Гражданское дело №2-253/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Зеленчукская                                                                21 мая 2018 г.

Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи                                            Дотдаева Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания                                     Авдиенко В.А.,

с участием:

помощника прокурора       Зеленчукского района         Казиева К.Х.,

представителя ответчика Администрации Кардоникского сельского поселения Баганцова А.Н.,

представителя третьего лица КЧРКП «Дирекция капитального строительства» Кечеруковой М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Зеленчукского района КЧР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кардоникского сельского поселения КЧР об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Зеленчукского района КЧР обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Кардоникского сельского поселения КЧР и просит обязать ответчика обратиться в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного газопровода проходящего по адресам: газопровод к жилым домам № 244-302, 317-369 по ул. Яковенко, № 2-14, и 1-45 по пер. Садовому протяженностью 1763.7 м; газопровод к жилым домам № 61-71 по ул. Базарной протяженностью 453 м; газопровода к ШРП-10 по ул. Садовой протяженностью 1183 м; газопровод по ул. Лесной и ул. Красной, протяженностью 626 м. При этом прокурор ссылается на то, что в ходе проведенной во исполнение задания прокуратуры Республики прокурорской проверки было установлено, что на территории Кардоникского сельского поселения Зеленчукского муниципального района имеются бесхозяйные и незарегистрированные в установленном законом порядке газопроводные сети. Из анализа норм права следует, что орган местного самоуправления при осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения обязан действовать в соответствии с требованиями действующего законодательства. В частности, установив, что на территории поселения находятся бесхозяйные объекты-газопровод, учитывая, что собственник газопровода отсутствует, администрация Кардоникского сельского поселения должна была обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке объекта на учёт в качестве бесхозяйного и по истечении одного года обратиться с заявлением в суд о признании на него права муниципальной собственности. Считает, что согласно закона именно администрация Кардоникского сельского поселения, как орган местного самоуправления сельского поселения обязана обратиться с заявлением о постановке вышеуказанного подземного газопровода, являющегося недвижимой вещью, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Однако администрация Кардоникского сельского поселения до настоящего времени не обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР с заявлением о постановке на учет вышеуказанного газопровода. Отсутствие собственника у такого объекта и организации, которая следит за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по газоснабжению населения, обеспечению надлежащего технического состояния газопровода, несвоевременное проведение профилактических и ремонтных работ, устранение аварий в процессе эксплуатации, а также не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, что может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц- потребителей коммунальной услуги. Ссылается прокурор на ст. 14 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Закон КЧР от 09.11.2015 № 76-РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Карачаево-Черкесской Республике», Федеральный закон от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Приказ Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015г. № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» и др.

В судебном заседании помощник прокурора Зеленчукского района Казиева К.Х. поддержал иск по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика администрации Кардоникского сельского поселения КЧР Баганцов А.Н. иск не признал. Пояснил, что на протяжении продолжительного периода времени Газпром пользуется газопроводами, указанными в иске, сведений о том, что они бесхозяйные администрация не располагает, актов ввода их в эксплуатацию в администрации поселения не имеется. Кроме того, указал на то, что постановка на учет этих объектов требует значительных финансовых средств, которыми ответчик не располагает.

Представитель третьего лица без самостоятельных требований Минимущество КЧР в судебное заседание не явился, в письменном заявлении оставил разрешение иска на усмотрение суда. При этом Минимущество КЧР указало, что указанные в иске газопроводы не являются объектами государственной собственности КЧР.

Представитель третьего лица КЧРКП «Дирекция капитального строительства» Кечерукова М.Б. поддержала позицию ответчика.

Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора АО «Газпром газораспределение Черкесск» в судебное заседание не явился, ходатайств не заявлял.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.п. 4, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения газо- и водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В силу положений ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района.

Частью 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ установлено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями    могут    закрепляться    также    другие    вопросы    из    числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Пунктами 1, 5 ст. 2 Закона КЧР от 09.11.2015 № 76-РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Карачаево-Черкесской Республике» дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2016 года за сельскими поселениями в Карачаево-Черкесской Республике закрепляются следующие вопросы местного значения: организация в границах поселения газо- и водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

              Пунктом    5    Правил    охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 года № 878 установлено, что газораспределительные сети относятся к категории опасных Производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

В силу положений ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Вопросы, касающиеся принятия на учёт и снятия с учёта бесхозяйных недвижимых вещей регулирует порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённый Приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015г. № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей»

Согласно пунктам 2, 4, 5, 6 указанного Порядка принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется Федеральной регистрационной службой и её территориальными органами на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. На учёт принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьями 225 ГК РФ.

Согласно постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.05.2013г. № 185 «О наделении Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» полномочиями по передаче затрат законченных строительством и незавершенных строительством объектов капитального ремонта и реконструкции существующих зданий и сооружений, находящихся в республиканской и муниципальной собственности, непосредственно балансодержателям указанного имущества».

Из содержания ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» следует, что промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Соответственно газопроводы относятся к опасным производственным объектам.

