиссии оценивают общие навыки управленческой деятельности зарегистрированных кандидатов по результатам рассмотрения представленных ими сведений об осуществлении трудовой (служебной) деятельности, выступлений зарегистрированных кандидатов по балльной системе, от 0 до 3 баллов включительно, согласно следующим критериям: координирование управленческой деятельности, оперативное принятие и реализация управленческих решений, ведение переговоров и публичные выступления, организация и планирование работы, контроль, анализ и прогнозирование последствий принимаемых решений, разрешение и урегулирование конфликтов, работа со служебной информацией, со сведениями, составляющими государственную тайну; рассмотрение проектов местных бюджетов, исполнение местных бюджетов (участие в бюджетном процессе).
Максимальное количество баллов, которое по итогам конкурса может получить каждый зарегистрированный кандидат, равно 16 баллам. Зарегистрированный кандидат, набравший по итогам конкурса 9 и менее баллов, по решению конкурсной комиссии не может быть признан победителем конкурса. При этом победителями конкурса признаются не менее двух зарегистрированных кандидатов, набравших по итогам конкурса максимальное количество баллов (абзацы тридцать третий, тридцать четвёртый и тридцать пятый пункта 33 Положения).
Сеньков А.А., являясь жителем г. Карталы Карталинского муниципального района Челябинской области и победителем конкурса по отбору кандидатур на должность главы Карталинского муниципального района, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими абзаца второго пункта 32, абзацев первого, второго, девятнадцатого, двадцать восьмого и двадцать девятого пункта 33 Положения, указывая, что оспариваемые положения не отвечают требованиям определённости, поскольку не содержат чётких критериев оценки кандидатов на этапах конкурса «Выступление» и «Оценка представленных документов». Описание этапа «Тестирование» создаёт неопределённость правоприменения, поскольку имеется противоречие между объёмом требуемого уровня профессионального образования, знаний и навыков у кандидатов и количеством вопросов в тестовом задании.
Решением Челябинского областного суда от 16 июля 2020 г. административному истцу в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене решения суда, как принятого с нарушением норм материального права, и просит принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционной жалобы административным ответчиком и прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемое Положение принято Собранием депутатов Карталинского муниципального района в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие и по этим основаниям не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Челябинской области от 11 июня 2015 г. № 189-ЗО «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области» глава муниципального района избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
В пункте 2 статьи 24 устава Карталинского муниципального района, принятого постановлением Собрания депутатов Карталинского муниципального района от 30 июня 2005 г. № 27, указано, что глава муниципального образования избирается Собранием депутатов Карталинского муниципального района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса сроком на 5 лет, и возглавляет местную администрацию.
В соответствии с частью 2.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования.
Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.
Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены учитываемые в условиях конкурса требования к уровню профессионального образования и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Законом Челябинской области от 28 декабря № 488-ЗО «О требованиях к уровню профессионального образования, профессиональным знаниям и навыкам, являющимся предпочтительными для осуществления главой муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, и о признании утратившими силу некоторых законов Челябинской области» установлены учитываемые в условиях конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования требования к профессиональным знаниям и профессиональным навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области.
В частности, к требованиям о профессиональных знаниях отнесено наличие следующих профессиональных знаний в области законодательства Российской Федерации и Челябинской области: знание положений статьи 132 Конституции Российской Федерации; знание Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (изложены конкретные положения, который должен знать кандидат); знание Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (указаны конкретные положения, который должен знать кандидат); знание устава Челябинской области (изложены конкретные положения, который должен знать кандидат; знание законов Челябинской области о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (указан конкретный объём знаний) (пункт 2 статьи 1).
К требованиям о профессиональных навыках отнесено наличие навыков управленческой деятельности: опыт работы на руководящих должностях в организациях, государственных органах, органах местного самоуправления, а также деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, являющегося работодателем (пункт 3 статьи 1).
Проанализировав оспариваемые положения и сопоставив их с федеральным законодательством и законодательством Челябинской области в сфере рассматриваемых правоотношений, суд пришёл к правильному выводу о том, что обжалованное правовое регулирование не допускает какой-либо двусмысленности и неоднозначного толкования, согласуется с общеправовым критерием определённости, ясности и недвусмысленности правовых норм и не свидетельствует о наличии какой-либо несогласованности с иными положениями Положения.
Кроме того, то обстоятельство, что административный истец стал победителем конкурса, означает, у конкурсной комиссии (правоприменителя) не возникает трудностей в понимании и применении оспариваемых положений.
Установив, что Положение в оспариваемой части не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушает, суд первой инстанции правомерно на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Сенькова А.А.
Каких-либо доводов, которые не были проверены судом, апелляционная жалоба не содержит.
Принятое судом решение соответствует нормам материального права, правильно применённым и истолкованным.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Челябинского областного суда от 16 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Сенькова Алексея Александровича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи