Решение по делу № 2-666/2020 от 12.10.2020

Дело № 2-666/2020

УИД № 75RS0019-01-2020-001011-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    г. Сретенск                                                                                   12 ноября 2020 г.

        Сретенский районный суд Забайкальского края в составе:

    председательствующего судьи Коробенковой О.В.,

    при секретаре Красовской С.В.,

    с участием старшего помощника прокурора Шмаковой С.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Читинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов, разработать проект рекультивации земельного участка,

    УСТАНОВИЛ:

    Читинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным исковым заявлением ссылаясь на следующие обстоятельства.

    В ходе надзорной деятельности в сфере законодательства об обращении с отходами производства прокуратурой проведена проверка, в результате которой установлено, что на территории городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края на земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем администрации городского поселения на праве постоянного (бессрочного) пользования, находится свалка отходов производства и потребления. На указанном земельном участке, относящимся к землям промышленности, отсутствует ограждение, по договорам с АО «Прииск Усть-Кара» выполняются работы по очистке территории свалки (сталкивание отходов в основную яму). Таким образом, фактически на данной свалке производится размещение отходов производства и потребления. В государственный реестр размещения отходов, а также в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ указанная свалка не включена. Таким образом, данная свалка является несанкционированным объектом размещения отходов и подлежит ликвидации. В бюджете городского поселения денежные средства на ликвидацию данной свалки и рекультивацию земельного участка не предусмотрены.

    От негативного воздействия размещенных на несанкционированной свалке отходов может пострадать неопределенный круг лиц, нарушаются конституционные права граждан на здоровье и благоприятную окружающую среду.

    На основании изложенного, истец просил обязать ответчика в срок до 31 декабря 2021 г. ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов, расположенный на территории городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края на земельном участке с кадастровым номером , а также обязать администрацию в этот же срок разработать проект рекультивации земельного участка и приступить к рекультивации в соответствии с разработанным проектом.

В судебном заседании старший помощник прокурора Шмакова С.В. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика – администрации городского поселения «Усть-Карское» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, от главы городского поселения Плесиной Н.Г. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

    Выслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения поселения.

     Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «"Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020) (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

    Статьей 12 Федерального закона № 89-ФЗ установлены специализированные требования к объектам размещения отходов, соблюдение которых подлежит государственному контролю (надзору), а состояние окружающей среды в районах таких объектов – экологическому мониторингу.

В соответствии с абзацем 8 ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ под объектом размещения отходов понимается специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов. Часть 7 ст. 12 закона запрещает размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

    Как следует из материалов дела, администрация городского поселения «Усть-Карское» на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет земельным участком площадью 15 000 кв. м. с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, пгт. Усть-Карск. Объект размещения отходов относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, а также предназначен для размещения свалки бытовых отходов.

    Указанный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).

    Согласно информации главы администрации городского поселения «Усть-Карское», на земельном участке, на котором расположена свалка, отсутствуют ограждения, по договору с АО «Прииск Усть-Кара» осуществляются работы по очистке территории свалки (сталкивание отходов в основную яму).

Частью 6 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. В соответствии с ч. 6 указанной статьи, размещение отходов в пределах объектов, не включенных в государственный реестр, не допускается.

Свалка, расположенная на земельном участке с кадастровым номером , не является объектом размещения отходов, включенным в государственный реестр размещения отходов.

Частью 8 ст. 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень).

На территории Забайкальского края приказом Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 20.12.2019 г. № 3392 утвержден Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Забайкальского края.

Свалка в городском поселении «Усть-Карское» в указанный перечень не внесена, что подтверждается данными государственного реестра объектов размещения отходов на сайте в сети «Интернет» с URL – адресом http://rpn.gov.ru/.

Таким образом, данная свалка является несанкционированным объектом размещения отходов и подлежит ликвидации.

Кроме того, в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Частью 5 ст. 13 ЗК РФ предусмотрено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Пункт 6 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 (ред. от 07.03.2019) "О проведении рекультивации и консервации земель" гласит, что рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно п. 3 указанного Постановления разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В соответствии с п. 4 Постановления, в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков; арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством); исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку образование несанкционированной свалки допущено на земельном участке, принадлежащем администрации городского поселения «Усть-Карское», то обязанность по ее ликвидации, разработке проекта рекультивации и рекультивация земельного участка должны быть возложены на орган местного самоуправления.

        Таким образом, исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины освобождаются.

    На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

    Исковые требования Читинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов, разработать проект рекультивации земельного участка удовлетворить.

    Обязать администрацию городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края в срок до 31.12.2021 года ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов, расположенный на территории городского поселения «Усть-Карское» на земельном участке с кадастровым номером .

    Обязать администрацию городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края в срок до 31.12.2021 года разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером и приступить к рекультивации указанного земельного участка в соответствии с разработанным проектом.

        Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Сретенский районный суд Забайкальского края.

        Судья                                                                       О.В. Коробенкова

    Мотивированное решение изготовлено 01 декабря 2020 г.

2-666/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Читинский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация городского поселения "Усть-Карское"
Другие
Администрация МР "Сретенский район"
Суд
Сретенский районный суд Забайкальский края
Судья
Коробенкова Олеся Викторовна
Дело на странице суда
sretensk.cht.sudrf.ru
12.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2020Передача материалов судье
15.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.11.2020Судебное заседание
01.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее