дело № 2-515/22
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 января 2022 года г. Владикавказ
Ленинский районный суд г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания в составе:
председательствующего судьи Коваленко В.А.,
при секретаре Гобозовой Ф.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дзапарова ФИО1 к ООО «Южанка Плюс» об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
у с т а н о в и л:
Дзапаров ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями к ООО «Южанка Плюс» об истребовании из незаконного владения ООО «Южанка Плюс» нежилого помещения (Литер А), площадью 87,4 кв.м., этаж 2, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № (далее – объект) и возложении обязанности на ООО «Южанка Плюс» в лице генерального директора Мазлоевой ФИО2 освободить данный объект не позднее трёх рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда по делу. В обоснование предъявленных требований истец указал, что является собственником указанного объекта на основании договора купли-продажи заключённого 10 октября 2020 года между ним и Мазлоевой З.И. После заключения данного договора между истцом и ответчиком был заключён договор аренды объекта сроком с 22 октября 2020 года по 22 сентября 2021 года, который ответчик выполнил частично, передав истцу арендную плату лишь по 23 июня 2021 года, после чего в одностороннем порядке прекратил оплаты. В ноябре 2021 года истец уведомил ответчика о расторжении заключённого между ними договора аренды и требование об освобождении объекта, однако оно было оставлено без внимания. По мнению истца, ответчик в настоящее время не имеет законных оснований пользоваться его объектом, при этом решить данный вопрос в ином порядке, нежели судебном, для него не представляется возможным.
Истец Дзапаров ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования удовлетворить, против вынесения заочного решения не возражал.
ООО «Южанка Плюс», извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило, о причинах неявки не сообщило, возражений, относительно предъявленных исковых требований, не представило.
Согласно части 3 и части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения об уважительных причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.
В связи с этим суд в соответствии с частью 1 статьи 48, статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с согласия истцовой стороны, в отсутствие представителя ответчика, рассмотрел данное гражданское дело в порядке заочного производства.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим. Вместе с тем способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем, стороны правоотношений вправе применить лишь определенный способ защиты права.
Право истребовать своё имущество из чужого незаконного владения предоставлено собственнику статьёй 301 Гражданского кодекса Российской Федерации. Виндикационный иск, то есть истребование имущества из чужого незаконного владения, является требованием не владеющего вещью собственника к владеющему несобственнику о возврате ему вещи.
Как указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление Пленума от 29 апреля 2010 года 10/22), в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца (абзацы первый и третий).
Истец в силу статьи 56 (часть 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт наличия имущества у незаконного владельца и владение ответчиком этим имуществом, незаконность оснований этого.
Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 549 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (пункт 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что 10 октября 2020 года между Мазлоевой ФИО2 и Дзапаровым ФИО1 был заключен договор купли-продажи нежилого помещения (Литер А), площадью 87,4 кв.м., этаж 2, находящегося по адресу: <адрес>; кадастровый номер №.
Цена договора составила 1 000 000 рублей.
Согласно пункту 2.2. вышеуказанного Договора, передаточному акту к нему, а также рукописной расписке, все расчёты между сторонами, связанные с уплатой цены за объект в размере 1 000 000 рублей, произведены в полном объеме.
21 октября 2020 года договор купли-продажи нежилого помещения от 10 октября 2020 года прошёл государственную регистрацию (№), после чего право собственности на указанный объект перешло к Дзапарову ФИО1
В пункте 4.1. договора стороны подтвердили, что не ограничены в дееспособности, под опекой, попечительством и патронажем не состоят, по состоянию здоровья могли самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности, не страдали заболеваниями, препятствующими осознавать суть подписываемого договора, что у них отсутствовали обстоятельства, вынуждающие их заключать данный договор на крайне невыгодных для сторон условиях.
Таким образом, суд установил, что приведённый выше договор купли-продажи от 10 октября 2020 года, заключенный между Мазлоевой З.С. и Дзапаровым ФИО1 был составлен в письменном виде, в тексте договора стороны указаны как продавец и покупатель, из текста договора однозначно следует, что Мазлоева З.С. производит отчуждение объекта за установленную в договоре плату, что право собственности переходит к Дзапарову ФИО1
То есть вышеуказанные последовательные действия Мазлоевой З.С. свидетельствуют о том, что она понимала существо заключаемого договора, осознавала факт возмездного отчуждения объекта, свободно выражала свою волю на заключение данного договора, желала этого и в случае своего несогласия не была лишена возможности отказаться от заключения договора.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что указанный договор купли-продажи от 10 октября 2020 года соответствует требованиям закона, приведённым выше и соответственно, Дзапаров ФИО1 в настоящее время является законным собственником нежилого помещения (Литер А), площадью 87,4 кв.м., этаж 2, расположенного по адресу: <адрес>; кадастровый номер №.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество, в иных случаях, предусмотренных законом.
Продав объект, приведённый выше, Мазлоева З.С. совершила действия, направленные, согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, на прекращение своего права собственности в отношении этого имущества.
Вместе с тем, судом установлено, что между истцом и генеральным директором ООО «Южанка Плюс» Мазлоевой З.С., 22 октября 2020 года был заключен договор аренды приведённого объекта, сроком на 11 месяцев, то есть с 22 октября 2020 года по 22 сентября 2021 года, в связи с чем, он не подлежал государственной регистрации.
Согласно пункту 4.1. данного договора ответчик обязался оплачивать арендные платежи в размере 20 000 рублей в месяц.
Представленная истцом расписка подтверждает факт оплаты по данному договору арендных платежей в период с 22 ноября 2020 года по 22 июня 2021 года.
Вместе с тем, согласно пункту 5.3 Договора, он, может быть, расторгнут по инициативе Арендодателя (Дзапарова ФИО1) в любое время, путём извещения Арендатора (ООО «Южанка Плюс») о таком намерении за две недели в письменном виде. При этом неполучение арендатором такого извещения по любой причине не является основанием для не освобождения указанного объекта (пункт 5.4.).
Как следует из материалов дела, Дзапаров ФИО1 направил генеральному директору ООО «Южанка Плюс» такое уведомление 11 октября 2021 года посредством Почты России, заказным письмом с уведомлением, которое вернулось истцу с отметкой об истечении срока хранения.
В силу пункта 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путём уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
В силу пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимые сообщения, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (абзац 2 пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд соглашается с доводами истца о том, что ответчику приведённое выше уведомление о расторжении договора аренды объекта и его освобождении считается доставленным, в соответствии с нормами материального права указанными выше.
Таким образом, исследованные судом доказательства свидетельствуют о том, что в настоящее время объект фактически находится в пользовании и владении ООО «Южанка Плюс», доказательств законности такого владения ответчиком суду не предоставлено.
Поскольку материалами дела подтверждено, что законным собственником объекта является Дзапаров ФИО1, а ответчик в свою очередь незаконно им пользуется и не освобождает, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Дзапарова ФИО1 к ООО «Южанка Плюс» об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворить.
Истребовать из чужого незаконного владения ООО «Южанка Плюс» (ОГРН: №; ИНН: №) нежилое помещение (Литер А), площадью 87,4 кв.м., этаж 2, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, принадлежащее Дзапарову ФИО1 на праве собственности.
Обязать генерального директора ООО «Южанка Плюс» (ОГРН: 1181513002241; ИНН: 1513070333) Мазлоеву Зою Сосланбековну освободить принадлежащее Дзапарову ФИО1 на праве собственности нежилое помещение (Литер А), площадью 87,4 кв.м., этаж 2, расположенное по адресу: <адрес>; кадастровый номер №, не позднее трёх рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда по данному делу.
Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке, в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Коваленко В.А.