Решение по делу № 12-198/2023 от 05.04.2023

Дело № 12-198/2023

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Томск 01 июня 2023 года

Судья Кировского районного суда г. Томска Федоров А.В. с участием защитника Туленковой А.А., прокурора Гришачева Д.С., представителя УФК по /________/ Васильевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора на постановление о прекращении по делу об административном правонарушении от /________/ в отношении Кривова М.А,

УСТАНОВИЛ:

Заместителем руководителя УФК по /________/ ФИО5 /________/ вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Кривова М.А. по части 3 статьи 15.15.3 КоАП.

В протесте прокурор просит оспариваемое решение отменить как незаконное и необоснованное, поскольку причинами неисполнения соглашения явились упущения, допущенные при осуществлении контроля за работой подрядчика и заказчика, в том числе при формировании закупочной документации. График изготовления гидрозатворов составлен без учета возможности их замены исключительно в период положительных температур окружающего воздуха. Основной причиной недостижения значений показателей результативности использования субсидии стали недостатки, допущенные при составлении проекта государственного контракта и прилагаемой к нему проектной и технической документации в результате недостаточного контроля со стороны Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/ (далее Департамент). В ходе исполнения контракта, несмотря на неоднократное информирование подрядчиком о невозможности завершения работ в силу трудного материального положения, заказчиком в отсутствие надлежащего контроля со стороны Департамента не приняты своевременные меры по досрочному расторжению контракта.

Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения судом жалобы, Кривов М.А. в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем суд определил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

В судебном заседании прокурор поддержал доводы протеста.

Исследовав доказательства по делу в их совокупности, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно статьи 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе, в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (статья 129 БК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации: устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 1 статьи 130 БК РФ).

В силу части 1 статьи 179 БК РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от /________/ /________/ утверждена государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (далее Государственная программа), одной из задач которой является обеспечение безопасности подведомственных гидротехнический сооружений, содействие обеспечению безопасности гидротехнических сооружений региональной и муниципальной форм собственности и бесхозных гидротехнических сооружений.

Приложением /________/ к Государственной программе утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов (далее - Правила /________/), в которых, в том числе, определен порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету на реализацию мероприятий, направленных на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (капитальный ремонт гидротехнических сооружений).

Согласно пункту 3 Правил субсидия предоставляется при наличии правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, наличии в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета в объеме, необходимом для его исполнения, а также заключения соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (п. 3 Правил).

В рамках реализации Государственной программы постановлением /________/ от /________/ /________/а утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов», которой установлен перечень мероприятий по восстановлению безопасного уровня гидротехнического сооружения и обеспечения защиты территории и населения /________/ от негативного воздействия вод /________/, а именно капитальный ремонт гидротехнического сооружения «/________/. /________/ /________/».

/________/ от /________/ /________/ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» утверждена ведомственная структура расходов областного бюджета на 2020 год, которой предусмотрены в том числе, расходы по капитальному ремонту гидротехнических сооружений, находящихся в собственности /________/ (Приложения 15 и 15.1).

В соответствии с БК РФ, Федеральным законом от /________/ № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства от /________/ /________/ «О формировании, предоставлении распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от /________/ /________/, Правилами /________/ между Федеральным агентством водных ресурсов и /________/ (далее Стороны) заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от /________/ /________/.

В дальнейшем, Сторонами были заключены дополнительные соглашения /________/ от /________/, /________/ от /________/, /________/ от /________/, /________/ от /________/, /________/ от /________/, /________/ от /________/, /________/ от /________/.

Предметом Соглашения /________/ (в редакции дополнительного Соглашения /________/ от /________/) является предоставление из федерального бюджета в 2020-2023 годах бюджету /________/ субсидии на софинансирование государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Агентству как получателю средств федерального бюджета (п. 1.1 Соглашения /________/).

Согласно пункту 2.2 Соглашения /________/ (в редакции дополнительного Соглашения /________/ от /________/) общий размер Субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету /________/ в соответствии с Соглашением /________/, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется Субсидия уровня софинансирования, равного 83,00%, составляет в 2020 году не более 4 044 900 рублей 00 копеек; уровня софинансирования, равного 83,00%, составляет в 2021 году не более 35 304 500 рублей 00 копеек; уровня софинансирования, равного 0,00%, составляет в 2022 году не более 0 рублей 00 копеек, уровня софинансирования, равного 0,00% составляет в 2023 году не более 0 рублей 00 копеек.

Согласно приложениям /________/ «Перечень мероприятий в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия» (далее - Приложение /________/), /________/ «Перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия в 2020 году, в отношении каждого мероприятия» (далее - Приложение /________/) к Соглашению /________/ объектом капитального ремонта является гидротехническое сооружение "/________/ /________/", /________/" (далее - Объект). Результатом использования Субсидии является капитальный ремонт Объекта.

Подпунктом 4.3.3 пункта 4.3 Соглашения /________/ определено, что Администрация /________/ обязуется обеспечивать достижение значений результатов использования субсидии, установленных в Приложении /________/ «Значение результатов использования Субсидии» (далее - Приложение /________/).

Приложением /________/ определено плановое значение результатов использования Субсидии - 100 % степень выполнения работ по мероприятиям «Капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, капитальный ремонт и ликвидация бесхозяйных гидротехнических сооружений», должна быть достигнута /________/.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5.1 Соглашения).

Уполномоченным органом исполнительной власти Администрации /________/, на который со стороны Администрации /________/ возлагаются функции по исполнению и координации исполнения Соглашения /________/ и предоставлению отчетности, является Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/ (подпункт 6.1.1 пункта 6.1 Соглашения /________/).

Распоряжением Администрации /________/ от /________/ /________/-р-к на должность исполняющего обязанности начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/ назначен Кривов М.А.

Распоряжением Администрации /________/ о закреплении государственного имущества от /________/ /________/-ра недвижимое имущество - линейное сооружение, назначение: дамба (плотина) протяженностью 480 п.м. (инв. /________/), расположенное по адресу: /________/, гидротехническое сооружение на /________/ в окрестностях /________/ закреплено на праве оперативного управления за областным государственным бюджетным учреждением «/________/» (далее - ОГБУ «/________/»).

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/ является учредителем ОГБУ «/________/», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

В целях проведения капитального ремонта гидротехнического сооружения "/________/ /________/", /________/" /________/ между ОГБУ «/________/» и обществом с ограниченной ответственностью /________/ /________/» (далее - ООО «/________/ /________/») был заключен государственный контракт № /________/ на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения «/________/», /________/" (далее - Контракт).

По условиям Контракта Заказчик (ОГБУ «/________/») поручает, а Подрядчик (ООО «/________/ /________/») принимает на себя обязанность выполнить строительно-монтажные работы по объекту «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения «/________/» /________/» Часть 2. Основные работы, Часть 3. Вспомогательные работы в соответствии с прилагаемой Проектной документацией (Приложение 1 к Контракту), Техническим заданием (Приложение 2 к Контракту), Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение 3 к Контракту), Графиком оплаты выполненных работ (Приложение 4 к Контракту), и сдать выполненные работы Заказчику в установленные в Контракте сроки, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в размере и в порядке, которые установлены Контрактом (п. 1.1 Контракта).

Абзацем 2 пункта 3.1 Контракта установлен срок завершения работ: в 2020 году-/________/, в 2021 году - /________/.

/________/ между сторонами Контракта заключено Дополнительное соглашение /________/, по условиям которого Приложение /________/ к Контракту изложено в новой редакции.

Между тем, /________/ ООО «/________/ /________/ обратилось к ОГБУ «/________/» с предложением расторгнуть Контракт по соглашению сторон.

ОГБУ «/________/» /________/ направлен отказ от расторжения Контракта по соглашению сторон. ООО «/________/ /________/» предложено продолжить выполнение строительно-монтажных работ согласно утвержденному графику.

ООО «/________/ /________/» впоследствии неоднократно /________/, /________/ направляло ОГБУ «/________/» уведомление о невозможности продолжения работ по Контракту.

Факт не выполнения ООО «/________/ /________/» работ по капитальному ремонту Объекта зафиксированы в протоколах выездных рабочих совещаний от /________/, /________/, /________/, т.е. со стороны ОГБУ «/________/» (Заказчика) был осуществлен контроль за ходом работ по выполнению Контракта.

В связи с тем, что ООО «/________/ /________/» не приступило к выполнению работ по Контракту, ОГБУ «/________/» /________/ принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта на выполнение работ по объекту: «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения «/________/ /________/», /________/". /________/ ООО «/________/ /________/» включено в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

/________/ ОГБУ «/________/» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение о проведении запроса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения «/________/», /________/» (Часть 2. Основные работы, Часть 3. Вспомогательные работы). Дата окончания срока подачи заявок - /________/.

/________/ между ОГБУ «/________/» и обществом с ограниченной ответственностью «/________/») был заключен государственный контракт /________/ФЗ на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения «/________/», /________/" (далее - Контракт /________/ФЗ).

По условиям Контракта /________/ФЗ заказчик (ОГБУ «/________/») поручает, а подрядчик (ООО «/________/») принимает на себя обязанность выполнить строительно-монтажные работы по объект) «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения «/________/» /________/» Часть 2. Основные работы, Часть 3. Вспомогательные работы) в соответствии с прилагаемой Проектной документацией (Приложение 1 к Контракту), Техническим заданием (Приложение 2 к Контракту), Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение 3 к Контракту), Графиком оплаты выполненных работ (Приложение 4 к Контракту), и сдать выполненные работы Заказчику в установленные в Контракте сроки, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в размере и в порядке, которые установлены Контрактом (п. 1.1 Контракта). Стороны определили срок выполнения работ - /________/.

ОГБУ «/________/» /________/ проведено заседание научно-технического совета по реализации мероприятия «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения «/________/ /________/ /________/, по итогам которого было принято решение не проводить в 2021 году работы по замене донного водосброса с шахтой управления затворами, в том числе разработку сооружения и строительство перемычки. Выполнить указанные работы в теплый период, после пропуска весеннего половодья в июне-июле 2022 года.

В результате чего ОГБУ «/________/» и ООО «/________/» утвержден график выполнения работ по объекту «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения «/________/ /________/», /________/, сроком по август 2022 г.

Согласно отчетам о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по состоянию на /________/, на /________/, на /________/ размер субсидии, подлежащей предоставлению в текущем финансовом году составил 35 304 500,00 руб., при этом предусмотрено бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляются Субсидия, на текущий финансовый год, всего в размере 42 535 740,00 руб.;

Согласно отчету о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия на /________/, размер Субсидии, подлежащей предоставлению в текущем финансовом году, составил 35 304 500,00 руб., при этом предусмотрено бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляются Субсидия, на текущий финансовый год, всего в размере 42 535 740,00 руб., при этом кассовые расходы на отчетную дату составили 1 462 542,29 руб.

В соответствии с отчетом о достижении значений результатов использования Субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения, на /________/ (далее - Отчет), объем финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации равен 42 208 186,76 руб., из которых 35 032 700,00 руб. размер софинансирования из федерального бюджета, при этом объем денежных обязательств, принятых в целях достижения результатов использования Субсидии составил 1 462 542,29 руб., из них 1 213 906,81 руб. софинансирование из федерального бюджета. Из раздела графы «Степень выполнения работ по мероприятиям» следует, что фактически достигнутые значения на отчетную дату (/________/) с начала текущего финансового года в процентном соотношении равны 13,5%, при этом отклонение от планового значения составляет 86,50%.

Из раздела 3 «Информация о неисполненных бюджетных обязательствах по государственным (Муниципальным) контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг, принятых в целях достижения результатов использования Субсидии» Отчета следует, что размер неисполненного бюджетного обязательства в размере софинансирования из федерального бюджета равен 83,00%.

Согласно разделу 4 «Сведения о принятии отчета о достижении значений результатов использования Субсидии» Отчета размер Субсидии, направленной на достижение результатов с начала заключения Соглашения равен 4 044 900,00 руб., при этом неиспользованный размер Субсидии равен 33 818 793,19 руб. Данная сумма также отражена в Отчете о расходах бюджета /________/ (местных бюджетов) на осуществление мероприятий государственной программы, источником финансового обеспечения которых является Субсидия, за январь-декабрь 2021 года, представленном Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/ заместителю руководителя Федерального агентства водных ресурсов /________/ /________/.

Согласно пояснениям исполняющего обязанности Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/ Кривова М.А. к отчету за 4 квартал 2021 года о расходах бюджета /________/ на осуществление мероприятий государственной программы, источником финансового обеспечения которых является Субсидия, по направлению «Капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности. Капитальный ремонт и ликвидация бесхозяйных гидротехнических сооружений, которая сводится к тому, что проектной документацией по объекту предусмотрена замена глубинных гидрозатворов донного водосброса сооружения, сальников и дренажной системы грунтовой плотины с указанием точных технических параметров, в том числе материала изготовления, и поставка оборудования. В сентябре 2021 года заключены договоры на изготовление и поставку оборудования. Монтаж оборудования по график) производства работ-декабрь 2021 года. По результатам рабочего совещания, проведенного /________/ представителями авторского надзора указано на недопустимость проведения работ по замене данного водоспуска в холодный период. Пропуск весеннего половодья необходимо провести по существующему сооружению, а к его замене приступить в июне 2022 года. Подрядчиком откорректирован график производства работ, в соответствии с которым приостановленные работы перенесены на 2022 год, остальные работы подлежали выполнению до конца 2021 года. В настоящее время работы на объекте приостановлены до наступления теплого периода. В связи с чем, в 2021 году приняты и оплачены выполненные работы на сумм) 1 462 542,29 руб., в том числе: за счет субсидии из федерального бюджета 1 213 906,81 руб., за счет средств областного бюджета - 246 635,48 руб.

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что за фактически выполненные работы по Контракту и Контракту /________/ФЗ подрядчикам (ООО «/________/ /________/» и ООО «/________/») произведена оплата, на основании актов о приемке выполненных работ от /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, т.е. часть работ была выполнена.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что получателем средств бюджета в лице Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/ нарушены условия Соглашения от /________/ /________/, заключенного между Федеральным агентством водных ресурсов и Администрацией /________/ о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации /________/.

Вместе с тем, недостижение целей и результата мероприятия «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения «/________/ /________/», /________/ вызвано отказом от исполнения подрядчиком ООО «/________/ /________/» контракта и необходимостью заключения нового контракта. Указанным обстоятельствам подробно дана оценка в обжалуемом постановлении.

В соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего /________/ на начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/ возложены обязанности, в числе которых:

- регулирование в области охраны окружающей среды, реализация государственной политики в области охраны окружающей среды;

- распоряжаться средствами Департамента в пределах утверждённые бюджетных ассигнований;

- назначать и освобождать от должность государственных гражданских служащих;

- организация осуществления работ по исполнению Департаментом функций государственного заказчика в сфере деятельности Департамента и финансированию приобретения товаров, работ, услуг, необходимых для нужд Департамента и подведомственных учреждений;

- организация выполнения функций главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных учреждений;

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ Кривов М.А. является должностным лицом.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении должностным лицом сделан вывод об отсутствии вины в действиях исполняющего обязанности начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/ Кривова М.А. по нарушению порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, поскольку в период действия Соглашения /________/ предпринимались все возможные меры для реализации условий Соглашения /________/. Недостижение целей и результата мероприятия «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения «/________/», /________/ вызваны обстоятельствами, не зависящими от воли должностного лица, привлеченного к административной ответственности по части 3 статьи 15.15.5 КоАП РФ.

С указанными выводами соглашается суд.

Доводы протеста прокурора о том, что причинами неисполнения соглашения явились упущения, допущенные при осуществлении контроля за работой подрядчика и заказчика со стороны Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/, график изготовления гидрозатворов составлен без учета возможности их замены исключительно в период положительных температур окружающего воздуха, а также, основной причиной недостижения значений показателей результативности использования субсидии стали недостатки, допущенные при составлении проекта государственного контракта и прилагаемой к нему проектной и технической документации в результате недостаточного контроля со стороны Департамента судом не принимаются, поскольку контракт на проведение капитального ремонта гидротехнического сооружения «/________/ /________/» заключен ОГБУ «/________/», являющимся самостоятельным юридическим лицом и ООО «/________/.

Нарушений при принятии решения о прекращении дела не установлено

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Кривова М.А. по части 3 статьи 15.15.3 КоАП от /________/ оставить без изменения, протест прокурора – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.

