Судья Рогалев Е.В. Дело № 33а-5118
25RS0029-01-2020-000594-02
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 июня 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Туктамышевой О.В.
судей Судницыной С.П. и Медведевой Е.А.
при секретаре Тороповой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Озеровой ФИО11, Озерова ФИО12 к администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным отказа в признании нуждающимися в жилом помещении, возложении обязанности по апелляционной жалобе администрации Уссурийского городского округа на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 20 февраля 2020 года, которым признан незаконным отказ администрации Уссурийского городского округа №№ от 15.01.2020 в признании нуждающимися в жилом помещении; на администрацию Уссурийского городского округа возложена обязанность принять Озерову Я.П. и Озерова А.В. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании заявления от 11.12.2019 года.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Озерова Я.П. обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей Уссурийского городского округа» на 2013-2022 годы обратилась в администрацию Уссурийского городского округа с заявлением о признании ее и сына нуждающимися в жилом помещении. 15 января 2020 года в удовлетворении заявления Озеровой Я.П. отказано в связи с непредставлением сведений о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета (СНИЛС) ее и ребенка и документов на собственника жилого помещения в котором зарегистрированы истцы.
Считает данный отказ незаконным, поскольку предоставление СНИЛС было возможно в указанные ответчиком сроки, а предоставление документов на собственника жилого помещения, находящегося в безвозмездном пользовании истцов, не входит в обязанность истца, поскольку собственник помещения не является членом семьи административных истцов, они не состоят ни в какой степени родства, совместно не проживают и не ведут общее хозяйство. Заключение между сторонами договора безвозмездного найма жилого помещения само по себе не порождает никаких правовых последствий, кроме тех которые прямо прописаны в договоре.
Просит признать незаконным и отменить отказ Управления жилищной политики администрации Уссурийского городского округа от 15.01.2020 №№ в признании нуждающимися в жилом помещении; возложить обязанность на Управление жилищной политики администрации Уссурийского городского округа осуществить постановку на учет Озерову Я.П. и Озерова А.В. в качестве нуждающихся в жилом помещении на основании заявления от 11.12.2019 года.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе представителем администрации Уссурийского городского округа ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Определение Уссурийского районного суда Приморского края от 26 марта 2020 года устранена описка в решении суда. Определено: в вводной, установочной, резолютивной частях исключить фразу « по договору социального найма».
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что у административного ответчика не имелось оснований для отказа в признании Озеровой Я.П. и членов ее семьи, нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и обязал администрацию Уссурийского городского округа принять Озерову Я.П. и Озерова А.В. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании заявления от 11.12.2019 года.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда по следующим основаниям.
11 декабря 2019 года Озерова Я.П., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Озерова А.В. обратилась в Управление жилищной политики администрации Уссурийского городского округа с заявлением о признании нуждающимися в жилом помещении, для последующего участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей Уссурийского городского округа» на 2013-2022 годы.
Согласно ответу Управления жилищной политики администрации Уссурийского городского округа от 15 января 2020 года административному истцу отказано в признании нуждающимися в жилом помещении для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей Уссурийского городского округа». Отказ мотивирован тем, что Озеровой Я.П. не представлены сведения о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета (СНИЛС) и документы на собственника жилого помещения, в котором зарегистрированы истцы.
Постановлением администрации Уссурийского городского округа от 06.09.2012 №3038-НПА утверждена муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей Уссурийского городского округа» на 2013 - 2022 годы (далее - Программа).
В рамках реализации Программы утвержден Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья (далее- Порядок).
Согласно пункту 6 Порядка участником Программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: в том числе, молодая семья должна быть признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Порядка; должно быть наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 7 Порядка под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные отделом учета и распределения жилья управления жилищной политики администрации Уссурийского городского округа по месту их постоянного жительства в Уссурийском городском округе нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Согласно п.2 Порядка формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края списков молодых семей – участников подпрограммы и департаментом по делам молодежи Приморского края сводного списка молодых семей-участников подпрограммы, указанного в Приложении №13 к государственной программе Приморского края «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края на 2020-2017 годы, утвержденной постановлением администрации Приморского края от 30.12.2019 №945 – па, для участия молодой семьи в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в случаях, предусмотренных подпунктами «а-д» пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья и их использования в соответствии с приложением №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации ( далее- Правила), молодая семья предоставляет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства в том числе документ, подтверждающий, что молодая семья признана нуждающейся в жилых помещениях с учетом оснований, которые установлены статьей 51 ЖК РФ, а также документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит либо иные денежные средства для оплаты расчетной стоимости жилья, в части превышающей размер социальной выплаты.
Таким образом, из действующих нормативно-правовых актов следует, что для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» необходимо быть признанным нуждающимся, а не стоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также необходимо быть признанным имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит либо иные денежные средства для оплаты расчетной стоимости жилья, в части превышающей размер социальной выплаты.
Согласно положений действующего законодательства, Жилищного кодекса РФ ( ст.ст.49, 51, 52 ЖК РФ), на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении ставят малоимущих нуждающихся в жилом помещении граждан для предоставления им в порядке очередности жилого помещения по договору социального найма.
В материалах дела отсутствуют сведения о признании Озеровой Я.П. малоимущей, из ее иска и обращения в администрацию Уссурийского городского округа не следует, что она просит поставить ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма.
При таких обстоятельствах, и учитывая, что административный истец в административном иске не просила суд обязать ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, суд первой инстанции необоснованно исходил из положений Жилищного законодательства, регулирующего основания постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
При таких обстоятельствах имеются основания для отмены решения суда, как основанного на неверном применении норм материального права, а также для отмены определения Уссурийского районного суда Приморского края от 26 марта 2020 года, которым устранена описка в решении суда.
Принимая новое решение по делу, судебная коллегия учитывает следующее.
Отказывая истцу в признании нуждающимися в жилом помещении в целях участия в программе ««Обеспечение жильем молодых семей Уссурийского городского округа» на 2013-2022 годы », администрация УГО сослалась на непредоставление заявителем документов, предусмотренных ч.3 ст.4 Закона Приморского края от 11 ноября 2005 года №» № 297-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления Приморского края учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» на собственника жилого помещения, в котором Озерова Я.П. и ее сын проживают, в целях определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений с учетом положений ч.2 ст.51 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Указанная норма предусматривает необходимость предоставления документов, подтверждающих обеспеченность жилыми помещениями в отношении всех членов семьи заявителя.
Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно материалам дела, между Утиной И.А. и Озеровой Я.П., 1 ноября 2019 года заключен договор безвозмездного найма части жилого помещения в виде комнаты, площадью 32 кв.м. по адресу г.<адрес> сроком с 01.11.2019 по 01.10.2020 г.
Сведений о том, что Утина И.А., предоставившая Озеровой Я.П. жилое помещение по договору безвозмездного найма, является членом семьи административного истца, не имеется. Административный истец данное обстоятельство отрицает.
Поскольку Утина ФИО13, являющаяся наймодателем жилого помещения по договору безвозмездного найма не является членом семьи Озеровой Я.П., доказательств обратного суду не предоставлено, то требования ответчика к Озеровой Я.П. о предоставлении документов о наличии у Утиной И.А. в собственности либо в пользовании жилых помещений не основаны на законе, оснований учитывать жилые помещения, принадлежащие Утиной И.А. при определении уровня обеспеченности общей площадью жилых помещений членов семьи заявителя Озеровой Я.П. не имеется.
Как следует из материалов дела Озерова Я.П. при подаче заявления в администрацию предоставила документы об отсутствии в ее собственности и собственности Озерова А.В. жилых помещений.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в признании нуждающимися в жилом помещении заявителя и ее сына в связи с непредоставлением документов на собственника жилого помещения, в котором они проживают по договору безвозмездного найма.
Отказывая в признании Озеровой Я.П. и членов ее семьи нуждающимися в жилом помещении для участия в муниципальной программе администрация УГО также сослалась на непредоставление заявителем документа, подтверждающего регистрацию заявителя и членов семьи в системе индивидуального (персонифицированного) учета (СНИЛС), обязательного для предоставления согласно Закона №297-КЗ.
Действительно в силу п.1.1 Закона Приморского края от 11 ноября 2005 года № 297-КЗ к заявлению о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении подаются документы, подтверждающие регистрацию гражданина и членов его семьи в системе индивидуального (персонифицированного) учета, на бумажном носителе или в форме электронного документа.
Вместе с тем, непредоставление СНИЛС, в случае если не имеется иных оснований к отказу в признании нуждающимся в жилом помещении для целей участия в указанной программе, не может являться законным основанием к отказу, поскольку органы местного самоуправления вправе самостоятельно запросить, в том числе, посредством межведомственного информационного взаимодействия в органах государственной власти, подведомственных государственных органах, соответствующие документы, а также вправе были предложить заявителю в установленные сроки предоставить такой документ. Отказ в признании нуждающимися в жилом помещении в целях участия в указанной муниципальной программе только по такому основанию свидетельствовал бы о формальном подходе.
Законом Приморского края от 11 ноября 2005 года №297-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления Приморского края учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" также определяется порядок принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, из содержания части 3(1) ст. 4 которого следует, что органы местного самоуправления самостоятельно запрашивают, в том числе посредством системы межведомственного информационного взаимодействия, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организациях документы, указанные в пункте 2, подпунктах "а" - "е" пункта 3 части 3 настоящей статьи, в т.ч. и документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.), если такие документы не были представлены гражданином (заявителем) по собственной инициативе. В случае отсутствия запрашиваемых документов (их копий или содержащихся в них сведений) в распоряжении указанных органов и подведомственных им организаций гражданин (заявитель) предоставляет указанные в части 3 настоящей статьи документы самостоятельно.
Учитывая изложенное, требования Озеровой Я.П. о признании незаконным отказа Управления жилищной политики администрации УГО №№ от 15.01.2020 года в признании нуждающимися в жилом помещении являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд не вправе подменять собой компетенцию администрации Уссурийского городского округа по рассмотрению заявления о признании нуждающимся в жилом помещении в целях участия в муниципальной программе, в связи с чем судебная коллегия полагает необходимым возложить на административного ответчика в целях восстановления нарушенных прав истца обязанность повторно рассмотреть заявление Озеровой Я.П. от 11 декабря 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-310 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 20 февраля 2020 года отменить. Принять новое решение по делу.
Признать незаконным отказ администрации Уссурийского городского округа Озеровой ФИО14 в признании нуждающимися в жилом помещении для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей Уссурийского городского округа» на 2013-20222 годы от 15.01.2020 года.
Возложить обязанность на администрацию Уссурийского городского округа повторно рассмотреть заявление Озеровой ФИО15 от 11 декабря 2019 года.
Председательствующий
Судьи