дело № 2-850/2018
изготовлено 04.04.2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ярославль |
20 февраля 2018 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Козлова А.Ю.,
при секретаре Шамариной А.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кочкина Сергея Владимировича к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ярославской области» о возобновлении выплаты пенсии,
установил:
Приказом главнокомандующего ОВС СНГ № 0829 от 24 декабря 1992 г. Кочкин С.В. уволен с военной службы в должности подполковника с зачислением в запас по п. «в» ст. 59 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утв. Постановлением Совмина СССР от 18.03.1985 г. № 240 (по сокращению штатов) с выслугой 20 лет 3 месяца.
Приказом командира в/ч 30013 (г. Первомайск Николаевской обл., Украина) от 12.03.1993 г. №44 Кочкин С.В. был исключен из списков личного состава и направлен на учет в Унинский РВК Кировской области. 15.07.1993 г. истец обратился в Унинский РВК Кировской области с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет на основании Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
С 01.11.2011 г. пенсия по выслуге лет выплачивалась Кочкину С.В. по месту регистрации Ростовским ГРВК Ярославской области.
Распоряжением начальника ЦСО военного комиссариата Ярославской области от 18 апреля 2017 г. выплата пенсии Кочкину С.В. приостановлена с 01.05.2017 г. ввиду уточнения места жительства.
Распоряжением начальника ЦСО военного комиссариата Ярославской области от 19 октября 2017 г. выплата пенсии Кочкину С.В. прекращена с 01.05.2017 г. ввиду уточнения места жительства.
Кочкин С.В. обратился в суд с исковым заявлением к Военному комиссариату Ярославской области, просил признать незаконным решение ответчика о приостановлении выплаты пенсии; обязать ответчика возобновить выплату пенсии с даты приостановления выплаты.
В исковом заявлении указано, что по май 2017 года истец получал пенсию по месту жительства в г. Ростове Ярославской области через отделение Сбербанка России. Письмом от 14.04.2017 года военный комиссар Ярославской области сообщил ему о том, что выплата ему пенсии приостановлена на срок 6 месяцев начиная с 1 мая 2017 года на основании п.5 ст.24 Федерального Закона от 28.12.2013г. № 400 «О страховых пенсиях», истцу предложено представить документ, подтверждающий отсутствие права на пенсию на территории Украины, поскольку к ответчику поступили сведения о том, что Кочкин С.В. постоянно проживает на территории Украины и имеет паспорт гражданина этой страны. 12.09.2017 г. истец направил в адрес ответчика аргументированное заявление о возобновлении выплаты пенсии, которое оставлено без удовлетворения (письмо от 03.10.2017 г.). Переписка с ответчиком осуществлялась по месту жительства истца в г. Ростове Ярославской области. Сведения о наличии гражданства Украины истец предоставил в военный комиссариат самостоятельно. Кочкин С.В. является военнообязанным, пребывает в запасе, в связи с чем, надлежащим образом исполняет обязанности по воинскому учету, в случае мобилизации подлежит призыву на военную службу в ВС РФ. Федеральным законом от 02.04.2014г. № 64-ФЗ срок пребывания в запасе продлён с 60 лет до 65 лет. Военный комиссариат Ярославской области, не подвергает сомнению нахождение Кочкина С.В. в запасе Вооружённых сил России и, не обладая полномочиями по снятию офицера запаса с учёта без его личного заявления, уклоняется от обязанности по выплате назначенной ему ранее пенсии по выслуге лет на основании произвольного толкования пенсионного законодательства, нарушает принцип равноправности и равнообязанности гражданина и государства, наделённых взаимной ответственностью по отношению друг к другу и не учитывает, что взаимные права и обязанности гражданина и государства не зависят от того, находится ли гражданин в России или же за её пределами.
Истец полагает, что, применяя к нему требования п. 5 ст. 24 Федерального закона «О страховых пенсиях», ответчик игнорирует, что порядок назначения, перерасчёта, перевода и выплаты пенсий, финансируемых за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…»; не принимает во внимание то, что истец, являясь пенсионером Министерства обороны РФ и получателем пенсии за выслугу лет на учёте в Пенсионном фонде России не стоит, не имеет прав, не претендует на назначение пенсии в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», который на него не распространяется. Требования, выдвинутые Военным комиссариатом Ярославской области, являются неправомерными, необходимыми для получения пенсии по выслуге лет. Статья 56 Закона РФ № 4468-1 определяет, что выплата пенсии по выслуге лет производится по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства, выданных в установленном порядке органами регистрационного учёта. Истец получал пенсию с 1993 года лично. Ни Федеральный закон № 4468-1, ни Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 г. № 1386, не содержат условием для выплаты пенсии предоставление военным пенсионером какого-либо документа, подтверждающего наличие либо отсутствие у него права на пенсию на территории иного государства, не вводит каких-либо ограничений на выплату пенсии по причине наличия у пенсионера - гражданина РФ паспорта иного государства и не предусматривает возможности принуждения пенсионера к реализации права на пенсию в другом государстве способом приостановления на территории России выплаты ранее назначенной ему пенсии.
Кроме того, истец указывает, что родился 4 марта 1955 года на территории РСФСР в Унинском районе Кировской области, откуда по окончании средней школы в 1972 году добровольно поступил на военную службу в Вооружённые силы СССР. С 1977 года по 1984 год и с 1986 года по 1993 год проходил службу по приказам Министра обороны СССР в ракетных войсках стратегического назначения на территории УССР. По окончании службы в 1993 году избрал местом жительства своей семьи Кировскую область, где в районном центре пос. Уни Кировской области проживала мать истца, а районном центре пос. Ленинское Шабалинского района той же области проживали родители его жены и где до окончания обучения в школе проживали и он, и его жена. Ни мать истца, ни родители жены не имели достаточной жилой площади для размещения семьи Кочкина С.В. состоявшей из пяти человек, включая троих детей-подростков возрастом на то время 13, 10 и 5 лет. Истец имел право на получение жилого помещения на основании ст. 15. Закона РФ от 22.01.1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих» и, исходя из этого планировал дальнейшую жизнь своей семьи в г. Киров, чтобы содержать, обучать и воспитывать детей, быть ближе к родителям и осуществлять заботу о них. Однако в установленный законом трехмесячный срок жилье предоставлено не было, поэтому осенью 1993 года семья Кочкина С.В. вынуждена была переехать обратно к месту прежней службы истца и учёбы его детей в ранее занимаемое служебное жилье для продолжения обучения детей, проживания и ожидания выделения семье жилой площади в России. Статья 2 Соглашения стран СНГ от 14.02.92 г. «О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей» закрепляла за военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, право сохранять гражданство государства-участника Содружества, которое они имели до призыва (поступления) на военную службу, и после увольнения с военной службы право принимать гражданство государства пребывания, остаться на постоянное жительство на его территории или избрать другое место жительства. Реализация указанных выше прав никакими временными рамками не ограничивается. 21 декабря 2000 года Кочкин С.В. приобрел в г. Киров для своей семьи трёхкомнатную квартиру в общую долевую собственность с выделением каждому члену семьи 1/5 доли. К этому времени старшие сын и дочь уже проходили обучение в университете г. Харькова и проживали в общежитии университета, а младшая дочь училась в средней школе и жила с матерью. Затраты, связанные с обучением троих детей росли, и для обретения возможности устройства на работу, заработков, доступа к кредитам для оплаты обучения детей, а также возможности беспроблемного пребывания на Украине вместе с семьей, истец приобрел гражданство Украины исходя из того, что пенсионеры - офицеры запаса Российской Федерации, пребывающие в мобилизационном людском ресурсе не входят в группу лиц, на которых государство накладывает ограничения, запреты по государственной службе, связывает их обязательствами и правилами служебного поведения, наличие второго гражданства не препятствует участию истца в защите Отечества. Дети истца, имеют гражданство Украины, дипломы об окончании украинских ВУЗов, и там же трудоустроены. Поскольку дети своего жилья не имели, принадлежащая семье квартира в г. Киров была продана по договору от 4 октября 2011 года, денежные средства от продажи переданы детям на условиях займа с последующим возвратом родительской доли. Пенсию истец за пределы Российской Федерации не вывозит, а вносит на открытый им накопительный счёт в отделении Сбербанка России по месту жительства в г. Ростове, также пополняет этот счёт деньгами, которые ему возвращают дети за проданную квартиру. Истец зарегистрирован в целях исполнения обязанностей по воинскому учёту в квартире родственников до приобретения собственного жилья на территории России.
По мнению истца, в соответствии Соглашением стран СНГ «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств» от 15 мая 1992 года выплата пенсии по прежнему месту жительства пенсионера прекращается только в случае переселения пенсионера на постоянное место жительства в пределах государств-участников СНГ. Истец отрицает факт переселения из России на постоянное жительство на Украину, полагает, что его пребывание на территории Украины носит вынужденный характер, обусловлено развернувшимися с декабря 2013 года протестными выступлениями населения, перешедшими в гражданскую войну, продолжающейся до настоящего времени, и необходимостью быть вместе с членами своей семьи большую часть времени для обеспечения их безопасности. Законодательство Российской Федерации не устанавливают временных ограничений на пребывание граждан за пределами России. Паспорт гражданина Украины позволяет ему в любое время въезжать на Украину на необходимый срок. Постоянное место жительства истца на территории Российской Федерации подтверждается наличием паспорта гражданина Российской Федерации с записью в нём о регистрации по месту жительства в г. Ростове, воинским и пенсионным учётом по месту жительства, страховым и медицинским полисами, наличием пенсионного и накопительного счётов в отделении Сбербанка России г. Ростова. Пенсию по законодательству Украины истец не получает и реализовать это право не желает, на воинском учёте на Украине Кочкин С.В. не состоит, планирует приобрести жилье на территории России для проживания с супругой. Военный комиссариат Ярославской области не обладает полномочиями самостоятельного изменения учётных данных пенсионера, не имеет основании для прекращения выплаты пенсии, не предъявляет Кочкину С.В. претензий по нарушению либо невыполнению им каких-либо норм права, а принятие своего решения основывает только на информации, поступившей от истца, и игнорирует правоотношения, возникшие с 2011 года. Утверждение ответчика, что истец постоянно проживает на территории Украины не тождественно тому, что истец переселился из России на Украину на постоянное место жительства. Требование о предоставлении документа, подтверждающего факт переезда на постоянное место жительства в Россию, является излишним т.к. истец имеет регистрацию по месту проживания в Российской Федерации. Оспариваемое решение о приостановлении выплаты пенсии нарушает конституционные права истца (статья 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации), и нормы международного права, а также право истца на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
В судебном заседании истец Кочкин С.В. и его представитель по доверенности Калинин Н.Е. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Истец дополнительно пояснил, что постоянного места жительства на территории Украины не имеет, постоянно проживает у сестры в г. Ростове Ярославской области, в квартире также проживает семья из трех человек. Истец приезжает периодически на несколько дней в месяц. На Украине проживает в г. Первомайске Николаевской области совместно с супругой вынужденно, желает вернуться в Россию, копит средства на приобретение жилья. До 2000 года своего жилья в России не имел, квартиру в г. Киров приобретал в том числе за счет жилищного сертификата, в 2011 году продали эту квартиру, чтобы купить жилье детям. Трехкомнатная квартира в г. Первомайске являлась служебным жильем, приватизирована супругой в 2005 году. Дети проживают в г. Харькове и в г. Киеве. Уезжать из Украины не намерен, пока не закончится нестабильная ситуация, детям требуется помощь. Обращал внимание на то, что понятие «переселение» в другое государство не тождественно понятию «выезда», на Украину он не переселялся. Наличие другого гражданства не может препятствовать получению пенсии. Федеральный закон «О страховых пенсиях» на порядок выплаты пенсии по выслуге лет не распространяется, нельзя приостановить выплату пенсии по выслуге лет. Все условия для получения пенсии по законодательству РФ им соблюдены.
Представитель истца указал, что принятое в отношении истца решение является дискриминационным, не основано на законе. Истец имеет постоянное место жительства на территории Украины, есть регистрация в паспорте, и постоянное место жительства в России, они равнозначны по правовым последствиям. Право выбора, где осуществлять свои пенсионные права, остается за истцом. Он всегда получал пенсию в России. Ставить перед истцом условия, ограничивающие свободу выбора места проживания незаконно.
В письменных возражениях ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области» на исковое заявление указано, что решение о приостановлении выплаты пенсии Кочкину С.В. в связи с необходимостью установления места жительства его права не нарушает. Выплата пенсии может быть возобновлена, если он подтвердит факт постоянного проживания на территории РФ. Наличие у Кочкина С.В. регистрации в г. Ростове Ярославской области не означает, что он постоянно проживает на территории Российской Федерации, из представленных документов следует, что истец фактически проживает на Украине со дня увольнения из ВС СССР. Право на выбор его места проживания не ограничено, законом установлено только место получения пенсии (постоянное проживание пенсионера на территории государства). При рассмотрении настоящего дела подлежат применению как Федеральный Закон № 400-ФЗ, так и Закон РФ №4468-1 (в части, не противоречащей первому). Россия и Украина являются участниками международных договоров (соглашений), согласно которым обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает. При личной явке Кочкина С.В. в ОВК города Ростов, Борисоглебского и Ростовского районов Ярославской области 03.04.2017 г. установлено, что он проживает на территории Украины, имеет постоянную регистрацию. Из искового заявления следует, что истец большую часть времени проживает вместе с членами семьи на Украине. Между тем, регистрация по месту жительства в Украине является доказательством постоянного проживания истца в Украине, равным по силе регистрации по месту жительства в России как доказательству постоянного проживания в России. Актом от 19 сентября 2017 года установлено отсутствие истца по месту регистрации в г. Ростов. Истец не лишен возможности получения пенсии по месту постоянного жительства в Украине, пенсионное дело может быть выслано в адрес истца.
Представители ответчика ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области» по доверенностям Силантьев В.А., Семенова Н.Ю., Кузьмин Е.В., Панкратов Е.А. в ходе рассмотрения дела исковые требования не признали, по доводам, изложенным выше, просили в удовлетворении исковых требований отказать. Указали, что доказательств постоянного или преимущественного проживания по адресу: Ярославская область, г. Ростов, ул. Коммунаров, д. 35Б, кв. 2 истцом не представлено. Объяснения истца свидетельствуют, что он выбрал местом постоянного проживания Украину, получил гражданство этой страны. Более 180 дней в году истец проживает на территории Украины. Так же проживают члены его супруга, ведет предпринимательскую деятельность. Военная пенсия в России существенно больше, чем на Украине, поэтому истцу выгодно зарегистрироваться в России. Воинский учет не имеет отношения к вопросам пенсионного обеспечения. Истец по своему выбору может оформить пенсию на территории Украины или сняться с регистрационного учета на территории Украины и переехать жить в Россию, тогда выплата пенсии ему будет возобновлена.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, личного дела № АЯ-56254, суд считает, что исковые требования Кочкина С.В. удовлетворению не подлежат.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил их исчисления, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ) предусмотрено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В статье 1 Закона РФ от 12.12.1993 г. № 4468-I перечислены категории лиц, на которых распространяется действие данного закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.
Согласно пункту «а» части 1 статьи 11 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах «б» и «в» этой статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 данного закона, а также их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I лица, указанные в статье 1 данного закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в том числе в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации. Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса (часть 3 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-I).
В силу части 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-I выплата пенсий, предусмотренных этим законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 этого же закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 56 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.
Таким образом, общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренной названными выше законами, предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 20 Гражданского Кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества регулируется специальным Соглашением (статья 2 Соглашения от 13 марта 1992 г.). Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г. (далее - Соглашение от 15 мая 1992 г.).
Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.
Согласно статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
В силу приведенных положений соглашений от 13 марта 1992 г. и от 15 мая 1992 г. для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с положениями данных соглашений, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации. Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 г. № 14-П, от 4 апреля 1996 г. № 9-П, от 15 января 1998 г. № 2-П, от 2 февраля 1998 г. № 4-П и от 2 июня 2011 г. № 11-П; определения от 5 октября 2000 г. № 199-О, от 4 марта 2004 г. № 146-О, от 6 октября 2008 г. № 619-О-П, от 13 октября 2009 г. № 1309-О-О, от 27 мая 2010 г. № 741-О-О, от 17 ноября 2011 г. № 1597-О-О, от 5 июня 2012 г. № 1059-О, от 17 июня 2013 г. № 996-О).
Как следует из имеющихся в материалах дела доказательств, Кочкин С.В. является гражданином Российской Федерации, в 2000 г. истец приобрел гражданство Украины.
03 апреля 2017 г. Кочкин С.В. лично явился в отдел военного комиссариата с целью подтверждения права на получение пенсии, предоставил сведения о наличии у него гражданства двух государств из числа СНГ.
Согласно паспорту гражданина РФ Кочкин С.В. с 27.04.2012 г. зарегистрирован по месту жительства по <адрес>.
Принадлежавшее Кочкину С.В. жилое помещение по <адрес>, было отчуждено на основании договора купли-продажи от 04.10.2011 г. С указанного времени истец в собственности или по договору социального найма жилых помещений не территории России не имеет.
Согласно паспорту гражданина Украины Кочкин С.В. с 03.06.1993 по 06.10.2005 г. и с 15.11.2005 г. по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по <адрес>. Из объяснений истца также следует, что указанная квартира принадлежит на праве собственности его супруге Кочкиной Г.П., члены его семьи постоянно проживают на Украине.
Актом комиссионного обследования ОВК г. Ростов, Борисоглебского и Ростовского районов Ярославской области от 19.09.2017 г. на предмет фактического проживания Кочкина С.В. по месту регистрации в составе должностных лиц военного комиссариата О.С. Лукиной, Л.И. Ботовой, С.О. Паникаровой установлено, что квартиру открыла женщина – хозяйка квартиры, на просьбу пригласить Кочкина С.В. она пояснила, что является его сестрой, а он три дня назад уехал к своей семье на Украину, в Ростов приезжает примерно один раз в два месяца на несколько дней.
В заграничном паспорте гражданина Украины Кочкина С.В., выданном 14.07.2017 г., имеются отметки о кратковременных поездках истца на территории России с 11.09.2017 по 13.09.2017, с 21.10.2017 по 03.11.2017, с 17.12.17 по 19.12.2017.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что регистрация Кочкина С.В. на территории Российской Федерации не является достаточным доказательством переезда и постоянного проживания в Российской Федерации. Кочкин С.В. на территории Российской Федерации постоянно не проживает, преимущественно, то есть большую часть времени проживает на Украине. Само по себе наличие у истца одновременной регистрации по месту постоянного жительства в двух государствах ставит под сомнение достоверность доводов истца о постоянном проживании на территории Российской Федерации, поскольку действующее законодательство предполагает наличие у гражданина Российской Федерации только одного места постоянного жительства.
Справка Управление Пенсионного фонда Украины Николаевской области от 06.04.2017 г. о том, что Кочкин С.В. на учете в пенсионном органе не состоит и пенсию не получает, не является основанием для выплаты истцу пенсии в Российской Федерации, так как она не подтверждает отсутствие у него права на получение пенсии по выслуге лет военной службы по законодательству Украины.
Ссылки истца на надлежащем исполнении обязанностей воинского учета по месту регистрации в г. Ростове Ярославской области, наличии счетов в отделении Сбербанка России не имеют правового значения для разрешения дела.
Доводы о нарушении прав истца основаны на ошибочном толковании приведенных выше положений международных правовых актов, а также Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I, подлежащих применению к спорным отношениям сторон.
Приостановление выплаты пенсии на территории Российской Федерации в связи с необходимостью установления его места жительства не означает нарушение (лишение) конституционных прав истца на пенсионное обеспечение, поскольку предполагает возобновление выплаты пенсии в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для такого приостановления.
Частью 10 статьи 56 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I предусмотрена ответственность лиц, указанных в статье 1 данного закона, за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 данного закона, и их семей осуществляется, в частности, Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
Так Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. № 885н и подлежащими в силу статьи 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I применению при разрешении настоящего спора, предусмотрена возможность приостановления или прекращения выплаты пенсии пенсионным органом.
Одним из оснований прекращения выплаты страховой пенсии (пункт 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») является утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.
Из содержания пунктов 73 - 83 названных правил следует, что возобновление или восстановление выплаты пенсии производится пенсионным органом на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов, подтверждающих устранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления или прекращения выплаты пенсии.
С учетом того, что военным комиссариатом Ярославской области обнаружены обстоятельства, подвергающие сомнению достоверность сведений о постоянном месте жительства в Российской Федерации, представленных Кочкиным С.В. в подтверждение его права на выплату пенсии на территории Российской Федерации, которые истцом до настоящего времени не устранены, законных оснований для признания оспариваемого решения Военного комиссариата Ярославской области о приостановлении (прекращении) выплаты пенсии и для возобновления выплаты пенсии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Кочкина Сергея Владимировича отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья А.Ю. Козлов