Судья: Сабурова О.А. дело № 33-230/2021 (33-9263/2020)
25RS0029-01-2020-000382-56
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 января 2021 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Чикаловой Е.Н.
судей Рябенко Е.М., Храмцовой Л.П.
при секретаре Пауловой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Приморского края к ФГУП «Почта России», Уссурийский почтамт Управления федеральной почтовой связи Приморского края - филиал ФГУП «Почта России» о возложении обязанности создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание отделения почтовой связи
по апелляционной жалобе АО «Почта России»
на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 03 июня 2020 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Октябрьского района Приморского края к ФГУП «Почта России», Уссурийский почтамт Управления федеральной почтовой связи Приморского края - филиала федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» о возложении обязанности создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание отделения почтовой связи удовлетворить.
Возложить на ФГУП «Почта России», Уссурийский почтамт Управления федеральной почтовой связи Приморского края - филиала федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» обязанность создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в отделение почтовой связи с. Покровка по адресу: <адрес>, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Чикаловой Е.Н.,
Выслушав пояснения прокурора Приморского края Румянцева И.И., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Октябрьского района Приморского края обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указав в обоснование заявленных требований, что по адресу: <адрес> расположено отделение почтовой связи, которое предоставляет соответствующие услуги на территории Октябрьского р-на Приморского края. В ходе проверки, проведенной во исполнение задания прокуратуры Приморского края от 12.09.2019 № 7/2-7-2019, установлено, что здание ОПС с.Покровка не отвечает требованиям доступности для инвалидов: в здании ОПС отсутствует вход, доступный для маломобильного населения с поверхности земли, отсутствует пандус и кнопка вызова персонала. Выявленные нарушения законодательства являются недопустимыми, свидетельствуют о не принятии надлежащих и необходимых мер по обеспечению доступности объекта и услуг объекта для лиц с ограниченными возможностями, тем самым, указывая на создание ОПС препятствий на обеспечение инвалидов равными с другими гражданами возможностями пользоваться услугами почтовой связи.
Прокурор Октябрьского района Приморского края просил суд возложить на ответчика обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в отделение почтовой связи с.Покровка по адресу: <адрес> в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседание суда первой инстанции представитель истца на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что по состоянию на 02.06.2020 указанные в иске нарушения ответчиком не устранены.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель АО «Почта России» просила в удовлетворении иска отказать, так как оснований для возложения в судебном порядке указанной в иске обязанности на Почту России не имеется, поскольку работы по установке пандуса запланированы на 3-4 квартал 2020 года согласно утвержденному плану по обеспечению доступной среды, составлены дефектные ведомости, ведется работа с подрядчиками. Ссылалась также на отсутствие технической возможности обустроить пандус, поскольку рядом со зданием ОПС расположен тротуар, который не является собственностью Уссурийского почтамта. Согласно ответу Администрации, ответчик не имеет права затрагивать тротуар, поскольку рядом возведена парковка. Кроме того, здание ОПС построено в 80-х годах, поэтому коридор - площадка для инвалида-колясочника может не соответствовать установленным размерам 2,60 х 2,60. В настоящее время в ОПС установлена дверь, доступная для использования инвалидами, а также кнопка вызова, но она постоянно срывается. Поскольку обществом инвалидов не был подписан акт и паспорт доступности, ответчик не может запланировать финансирование на проведение спорных работ. Доступность почтовых услуг для инвалидов обеспечивается по их звонкам, им даже не нужно выходить из дома. Согласно актам и паспорту доступность ОПС с.Покровка - «доступно частично».
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель АО «Почта России», подана апелляционная жалоба, ставится вопрос об отмене судебного акта в связи с допущенными судом нарушениями норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы АО « Почта России», выслушав возражения прокурора Румянцева И.И. по доводам апелляционной жалобы ответчика, приходит к следующему выводу.
По делу установлено, что в результате проведенной проверки помощником прокурора Октябрьского р-на Приморского края на основании задания прокуратуры Приморского края от 12.09.2019 № 7/2-7-2019, с участием председателя общества инвалидов Октябрьского р-на, а также специалиста отдела культуры, спорта, молодежной и социальной политики Администрации Октябрьского р-на, выявлено, что здание ОПС с.Покровка, расположенное по адресу: <адрес> не отвечает требованиям доступности для инвалидов, п.п. 5.1.1, 5.1.2, 5.2.9 СП 59.13330.2012 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СниП 35-01-2001, утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605. Так, вход в здание отделения почтовой связи не оборудован пандусом и поручнями, кнопкой вызова персонала почтового отделения, хотя техническая возможность имеется.
Собственником указанного здания ОПС с.Покровка, площадью 1314,9 кв.м., является РФ, за ФГУП «Почта России» зарегистрировано право хозяйственного ведения 27.07.2011 (л.д. 10-12).
Согласно п. 2.1, п. 2.3 Положения, ОПС обеспечивает на обслуживаемой территории бесперебойную работу ОПС, качественное предоставление общедоступных услуг почтовой связи и иных услуг филиала физическим и юридическим лицам, предоставляет услуги по приему, обработке, доставке (вручению) и хранению почтовых отправлений, телеграмм, почтовых переводов денежных средств, предоставляемых пользователю услугами почтовой связи, иных оказываемых в ОПС услуг.
Отделение почтовой связи действует в соответствии с законодательством РФ, Уставом ФГУП «Почта России», Положением о филиале УФПС Приморского края, Положением об Уссурийском почтамте и - вышеназванным Положением, приказами, распоряжениями и локальными нормативными актами ФГУП «Почта России».
Таким образом, исследованными по делу доказательствами подтверждается, что здание ОПС с. Покровка, расположенное по адресу: <адрес>, используется под отделение почтовой связи ФГУП «Почта России» и относится к объектам социальной инфраструктуры.
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что на дату рассмотрения дела, выявленные нарушения не устранены, здание ОПС с. Покровка не оборудовано пандусом и кнопкой вызова персонала, что лишает инвалидов-колясочников возможности для полноценной жизнедеятельности и нарушает их конституционные права, а потому заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В статье 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ указано, что социальная защита инвалидов есть система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
В силу ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Согласно статье 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно- правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (ч. 4).
В силу ст.9 Конвенции о правах инвалидов, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года №1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.
Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Не смотря на то, что статья 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусматривает конкретный порядок доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001», утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605, устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям, определяя параметры их доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с пунктами 5.1.1., 5.1.2. Свода правил 59.133330.2012 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. В свою очередь, требования, предъявляемые к пандусам, определены положениями пунктов 5.2.9 - 5.2.16.
Кроме того, с 15 мая 2017 года введен в действие «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (утв. Приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр.), регламентирующий конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Так, согласно п. 4.4 СП 59.13330.2016 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия для использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
В силу пункта 6.1.1 СП 59.13330.2016 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один выход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Приказом Минкомсвязи России от 22.09.2015 № 355 утвержден Порядок обеспечения операторами почтовой связи условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи (зарегистрирован в Минюсте России 07.12.2015 № 39986).
В соответствии с п. 4 Порядка операторы почтовой связи обеспечивают следующие условия доступности для инвалидов объектов почтовой связи и услуг почтовой связи: возможность самостоятельного передвижения по объекту почтовой связи, входа на объект почтовой связи и выхода из него, в том числе посредством оснащения входа на объект почтовой связи и выхода из объекта почтовой связи пандусами, оборудованными поручнями, в случае размещения объекта на первом этаже здания.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что федеральной почтовой связи федеральный орган исполнительной власти в области связи, в соответствии с Правилами разработки органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 599 разрабатывает и утверждает план мероприятий («дорожную карту») повышения значений показателей доступностей для инвалидов объектов и услуг почтовой связи. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
С учетом представленных по делу доказательств сторонами в обоснование заявленных требований и возражений, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что ответчиком не созданы предусмотренные законом и нормативными требованиями условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение почтовой связи. Здание ОПС <адрес> не отвечает требованиям доступности для инвалидов. В связи с чем на ответчиков возложена обязанность создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в отделение почтовой связи с. Покровка.
Ссылка в апелляционной жалобе представителя ответчика на неисполнимость принятого судом решения несостоятельна, поскольку законодательством, регулирующим спорные отношения предусмотрены конкретные меры по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В апелляционной жалобе представитель ответчика АО « Почта России» указывает на то, что решение принято судом в отношении ответчика-юридического лица, прекратившего деятельность до момента подачи искового заявления в суд и филиала, не являющегося юридическим лицом.
Данный довод апелляционной жалобы, заслуживает внимания.