Судья А.В. Федоров

Дело № 12-198/2023

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Томск 01 июня 2023 года

Судья Кировского районного суда г. Томска Федоров А.В. с участием защитника Туленковой А.А., прокурора Гришачева Д.С., представителя УФК по /________/ Васильевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора на постановление о прекращении по делу об административном правонарушении от /________/ в отношении Кривова М.А,

УСТАНОВИЛ:

Заместителем руководителя УФК по /________/ ФИО5 /________/ вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Кривова М.А. по части 3 статьи 15.15.3 КоАП.

В протесте прокурор просит оспариваемое решение отменить как незаконное и необоснованное, поскольку причинами неисполнения соглашения явились упущения, допущенные при осуществлении контроля за работой подрядчика и заказчика, в том числе при формировании закупочной документации. График изготовления гидрозатворов составлен без учета возможности их замены исключительно в период положительных температур окружающего воздуха. Основной причиной недостижения значений показателей результативности использования субсидии стали недостатки, допущенные при составлении проекта государственного контракта и прилагаемой к нему проектной и технической документации в результате недостаточного контроля со стороны Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/ (далее Департамент). В ходе исполнения контракта, несмотря на неоднократное информирование подрядчиком о невозможности завершения работ в силу трудного материального положения, заказчиком в отсутствие надлежащего контроля со стороны Департамента не приняты своевременные меры по досрочному расторжению контракта.

Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения судом жалобы, Кривов М.А. в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем суд определил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

В судебном заседании прокурор поддержал доводы протеста.

Исследовав доказательства по делу в их совокупности, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно статьи 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе, в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (статья 129 БК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации: устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 1 статьи 130 БК РФ).

В силу части 1 статьи 179 БК РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от /________/ /________/ утверждена государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (далее Государственная программа), одной из задач которой является обеспечение безопасности подведомственных гидротехнический сооружений, содействие обеспечению безопасности гидротехнических сооружений региональной и муниципальной форм собственности и бесхозных гидротехнических сооружений.

Приложением /________/ к Государственной программе утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов (далее - Правила /________/), в которых, в том числе, определен порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету на реализацию мероприятий, направленных на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (капитальный ремонт гидротехнических сооружений).

Согласно пункту 3 Правил субсидия предоставляется при наличии правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, наличии в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета в объеме, необходимом для его исполнения, а также заключения соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (п. 3 Правил).

В рамках реализации Государственной программы постановлением /________/ от /________/ /________/а утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов», которой установлен перечень мероприятий по восстановлению безопасного уровня гидротехнического сооружения и обеспечения защиты территории и населения /________/ от негативного воздействия вод /________/, а именно капитальный ремонт гидротехнического сооружения «/________/. /________/ /________/».

/________/ от /________/ /________/ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» утверждена ведомственная структура расходов областного бюджета на 2020 год, которой предусмотрены в том числе, расходы по капитальному ремонту гидротехнических сооружений, находящихся в собственности /________/ (Приложения 15 и 15.1).

В соответствии с БК РФ, Федеральным законом от /________/ № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства от /________/ /________/ «О формировании, предоставлении распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от /________/ /________/, Правилами /________/ между Федеральным агентством водных ресурсов и /________/ (далее Стороны) заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от /________/ /________/.

В дальнейшем, Сторонами были заключены дополнительные соглашения /________/ от /________/, /________/ от /________/, /________/ от /________/, /________/ от /________/, /________/ от /________/, /________/ от /________/, /________/ от /________/.

Предметом Соглашения /________/ (в редакции дополнительного Соглашения /________/ от /________/) является предоставление из федерального бюджета в 2020-2023 годах бюджету /________/ субсидии на софинансирование государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Агентству как получателю средств федерального бюджета (п. 1.1 Соглашения /________/).

Согласно пункту 2.2 Соглашения /________/ (в редакции дополнительного Соглашения /________/ от /________/) общий размер Субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету /________/ в соответствии с Соглашением /________/, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется Субсидия уровня софинансирования, равного 83,00%, составляет в 2020 году не более 4 044 900 рублей 00 копеек; уровня софинансирования, равного 83,00%, составляет в 2021 году не более 35 304 500 рублей 00 копеек; уровня софинансирования, равного 0,00%, составляет в 2022 году не более 0 рублей 00 копеек, уровня софинансирования, равного 0,00% составляет в 2023 году не более 0 рублей 00 копеек.

Согласно приложениям /________/ «Перечень мероприятий в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия» (далее - Приложение /________/), /________/ «Перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия в 2020 году, в отношении каждого мероприятия» (далее - Приложение /________/) к Соглашению /________/ объектом капитального ремонта является гидротехническое сооружение "/________/ /________/", /________/" (далее - Объект). Результатом использования Субсидии является капитальный ремонт Объекта.

Подпунктом 4.3.3 пункта 4.3 Соглашения /________/ определено, что Администрация /________/ обязуется обеспечивать достижение значений результатов использования субсидии, установленных в Приложении /________/ «Значение результатов использования Субсидии» (далее - Приложение /________/).

Приложением /________/ определено плановое значение результатов использования Субсидии - 100 % степень выполнения работ по мероприятиям «Капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, капитальный ремонт и ликвидация бесхозяйных гидротехнических сооружений», должна быть достигнута /________/.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5.1 Соглашения).

Уполномоченным органом исполнительной власти Администрации /________/, на который со стороны Администрации /________/ возлагаются функции по исполнению и координации исполнения Соглашения /________/ и предоставлению отчетности, является Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/ (подпункт 6.1.1 пункта 6.1 Соглашения /________/).

Распоряжением Администрации /________/ от /________/ /________/-р-к на должность исполняющего обязанности начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/ назначен Кривов М.А.

Распоряжением Администрации /________/ о закреплении государственного имущества от /________/ /________/-ра недвижимое имущество - линейное сооружение, назначение: дамба (плотина) протяженностью 480 п.м. (инв. /________/), расположенное по адресу: /________/, гидротехническое сооружение на /________/ в окрестностях /________/ закреплено на праве оперативного управления за областным государственным бюджетным учреждением «/________/» (далее - ОГБУ «/________/»).

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/ является учредителем ОГБУ «/________/», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

В целях проведения капитального ремонта гидротехнического сооружения "/________/ /________/", /________/" /________/ между ОГБУ «/________/» и обществом с ограниченной ответственностью /________/ /________/» (далее - ООО «/________/ /________/») был заключен государственный контракт № /________/ на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения «/________/», /________/" (далее - Контракт).

По условиям Контракта Заказчик (ОГБУ «/________/») поручает, а Подрядчик (ООО «/________/ /________/») принимает на себя обязанность выполнить строительно-монтажные работы по объекту «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения «/________/» /________/» Часть 2. Основные работы, Часть 3. Вспомогательные работы в соответствии с прилагаемой Проектной документацией (Приложение 1 к Контракту), Техническим заданием (Приложение 2 к Контракту), Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение 3 к Контракту), Графиком оплаты выполненных работ (Приложение 4 к Контракту), и сдать выполненные работы Заказчику в установленные в Контракте сроки, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в размере и в порядке, которые установлены Контрактом (п. 1.1 Контракта).

Абзацем 2 пункта 3.1 Контракта установлен срок завершения работ: в 2020 году-/________/, в 2021 году - /________/.

/________/ между сторонами Контракта заключено Дополнительное соглашение /________/, по условиям которого Приложение /________/ к Контракту изложено в новой редакции.

Между тем, /________/ ООО «/________/ /________/ обратилось к ОГБУ «/________/» с предложением расторгнуть Контракт по соглашению сторон.

ОГБУ «/________/» /________/ направлен отказ от расторжения Контракта по соглашению сторон. ООО «/________/ /________/» предложено продолжить выполнение строительно-монтажных работ согласно утвержденному графику.

ООО «/________/ /________/» впоследствии неоднократно /________/, /________/ направляло ОГБУ «/________/» уведомление о невозможности продолжения работ по Контракту.

Факт не выполнения ООО «/________/ /________/» работ по капитальному ремонту Объекта зафиксированы в протоколах выездных рабочих совещаний от /________/, /________/, /________/, т.е. со стороны ОГБУ «/________/» (Заказчика) был осуществлен контроль за ходом работ по выполнению Контракта.

В связи с тем, что ООО «/________/ /________/» не приступило к выполнению работ по Контракту, ОГБУ «/________/» /________/ принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта на выполнение работ по объекту: «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения «/________/ /________/», /________/". /________/ ООО «/________/ /________/» включено в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

/________/ ОГБУ «/________/» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение о проведении запроса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения «/________/», /________/» (Часть 2. Основные работы, Часть 3. Вспомогательные работы). Дата окончания срока подачи заявок - /________/.

/________/ между ОГБУ «/________/» и обществом с ограниченной ответственностью «/________/») был заключен государственный контракт /________/ФЗ на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения «/________/», /________/" (далее - Контракт /________/ФЗ).

По условиям Контракта /________/ФЗ заказчик (ОГБУ «/________/») поручает, а подрядчик (ООО «/________/») принимает на себя обязанность выполнить строительно-монтажные работы по объект) «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения «/________/» /________/» Часть 2. Основные работы, Часть 3. Вспомогательные работы) в соответствии с прилагаемой Проектной документацией (Приложение 1 к Контракту), Техническим заданием (Приложение 2 к Контракту), Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение 3 к Контракту), Графиком оплаты выполненных работ (Приложение 4 к Контракту), и сдать выполненные работы Заказчику в установленные в Контракте сроки, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в размере и в порядке, которые установлены Контрактом (п. 1.1 Контракта). Стороны определили срок выполнения работ - /________/.

ОГБУ «/________/» /________/ проведено заседание научно-технического совета по реализации мероприятия «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения «/________/ /________/ /________/, по итогам которого было принято решение не проводить в 2021 году работы по замене донного водосброса с шахтой управления затворами, в том числе разработку сооружения и строительство перемычки. Выполнить указанные работы в теплый период, после пропуска весеннего половодья в июне-июле 2022 года.

В результате чего ОГБУ «/________/» и ООО «/________/» утвержден график выполнения работ по объекту «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения «/________/ /________/», /________/, сроком по август 2022 г.

Согласно отчетам о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по состоянию на /________/, на /________/, на /________/ размер субсидии, подлежащей предоставлению в текущем финансовом году составил 35 304 500,00 руб., при этом предусмотрено бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляются Субсидия, на текущий финансовый год, всего в размере 42 535 740,00 руб.;

Согласно отчету о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия на /________/, размер Субсидии, подлежащей предоставлению в текущем финансовом году, составил 35 304 500,00 руб., при этом предусмотрено бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляются Субсидия, на текущий финансовый год, всего в размере 42 535 740,00 руб., при этом кассовые расходы на отчетную дату составили 1 462 542,29 руб.

В соответствии с отчетом о достижении значений результатов использования Субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения, на /________/ (далее - Отчет), объем финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации равен 42 208 186,76 руб., из которых 35 032 700,00 руб. размер софинансирования из федерального бюджета, при этом объем денежных обязательств, принятых в целях достижения результатов использования Субсидии составил 1 462 542,29 руб., из них 1 213 906,81 руб. софинансирование из федерального бюджета. Из раздела графы «Степень выполнения работ по мероприятиям» следует, что фактически достигнутые значения на отчетную дату (/________/) с начала текущего финансового года в процентном соотношении равны 13,5%, при этом отклонение от планового значения составляет 86,50%.

Из раздела 3 «Информация о неисполненных бюджетных обязательствах по государственным (Муниципальным) контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг, принятых в целях достижения результатов использования Субсидии» Отчета следует, что размер неисполненного бюджетного обязательства в размере софинансирования из федерального бюджета равен 83,00%.

Согласно разделу 4 «Сведения о принятии отчета о достижении значений результатов использования Субсидии» Отчета размер Субсидии, направленной на достижение результатов с начала заключения Соглашения равен 4 044 900,00 руб., при этом неиспользованный размер Субсидии равен 33 818 793,19 руб. Данная сумма также отражена в Отчете о расходах бюджета /________/ (местных бюджетов) на осуществление мероприятий государственной программы, источником финансового обеспечения которых является Субсидия, за январь-декабрь 2021 года, представленном Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/ заместителю руководителя Федерального агентства водных ресурсов /________/ /________/.

Согласно пояснениям исполняющего обязанности Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/ Кривова М.А. к отчету за 4 квартал 2021 года о расходах бюджета /________/ на осуществление мероприятий государственной программы, источником финансового обеспечения которых является Субсидия, по направлению «Капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности. Капитальный ремонт и ликвидация бесхозяйных гидротехнических сооружений, которая сводится к тому, что проектной документацией по объекту предусмотрена замена глубинных гидрозатворов донного водосброса сооружения, сальников и дренажной системы грунтовой плотины с указанием точных технических параметров, в том числе материала изготовления, и поставка оборудования. В сентябре 2021 года заключены договоры на изготовление и поставку оборудования. Монтаж оборудования по график) производства работ-декабрь 2021 года. По результатам рабочего совещания, проведенного /________/ представителями авторского надзора указано на недопустимость проведения работ по замене данного водоспуска в холодный период. Пропуск весеннего половодья необходимо провести по существующему сооружению, а к его замене приступить в июне 2022 года. Подрядчиком откорректирован график производства работ, в соответствии с которым приостановленные работы перенесены на 2022 год, остальные работы подлежали выполнению до конца 2021 года. В настоящее время работы на объекте приостановлены до наступления теплого периода. В связи с чем, в 2021 году приняты и оплачены выполненные работы на сумм) 1 462 542,29 руб., в том числе: за счет субсидии из федерального бюджета 1 213 906,81 руб., за счет средств областного бюджета - 246 635,48 руб.

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что за фактически выполненные работы по Контракту и Контракту /________/ФЗ подрядчикам (ООО «/________/ /________/» и ООО «/________/») произведена оплата, на основании актов о приемке выполненных работ от /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, /________/, т.е. часть работ была выполнена.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что получателем средств бюджета в лице Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/ нарушены условия Соглашения от /________/ /________/, заключенного между Федеральным агентством водных ресурсов и Администрацией /________/ о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации /________/.

Вместе с тем, недостижение целей и результата мероприятия «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения «/________/ /________/», /________/ вызвано отказом от исполнения подрядчиком ООО «/________/ /________/» контракта и необходимостью заключения нового контракта. Указанным обстоятельствам подробно дана оценка в обжалуемом постановлении.

В соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего /________/ на начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/ возложены обязанности, в числе которых:

- регулирование в области охраны окружающей среды, реализация государственной политики в области охраны окружающей среды;

- распоряжаться средствами Департамента в пределах утверждённые бюджетных ассигнований;

- назначать и освобождать от должность государственных гражданских служащих;

- организация осуществления работ по исполнению Департаментом функций государственного заказчика в сфере деятельности Департамента и финансированию приобретения товаров, работ, услуг, необходимых для нужд Департамента и подведомственных учреждений;

- организация выполнения функций главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных учреждений;

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ Кривов М.А. является должностным лицом.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении должностным лицом сделан вывод об отсутствии вины в действиях исполняющего обязанности начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/ Кривова М.А. по нарушению порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, поскольку в период действия Соглашения /________/ предпринимались все возможные меры для реализации условий Соглашения /________/. Недостижение целей и результата мероприятия «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения «/________/», /________/ вызваны обстоятельствами, не зависящими от воли должностного лица, привлеченного к административной ответственности по части 3 статьи 15.15.5 КоАП РФ.

С указанными выводами соглашается суд.

Доводы протеста прокурора о том, что причинами неисполнения соглашения явились упущения, допущенные при осуществлении контроля за работой подрядчика и заказчика со стороны Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/, график изготовления гидрозатворов составлен без учета возможности их замены исключительно в период положительных температур окружающего воздуха, а также, основной причиной недостижения значений показателей результативности использования субсидии стали недостатки, допущенные при составлении проекта государственного контракта и прилагаемой к нему проектной и технической документации в результате недостаточного контроля со стороны Департамента судом не принимаются, поскольку контракт на проведение капитального ремонта гидротехнического сооружения «/________/ /________/» заключен ОГБУ «/________/», являющимся самостоятельным юридическим лицом и ООО «/________/.

Нарушений при принятии решения о прекращении дела не установлено

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Кривова М.А. по части 3 статьи 15.15.3 КоАП от /________/ оставить без изменения, протест прокурора – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.

Судья А.В. Федоров

12-198/2023

Категория:
Административные
Истцы
Тимошенко И.А.
Ответчики
Кривов М.А.
Суд
Кировский районный суд г. Томска
Судья
Федоров А.В.
Статьи

15.15

Дело на странице суда
kirovsky.tms.sudrf.ru
05.04.2023Материалы переданы в производство судье
01.06.2023Судебное заседание
06.06.2023Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
08.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее