Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Брянск 2 октября 2017 года
Брянский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Устиновой Е.В.,
при секретаре Махлаевой В.С.,
с участием представителя административного истца Бойко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Брянского района Брянской области к судебному приставу-исполнителю ОСП по Брянскому и Жирятинскому районам УФССП России по Брянской области Дивисенко О. Н., УФССП России по Брянской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Администрация Брянского района Брянской области обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим административным РёСЃРєРѕРј, указав, что 15 января 2016 РіРѕРґР° судебным приставом-исполнителем РћРЎРџ РїРѕ Брянскому Рё Жирятинскому районам УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Брянской области РІ отношении должника администрации Брянского района возбуждено исполнительное производство в„–-РРџ РѕР± обязании профинансировать мероприятия РїРѕ постановке РЅР° учет газопровода РЅРёР·РєРѕРіРѕ давления протяженностью 64,8 Рј РїРѕ адресу: <адрес>, РІ качестве бесхозяйного объекта недвижимости.
В рамках указанного исполнительного производства, в связи с неисполнением должником в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем 23 августа 2017 года вынесено постановление о взыскании с администрации Брянского района исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Ссылаясь на отсутствие факта намеренного уклонения должника от исполнения требований исполнительного документа и фактическое исполнение этих требований 31 августа 2017 года, администрация Брянского района просила суд освободить ее от взыскания исполнительского сбора, наложенного указанным постановлением.
В судебном заседании представитель административного истца Бойко Т.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Рные участвующие РІ деле лица РІ судебное заседание РЅРµ явились, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств РѕР± отложении дела слушанием РЅРµ заявляли. РћС‚ административных ответчиков судебного пристава-исполнителя РћРЎРџ РїРѕ Брянскому Рё Жирятинскому районам УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Брянской области Дивисенко Рћ.Рќ., УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Брянской области РІ материалах дела имеются заявления Рѕ рассмотрении дела без РёС… участия. Р’ соответствии СЃ С‡. 6 СЃС‚. 226 РљРђРЎ Р Р¤ СЃСѓРґ полагает возможным рассмотреть дело РІ отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что вступившим в законную силу решением Брянского районного суда Брянской области от 19 ноября 2015 года по иску прокурора Брянского района к МУ Снежская сельская администрация, администрации Брянского района Брянской области о понуждении к совершению действий на администрацию Брянского района возложена обязанность профинансировать мероприятия по постановке на учет газопровода низкого давления протяженностью 64,8 м по адресу: <адрес>, в качестве бесхозяйного объекта недвижимости.
15 января 2016 РіРѕРґР° судебным приставом-исполнителем РћРЎРџ РїРѕ Брянскому Рё Жирятинскому районам УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Брянской области РІ отношении должника администрации Брянского района возбуждено исполнительное производство в„–-РРџ. Должнику предложено РІ 5-дневный СЃСЂРѕРє СЃ момента получения постановления добровольно исполнить требования, содержащиеся РІ исполнительном документе. РџСЂРё наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, РґСЂСѓРіРёС… непредвиденных Рё непреодолимых препятствий должнику предложено РІ СЃСЂРѕРє, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить РѕР± этом судебного пристава-исполнителя.
Установлено, что в 5-дневный срок решение суда от 19 ноября 2015 года должником не исполнено, в связи с чем судебным приставом-исполнителем 23 августа 2017 года вынесено постановление о взыскании с администрации Брянского района исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности РѕС‚ взыскания РјРѕРіСѓС‚ являться только обстоятельства непреодолимой силы (Рї. 3 СЃС‚. 401 ГК Р Р¤). Рные лица РјРѕРіСѓС‚ быть освобождены РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР° РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений Рї. 1 СЃС‚. 401 ГК Р Р¤, если РѕРЅРё приняли РІСЃРµ меры для надлежащего исполнения содержащегося РІ исполнительном документе требования. Если такие меры РЅРµ принимались, то отсутствие Сѓ должника, РІ том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само РїРѕ себе РЅРµ является основанием для освобождения РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР° (Рї. 75 постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 17 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2015 РіРѕРґР° в„– 50 «О применении судами законодательства РїСЂРё рассмотрении некоторых РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, возникающих РІ С…РѕРґРµ исполнительного производства»).
Доказательств наличия чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств, которые бы свидетельствовали об объективной невозможности исполнить вступившее в законную силу решение суда ранее 31 августа 2017 года, администрацией Брянского района не представлено.
Как следует из материалов дела, заявка от Снежской сельской администрации на выделение денежных средств в сумме 7400 руб. для подготовки технического плана на газопровод низкого давления протяженностью 64,8 м по адресу: <адрес>, поступила в администрацию Брянского района 28 июля 2017 года, однако была исполнена лишь 31 августа 2017 года, после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора.
Доводы административного истца Рѕ трудном финансовом положении, дефиците бюджета, Р° также Рѕ фактическом исполнении требований исполнительного документа 31 августа 2017 РіРѕРґР°, то есть после истечения СЃСЂРѕРєР° для добровольного исполнения, РІ рассматриваемом деле РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть приняты СЃСѓРґРѕРј РІРѕ внимание, поскольку данные обстоятельства сами РїРѕ себе основаниями для освобождения РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР° РЅРµ являются. Рных требований администрацией Брянского района РЅРµ заявлено.
Учитывая приведенные нормы закона и установленные по делу обстоятельства, оснований для удовлетворения заявленных администрацией Брянского района Брянской области требований об освобождении от взыскания исполнительского сбора не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
В удовлетворении административного иска администрации Брянского района Брянской области к судебному приставу-исполнителю ОСП по Брянскому и Жирятинскому районам УФССП России по Брянской области Дивисенко О. Н., УФССП России по Брянской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Устинова
Мотивированное решение изготовлено 6 октября 2017 года