В силу ст. 55 ГК РФ филиал не является юридическим лицом, следовательно, в соответствии со ст. 48 ГК РФ не может приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности быть истцом или ответчиком в суде.
При указанных обстоятельствах на Уссурийский почтамт Управления федеральной почтовой связи Приморского края филиала федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», не являющегося юридическим лицом суд первой инстанции необоснованно возложил обязанность, указанную в резолютивной части решения.
В связи с чем, судебная коллегия считает решение в этой части незаконным, подлежащим отмене, с принятием нового решения об отказе в иске прокурора Октябрьского района Приморского края к указанному ответчику.
Судебная коллегия находит заслуживающим внимания и довод апелляционной жалобы ответчика о том, что суд необоснованно принял решение в отношении ответчика ФГУП «Почта России». Поскольку Федеральное государственное предприятие «Почта России» прекратило деятельность 01.10.2019 в связи с реорганизацией в форме преобразования, о чем в Едином государственном реестре юридических лиц внесена соответствующая запись от 01.10.2019 года. В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2018 № 171-ФЗ «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 01.10.2019 ФГУП « Почта России» реорганизовано в форме преобразования в АО « Почта России».
Между тем, данное обстоятельство не является основанием для отмены судебного акта по ст. 330 ГПК РФ, процессуальные права ответчика, не нарушены. Из материалов дела усматривается, что представитель АО « Почта России» на основании доверенности от 16.03.2020 № 11.4.14-09\245 представлял интересы АО « Почта России» в судебном заседании 03.06.2020 года, представлял возражения по заявленным требованиям прокурора.
Судебная коллегия считает возможным с учетом указанных обстоятельств изменить решение суда первой инстанции в части наименования ответчика вместо ФГУП «Почта России»- АО «Почта России».
Ссылка представителя ответчика в апелляционной жалобе на то, что суд первой инстанции не дал правовой оценки доводу ответчика о том, что работы по приведению отделения почтовой связи в состояние доступности для маломобильных групп населения ведутся, несостоятельна, поскольку данному обстоятельству судом дана правовая оценка. Указанные обстоятельства сами по себе не являются основанием для отказа в иске, так как не свидетельствуют о создании ответчиком условий для беспрепятственного доступа инвалидов в отделение почтовой связи.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что срок установленный судом для исполнения решения один месяц является недостаточным для исполнения решения суда, объективно невозможно исполнить возложенную судом обязанность, так как создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание почтового отделения связи с. Покровка требует проведение капитальных работ, заключение договоров с подрядными организациями, которые проводятся при соблюдении установленных ФЗ « О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ от 18.07.2011, по мнению судебной коллегии, заслуживает внимания.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Установленный в решении суда срок исполнения возложенной на ответчика обязанности в один месяц, не отвечает принципу разумности, выполнимости решения, поскольку установлен судом без учета конкретных обстоятельств дела, объема необходимых работ, сложности работ по созданию указанных в решении условий для беспрепятственного доступа инвалидов в отделение почтовой связи, необходимости проведения подготовительных работ, заключение договоров для их проведения с третьими лицами.
В связи с чем судебная коллегия считает возможным установить срок исполнения решения суда в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку он отвечает принципу разумности исполнимости решения суда, обеспечивать баланс интересов сторон.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 03 июня 2020 года отменить в части возложения обязанности на Уссурийский почтамт Управления федеральной почтовой связи Приморского края - филиала федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в отделение почтовой связи с. Покровка по адресу: <адрес>, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Принять новое решение.
В удовлетворении иска прокурора Октябрьского района Приморского края к Уссурийскому почтамту Управления федеральной почтовой связи Приморского края - филиала федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» о возложении обязанности создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание отделения почтовой связи отказать.
Решение Уссурийского районного суда Приморского края от 03 июня 2020 года изменить в части наименования ответчика АО «Почта России» вместо ФГУП «Почта России», а также в части установленного судом срока исполнения решения суда.
Изложить резолютивную часть решения Уссурийского районного суда Приморского края от 03 июня 2020 года в следующей редакции:
Исковые требования прокурора Октябрьского района Приморского края к АО «Почта России» о возложении обязанности создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание отделения почтовой связи удовлетворить.
Возложить обязанность на АО «Почта России» создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в отделение почтовой связи с. Покровка по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий Судьи