В судебном заседании установлено, что на территории Зеленчукского района КЧР имеется газопроводы общей протяженностью 24.81 км, определенные по данным АО «Газпром газораспределение Черкесск» как бесхозяйные (л.д. 8-10). В рамках реализации РЦП «Развитие сельского хозяйства в КЧР до 2012 года» и подпрограммы «Социальное развитие села до 2013 г.», а также федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельких территорий на 2014-2017 годы…» были построены газопроводы в ст. Кардоникской, а. Ильич, а. Кобу-баши Зеленчукского района КЧР и др., что следует из письма КЧРКП «Дирекция капитального строительства» от 20 февраля 2018 г. (л.д. 11-15). Согласно письма АО «Газпром газораспределение Черкесск» от 6 марта 20138 года № 24, в перечень безхозяйных объектов сетей газораспределения природного газа, по которым заказчиком являлось КЧР КП ДКС, входят газопроводы, построенные в том числе в ст. Кардоникской Зеленчукского района КЧР (л.д. 16-19). Из содержания письма заместителя директора КЧРКП «Дирекция капитального строительства» от 19 марта 2018 года следует, что в рамках реализации РЦП «Развитие сельского хозяйства в КЧР до 2013 года» и подпрограммы «Социальное развитие села до 2013 года» заказчиком при строительстве газопроводов в Зеленчукском районе в период с 2007 по 2013 годы является Министерство сельского хозяйства КЧР, а с 2014 года по 2017 год – муниципальные образования Зеленчукского района (л.д. 20).

Согласно акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 30 сентября 2013 года следует, что приемочной комиссии под председательством представителя заказчика - КЧРКП «Дирекция капитального строительства» генеральным подрядчиком предъявлен к приемке законченный строительством газопровод в ст. Кардоникской по ул. Садовой к ШРП-10 и объект принят, согласно строительного паспорта этого объекта газопровод имеет общую протяженность 1183 м, проект № 78.20.04 – 1 - ГСН; из акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 9 октября 2015 года следует, что приемочной комиссии под председательством представителя заказчика - КЧРКП «Дирекция капитального строительства» генеральным подрядчиком предъявлен к приемке законченный строительством газопровод в ст. Кардоникской по ул. Базарной к жилым домам №№ 61-71 и объект принят, согласно строительного паспорта этого объекта газопровод имеет общую протяженность 453 м, проект № 309-2012- ГСН; из акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 3 октября 2013 года следует, что приемочной комиссии под председательством представителя заказчика - КЧРКП «Дирекция капитального строительства» генеральным подрядчиком предъявлен к приемке законченный строительством газопровод в ст. Кардоникской по ул. Яковенко к жилым домам № 244-302 и 317-369; к жилым домам по пер. Садовому №№ 2-14 и 1-45 и объект принят, согласно строительного паспорта этого объекта газопровод имеет общую протяженность 1763.7 м, проект № 00.42.12 - ГСН; из акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 27 июля 2008 года следует, что приемочной комиссии под председательством представителя заказчика - КЧРКП «Дирекция капитального строительства» генеральным подрядчиком предъявлен к приемке законченный строительством газопровод в ст. Кардоникской по ул. Лесной и ул. Красной, объект принят, согласно строительного паспорта этого объекта газопровод имеет общую протяженность 626 м, проект № 71-06 (л.д. 21-32).

    Как установлено в судебном заседании эти объекты не относятся к объектам государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики и муниципального района, не находятся они в собственности и у АО «Газпром газораспределение Черкесск», то есть их собственник не установлен. Из анализа приведенных выше правовых норм действительно следует, что именно администрация Кардоникского сельского поселения, как орган местного самоуправления сельского поселения полномочна и обязана обратиться с заявлением о постановке вышеуказанных газопроводов, являющегося недвижимой вещью, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество. При этом суд исходит из того, что указанные объекты расположены в административных границах Зеленчукского сельского поселения, газовые сети в соответствии со своим назначением неотделимы от земельного участка, в пределах которого осуществляется их обслуживание, прочно связанны с землей, при перемещении их составляющие перестанут соответствовать своему назначению. Исходя из вышеприведенных норм материального права, газопровод является опасным производственным объектом, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по газораспределительным сетям газа. В связи с указанным, в случае ненадлежащего использования газовых сетей, отсутствия должного контроля за их техническим состоянием могут возникать чрезвычайные ситуации в пределах территорий Кардоникского сельского поселения, где проложены газовые сети. Меры, установленные федеральным законом для предотвращения чрезвычайный ситуаций, не могут быть реализованы по причине неопределенности принадлежности указанных газопроводов, представляющих реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации в ст. Зеленчукской.

Учитывая приведенные обстоятельства в совокупности, поскольку сведения о зарегистрированных правах на данные участки газопровода отсутствуют, собственник имущества не установлен, иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.

      На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования прокурора Зеленчукского района КЧР к Администрации Кардоникского сельского поселения.

Обязать Администрацию Кардоникского сельского поселения Зеленчукского муниципального района КЧР обратиться в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных по Кардоникскому сельскому поселению:

газопровода в ст. Кардоникской по ул. Садовой к ШРП-10, протяженностью 1183 м, проект № 78.20.04 – 1 - ГСН;

газопровода в ст. Кардоникской по ул. Базарной к жилым домам №№ 61-71, протяженностью 453 м, проект № 309-2012- ГСН;

газопровода в ст. Кардоникской по ул. Яковенко к жилым домам № 244-302 и 317-369; к жилым домам по пер. Садовому №№ 2-14 и 1-45, протяженностью 1763.7 м, проект № 00.42.12 - ГСН;

газопровода в ст. Кардоникской по ул. Лесной и ул. Красной, протяженностью 626 м, проект № 71-06.

Решение суда может быть обжаловано через Зеленчукский районный суд в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2018 года.

             Судья                             Дотдаев Н.Ю.

2-253/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Зеленчукского района
Ответчики
Администрация Кардоникского сельского поселения
Другие
АО "Газпром газораспределение Черкесск"
Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие "Дирекция Капитального Строительства"
Министерство имущественных и земельных отношений КЧР
Суд
Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесская Республика
Дело на сайте суда
zelenchuksky.kchr.sudrf.ru
20.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2018Передача материалов судье
23.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.04.2018Предварительное судебное заседание
20.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2020Передача материалов судье
20.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.05.2020Предварительное судебное заседание
20.05.2020Предварительное судебное заседание
20.05.2020Судебное заседание
20.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее