№ 2-102/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
«10» февраля 2023 г. ст. Милютинская
Морозовский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Писаренко В.В., секретаря судебного заседания Ивановой Л.А., с участием помощника прокурора Милютинского района Ростовской области Водянниковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Милютинского района Ростовской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Милютинское сельское поселение» Ростовской области «Об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Милютинского района обратился в Морозовский районный суд с иском к Администрации муниципального образования «Милютинское сельское поселение» Ростовской области, которым просит обязать ответчика оборудовать вход здания Администрации поселения по адресу <адрес> информационной тактильной табличкой для граждан, с нарушением зрения с использованием рельефно-линейного шрифта. Исковые требования мотивированы тем, что проведенной прокурором проверкой исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, установлено, что вход в административное здание ответчика не оборудован тактильной табличкой для идентификации помещений, что нарушает права маломобильных групп населения на полноценную жизнедеятельность, достойную жизнь.
В судебном заседании помощник прокурора Милютинского района Водянникова Е.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Ответчик Администрация Милютинского сельского поселения явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о рассмотрении дела извещен. Дело в его отношении рассмотрено в его отсутствие, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив представленные доказательства, пришел к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 N 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Перечисленные в ст. 15 Закона гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции того или иного объекта.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
В силу п. «а» ст. 9 «Конвенции о правах инвалидов», чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Требование к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов приняты в Указе Президента Российской Федерации от 02.10.1992 №1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 №1149 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».
Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, предусмотрены, действующим с 01.01.2013, Сводом правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП-59.13330.2012), утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 N 605.
Согласно п. 6.5.9. СНиП 35-01-2001 информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно- линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 от края таблички до края дверного проема перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения.
В силу ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
Социальная защита, социальное обеспечение относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, пункт «ж» ч. 1 Конституции РФ).
Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 2, 7, 18 и 19).
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Судом установлено, что результатами проведенной прокурором Милютинского района проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, выявлен факт ненадлежащего оборудования входа в задание администрации МО «Милютинское сельское поселение» информирующей тактильной табличкой для людей с нарушением зрения с использованием рельефно-линейного шрифта, что лишает их возможности для полноценной жизнедеятельности, нарушает их конституционные права на достойную жизнь.
По результатам выявленных нарушений прокурором района 30.06.2022 года внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов, по итогам рассмотрения которого, фактически нарушения не устранены.
Статья 45 ГПК РФ наделяет прокурора правом обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Применение меры прокурорского реагирования в виде обращения в суд, с данным иском, в сложившейся ситуации, учитывая ценность защищаемых прав, является оправданным.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования - удовлетворить.
Обязать Администрацию Муниципального Образования «Милютинское сельское поселение» Милютинского района Ростовской области оборудовать вход здания Администрации поселения по адресу <адрес> информационной тактильной табличкой для граждан с нарушением зрения с использованием рельефно-линейного шрифта.
Настоящее решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд, через Морозовский районный суд, в апелляционном порядке в течение месяца
Решение изготовлено 13 февраля 2023 года.
Председательствующий: