2-596/2020
24RS0013-01-2019-003325-38
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2020 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Павловой К.П.,
при секретаре Рябцевой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к администрации Зеледеевского сельсовета Красноярского края о признании бездействия незаконными и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилась суд с иском к администрации Зеледеевского сельсовета Красноярского края, в котором просит признать бездействие ответчика, выразившееся в несвоевременном принятии мер по предотвращению загрязнения окружающей среды при организации водоотведения и обслуживанию септика по <адрес>, незаконным; обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия, направленные на организацию водоотведения по <адрес>, способом, исключающим попадание неочищенных канализационных стоков на рельеф местности, и иное негативное воздействие на окружающую среду, а именно путем передачи имущества – группового септика и сетей водоотведения на обслуживание организации, осуществляющей деятельность в области водоснабжения и водоотведения; обязать ответчика в установленном порядке оформить право муниципальной собственности на бесхозяйную вещь – септик и сети водоотведения по <адрес>.
Требования иска мотивированы тем, что истцом в связи с проведенным рейдовым мероприятием на территории Емельяновского района Красноярского края в <адрес> установлен факт наличия разлива отходов из канализации площадью 263 кв.м., координаты разлива отходов: №. По результатам рейдового мероприятия составлен акт проведения рейдового осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. №, фотоматериал. Согласно полученной информации от ответчика собственника септика не имеется, мероприятия по предотвращению разлива отходов собственникам вблизи разлива расположенных домов не осуществляется договора на отведение не имеется, а также ответственной организации за эксплуатацию канализационных сетей. Разлив произошел на территории администрации Зеледеевского сельсовета Емельяновского района, непосредственно в границах данного сельсовета. Не исключено дальнейшее попадание из сети септика на почву отходов, что явится причиной возникновения вреда почве данного земельного участка. Не отрицается возникновение вреда неопределенном кругу лиц. При этом, какие-либо мероприятия по исключению возникшей ситуации ответчиком не проведены, что позволяет сделать вывод о негативном влиянии окружающей среде также на сегодняшний день. Септик не состоит на государственном учете, каким-либо мероприятия по его обслуживанию со стороны ответчика не осуществляются, также не осуществляется каких-либо мероприятий в отношении сетей водоотведения домов по <адрес>. Розлив септика на почву вредных веществ, бездействие по предотвращению такого розлива, не осуществление мероприятий по его обслуживанию, равно как и бездействие администрации сельсовета по постановке на учет такого септика как бесхозяйного объекта, а также сетей водоотведения нарушает требования природоохранного законодательства Российской Федерации и является недопустимым. Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ. № утвержден порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей. Таким образом, мероприятия, направленные на обеспечение надлежащей эксплуатации септика на территории сельсовета на <адрес>, определение организации для его эксплуатации, а также обязанности подачи заявления в орган государственной регистрации, обращения в суд с требованием о признании права собственности на септик, в том числе осуществления вышеназванных мероприятий в отношении сетей водоотведения, должна осуществить администрация Зеледеевского сельсовета Емельяновского района Красноярского края.
Представитель истца Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался заблаговременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем подал заявление.
Представитель ответчика администрации Зеледеевского сельсовета Красноярского края, представитель третьего лица администрации Емельяновского района Красноярского края в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались заблаговременно и надлежащим образом, об уважительной причине неявки суду не сообщили.
В силу ст. 233 ГПК РФ суд рассматривает настоящее дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
В соответствии с п.4. ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, кроме прочего, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают следующими полномочиями: полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В силу п.а ч.1 ст. 1 Закона Красноярского края "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края" за сельскими поселениями Красноярского края закреплены, вопросы местного значения, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании п.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Как установлено п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в результате проведения ДД.ММ.ГГГГ. рейдового осмотра и обследования в районе <адрес>, установлено, что имеет место разлив отходов из канализации площадью 263 кв.м. в координатах поворотных точек №, что подтверждается актом проведения планового (рейдового) осмотра, обследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-13,37-40).
Канализационные сети в районе <адрес> в <адрес> собственника не имеют, в реестре муниципальной собственности не числятся, договор на водоотведение ни с кем не заключался, ответственной организации, осуществляющей их эксплуатацию, не имеется, что подтверждается сообщением администрации Зеледеевского сельсовета Красноярского края (л.д.8), выпиской из ЕГРН (л.д.28), выпиской из реестра муниципальной собственности (л.д.50).
Таким образом, суд приходит к выводу, что канализационные сети и септик в районе <адрес> в <адрес> являются бесхозяйным имуществом, однако администрация Зеледеевского сельсовета Красноярского края с заявлением о принятии их на учет в органом, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не обращалась, передача группового септика и сетей водоотведения на обслуживание организации, осуществляющей деятельность в области водоснабжения и водоотведения, не осуществлена.
В связи с чем, данное бездействие администрации Зеледеевского сельского совета Красноярского края противоречит требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" право каждого на благоприятную окружающую среду, и, тем самым, затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.
В связи с чем, исковые требования о признании незаконным бездействия ответчика по несвоевременному принятию мер по предотвращению загрязнения окружающей среды при организации водоотведения и обслуживанию септика по <адрес> и обязании ответчика совершить действия, направленные на организацию водоотведения по <адрес>, способом, исключающим попадание неочищенных канализационных стоков на рельеф местности, и иное негативное воздействие на окружающую среду, а именно путем передачи имущества – группового септика и сетей водоотведения на обслуживание организации, осуществляющей деятельность в области водоснабжения и водоотведения подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований о возложении обязанности на администрацию Зеледеевского сельсовета Емельяновского района Красноярского края в установленном порядке оформить право муниципальной собственности на бесхозяйную вещь – септик и сети водоотведения, ввиду следующего.
Статья 225 ГК РФ, регулирующая порядок обращения с бесхозяйными вещами, в том числе бесхозяйными недвижимыми вещами, возлагает на орган местного самоуправления, на территории которого находится данное имущество, обязанность обратиться с заявлением о постановке данного имущества на учет в качестве бесхозяйного в орган, осуществляющий государственную регистрацию, но не предусматривает обязанность органа местного самоуправления обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на такое имущество.
Кроме того, право собственности на объект недвижимого имущества, зарегистрированного как бесхозяйное, может быть признано только в судебном порядке (ст. 290 ГПК РФ).
Обращение в суд является субъективным правом, а понуждение к реализации субъективного права не предусмотрено нормами действующего законодательства. Как установлено п. 1 ст. 9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации Зеледеевского сельсовета Красноярского края, выразившееся в несвоевременном принятии мер по предотвращению загрязнения окружающей среды при организации водоотведения и обслуживанию септика по <адрес> незаконным.
Обязать администрацию Зеледеевского сельсовета Емельянвоского района Красноярского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия, направленные на организацию водоотведения по <адрес>, способом, исключающим попадание неочищенных канализационных стоков на рельеф местности, и иное негативное воздействие на окружающую среду, а именно путем передачи имущества – группового септика и сетей водоотведения на обслуживание организации, осуществляющей деятельность в области водоснабжения и водоотведения.
В остальной части требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края оставить без удовлетворения.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное заочное решение изготовлено 13.03.2020г.
Председательствующий К.П. Павлова