РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2021 года г. Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Кольцовой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Нугмановой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования «Город Астрахань», Управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Город Астрахань», Финансово-казначейскому управлению администрации муниципального образования «Город Астрахань» о взыскании выкупной стоимости за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение и долю земельного участка
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что является собственником объекта недвижимого имущества: жилого помещения – <адрес>, общей площадью <данные изъяты> доли земельного участка в праве общей долевой собственности на земельный участок по указанному адресу. Основанием возникновения права собственности на жилое помещение является договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ., о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ. сделана запись регистрации №.
В соответствии с заключением №№ от ДД.ММ.ГГГГ. Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности и муниципального жилищного фонда, расположенного на территории МО «Город Астрахань», назначенной постановлением администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 23.10.2015г. №, многоквартирный жилой дом литер <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
05.06.2020г. Администрацией муниципального образования «Город Астрахань» было вынесено Распоряжение №-р «О признании многоквартирного дома литер А <адрес> аварийным и подлежащим сносу».
07.08.2020г. в результате поджога произошёл пожар, который полностью уничтожил многоквартирный дом литер <адрес>. Факт пожара подтверждается справкой МЧС России №№9 от 10.08.2020г.
После обращения в администрацию Губернатора Астраханской области, Администрацию муниципального образования «Город Астрахань», Управление муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» по вопросу сложившейся ситуации и дальнейших действии со стороны собственников жилых помещений, учитывая полученные консультации и рекомендации в вышеуказанных органах, 15.09.2020г. собственниками многоквартирного дома по вышеуказанному адресу было проведено общее собрание и утверждено решение об обращение в Администрацию муниципального образования «Город Астрахань» с заявлением об обязании принять решение об изъятии признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома по <адрес> до истечения срока требования о сносе.
13.11.2020г. Администрацией муниципального образования «Город Астрахань» было принято Распоряжение №-р «Об изъятии для муниципальных нужд муниципального образования «Город Астрахань» долей земельного участка и жилых помещений многоквартирного дома <адрес>
На основании указанного распоряжения Управлением муниципального имущества муниципального образования «Город Астрахань» была проведена оценка рыночной стоимости недвижимого имущества, подлежащего изъятию.
Согласно предоставленной Управлением муниципального имущества МО «Город Астрахань» истцу выписки из отчёта № от ДД.ММ.ГГГГ, проведённого ООО «Агентство независимой оценки и судебных экспертиз» рыночная стоимость <адрес>, общей площадью <данные изъяты> доли земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> составляет 1 580 400 рублей.
С рыночной стоимостью имущества, определённой на основании вышеуказанного отчёта истец согласен, оценка истцом не оспаривается и не опровергается.
11.01.2021г. истец как уполномоченный общим собранием вышеуказанного дома обратился в Управление муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» с письмом об исполнении пункта 3 Распоряжения №-р от 13.11.2020г. – сроках заключения соглашения об изъятии жилого помещения.
Согласно письма-ответа Управления муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» № от 22.01.2021г. вопрос заключения соглашения об изъятии будет рассмотрен при наличии свободных лимитов бюджетных ассигнований на указанные цели.
До настоящего времени, несмотря на разрешённый вопрос между истцом и ответчиком о размере выкупной стоимости жилого помещения, соглашение об изъятии для муниципальных нужд МО «<адрес>» 48/544 доли земельного участка и <адрес> многоквартирного дома <адрес> не заключено, действия, направленные на заключение соглашения о выкупе имущества, ответчиком не предпринимались.
В связи с чем истец просит взыскать с Муниципального образования «Город Астрахань» в лице администрации муниципального образования «Город Астрахань» за счет средств казны муниципального образования «Город Астрахань» в пользу ФИО1 денежные средства в счёт выкупной рыночной цены жилого помещения <адрес> многоквартирном жилом <адрес>, общей площадью <данные изъяты> доли земельного участка в праве общей долевой собственности на земельный участок по указанному адресу, а также материальные затраты, связанные с изъятием для муниципальных нужд указанных объектов в размере 1 580 400 рублей, после произведенной выплаты в полном объёме прекратить право собственности ФИО1 на жилое помещение <адрес> многоквартирном жилом <адрес>, общей площадью <данные изъяты> доли земельного участка в праве общей долевой собственности на земельный участок по указанному адресу и признать право собственности муниципального образования «Город Астрахань» на жилое помещение - <адрес> многоквартирном жилом <адрес>, общей площадью <данные изъяты> доли земельного участка в праве общей долевой собственности на земельный участок по указанному адресу, взыскать с Муниципального образования «Город Астрахань» в лице администрации муниципального образования «Город Астрахань» за счет средств казны муниципального образования «Город Астрахань» в пользу ФИО1 судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 16 102 рубля.
Администрация муниципального образования «Город Астрахань» предъявила встречные исковые требования о признании права собственности на изымаемое имущество, согласно которым просит после осуществления выплат признать право собственности за муниципальным образованием «Город Астрахань» на жилое помещение – <адрес> многоквартирном жилом <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в решении суда указать, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для исключения записи о праве собственности ФИО1 на жилое помещение – <адрес> многоквартирном жилом <адрес>, общей площадью <данные изъяты> Росреестре по Астраханской области.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Астрахани» в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в их отсутствие, встречные исковые требования просит удовлетворить.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В развитие названных конституционных положений Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 32 (часть 10) указывает на то, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Согласно ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Статьей 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: 1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; 3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется; 4)направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав; 5) направляют организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого осуществляется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (при наличии такого ходатайства), копию решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав на недвижимость, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, сведения о которых получены на основании предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 настоящего Кодекса запросов, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые земельные участки и (или) на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.
Решение об изъятии может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии.
Для применения этих норм с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», необходимо установить соблюдение совокупности следующих обязательных условий, а именно: предъявлялось ли к собственникам жилых помещений требование о сносе дома в разумный срок за счет их собственных средств, изымался ли органом местного самоуправления земельный участок и каждое жилое помещение в указанном доме, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от 08.10.2003г. является собственником жилого помещения – <адрес> многоквартирном жилом <адрес>, общей площадью 43,60 кв.м., о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14.11.2003г. сделана запись регистрации №.
Администрацией муниципального образования «Город Астрахань» принято распоряжение 1034-р от ДД.ММ.ГГГГ о признании многоквартирного дома литер А <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Указанным постановлением установлен срок отселения граждан не позднее ДД.ММ.ГГГГ, однако, в результате пожара произошедшего ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования «Город Астрахань» принято распоряжение №-р от 13.11.2020г. об изъятии для муниципальных нужд муниципального образования «Город Астрахань» долей земельного участка и жилых помещений многоквартирного дома литер <адрес>
Указанное распоряжение на дату рассмотрения спора никем не оспорено, таким образом, установленный законом трехмесячный срок, в течение которого распоряжение может быть оспорено правообладателями земельного участка истек.
Часть 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Исходя из указанных положений закона, суд приходит к выводу, что правообладатель вправе обратиться с иском о выплате ему выкупной стоимости за изымаемое имущество в эти же сроки.
В силу п. 7 ст. 32 ЖК РФ, при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду
Согласно отчету № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость <адрес>, общей площадью <данные изъяты> доли земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> составляет 1 580 400 рублей.
Указанная выкупная стоимость жилого дома и долей земельного участка определена на основании отчета, составленного в рамках проведения процедуры изъятия объектов недвижимости экспертом по поручению администрации МО «Город Астрахань», оснований не доверять обоснованности данного заключения у суда не имеется.
При указанных обстоятельствах суд полагает возможным взыскать в пользу истца выкупную цену жилого помещения - <адрес> многоквартирном жилом <адрес>, общей площадью 43,60 кв.м. и 48/544 доли земельного участка в праве общей долевой собственности на земельный участок по указанному адресу в сумме 1 580 400 рублей.
Согласно разъяснениям подпункта «и» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения на праве собственности взамен изымаемого суд не вправе обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение. По смыслу приведенной нормы, отселение граждан из сносимых жилых домов и прекращение их прав собственности на жилые помещения в этих домах может быть осуществлено только с согласия собственника путем заключения договора, что соответствует положениям ст. 235 ГК РФ, устанавливающей основания прекращения права собственности.
Поскольку требования истца удовлетворены в полном объеме, и ФИО1 не возражает против прекращения права собственности, суд считает, что требования о прекращении права собственности ФИО1 на жилое помещение - <адрес>, общей площадью <данные изъяты> доли земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> подлежат удовлетворению.
В силу ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,196-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 1 580 400 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 16 102 ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ -<░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░