Решение по делу № 2-719/2020 от 10.08.2020

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 сентября 2020 г. <адрес>

Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего - судьи Казаватова А.А., при секретаре ФИО1,

с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес>, поданного в интересах МО «<адрес>» и неопределенного круга лиц к администрации МР «<адрес>» о понуждении к совершению действий, направленных на устранение нарушений в сфере природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства,

установил:

заместитель прокурора <адрес>, действуя в интересах МО «<адрес>» и неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском по тем основаниям, прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения на территории МР «<адрес>» требовании природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования МО «<адрес>» водоснабжение осуществляется подземными («Аргали» и «Бадан»). Виду отсутствия воды в водопроводной сети <адрес>, администрацией села организован подвоз питьевой воды водовозами (скважина «Бадан»). Хлораторная установка установлена, но ввиду отсутствия воды в момент проверки не функционирует. Подземный водоисточник «Аргали» не обеспечен зонами санитарной охраны. Проекты зон санитарной охраны отсутствуют. Действующих станций водоподготовки (обезжелезивания) на территории населенного пункта нет. Водоподготовка и водоочистка как таковые отсутствуют, потребителям подается исходная (природная) вода, учетом состояния с водопроводных труб на вводе у абонентов основные показатели качества воды не соответствует требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01.Техническое состояние сетей и сооружений не обеспечивает предъявляемых к ним требований. ВЗУ требуют реконструкции. В результате нарушений правил санитарной охраны водоисточников, частично из-за отсутствия водоочистных сооружений качество питьевой воды не удовлетворяет гигиеническим нормативам. Вышеуказанная информация подтверждена актом санитарно-гигиенического обследования фФБУЗ «ЦГ и Э» в РД в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В отношении подземных источников для воды, используемых администрацией МО «<адрес>» для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в нарушение действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, установленные санитарные зоны не соответствуют требованиям законодательства. При этом администрацией МР «<адрес>» не исполняются обязанности по разработке проектов зон санитарной охраны подземных источников для воды, используемой для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам. Потому просит суд обязать администрацию МР «<адрес>» в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда разработать проекты зон санитарной охраны в отношении подземных источников, находящихся на территории МО «<адрес>» и получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Дагестан положительные санитарно-эпидемиологическое заключения на данные проекты.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 поддержал требования заместителя прокурора, просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель администрации МР «<адрес>», надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщили. Каких-либо возражений по иску либо ходатайств в суд не направил. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 и 42 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

На основании пункта 5 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 7.1 Водного кодекса РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.

Для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений (часть 1 статьи 43 Водного кодекса РФ).

Пункты 3 и 4 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ указывают, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. <адрес>ов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В целях предотвращения загрязнения водных объектов постановлением Главного государственного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02».

Указанные СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Пунктом 1.4 СанПиН определено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Пункт 1.6 СанПиН предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Пунктом 1.13 СанПиН установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Однако, в отношении подземных источников для воды, используемых администрацией МО «<адрес>» для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в нарушение действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, установленные санитарные зоны не соответствуют требованиям законодательства.

При этом администрацией МР «<адрес>» не исполняются обязанности по разработке проектов зон санитарной охраны подземных источников для воды, используемой для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических лиц оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В судебном заседании установлено, что по результатам лабораторных исследований качества питьевой воды в населённых пунктах <адрес> не соответствуют требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества"

Что подтверждается исследованным в суде актом санитарно-гигиенического обследования фФБУЗ «ЦГ и Э» в РД в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, ответчиком не соблюдаются установленные законодательством требования СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" и СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения". Не представлен разработанный проект организации зон санитарной охраны (ЗСО) вокруг водоисточников, а также получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и нормам на использование водных объектов для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения источников водоснабжения.

Указанный факт, бесспорно, нарушает права неопределённого круга лиц на качественное оказание коммунальных услуг, на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, гарантированные ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, нормами Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрены Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Часть 3 указанной статьи устанавливает правило о том, что полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 416-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О водоснабжении и водоотведении", к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в частности, такие полномочия, как: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и(или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и(или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади и др.

При этом частью 4 ст. 5 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд, учитывая, что администрация МР «<адрес>» обязана обеспечить качество поставляемой воды в населённые пункты <адрес>, что факт бездействия со стороны администрации МР «<адрес>» доказан и подтверждён, поскольку суду не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих на реагирование на информацию Управления Роспотребнадзора о несоответствии питьевой воды СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения» либо доказательств, опровергающих доказательства истца, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 107 ГПК РФ суд с учетом с принципа разумности считает, что ответчики обязаны устранить выявленные нарушения законодательства в течение трех месяцев.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования заместителя прокурора <адрес>, удовлетворить.

Обязать администрацию МР «<адрес>» в течение трёх месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать проекты зон санитарной охраны в отношении подземных источников, находящихся на территории МО «<адрес>» и получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Дагестан положительные санитарно-эпидемиологическое заключения на данные проекты.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан через Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: А.А. Казаватов

2-719/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Карабудахкентского района
Ответчики
Администрация МР "Карабудахкентский район" РД
Суд
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан
Судья
Казаватов Арсен Абдулмуслимович
Дело на странице суда
karabudahkentskiy.dag.sudrf.ru
10.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2020Передача материалов судье
13.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2020Судебное заседание
25.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее