38RS0№-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2021 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Недбаевской О.В., при секретаре Комине А.А.,
с участием представителя истца Федерального агентства лесного хозяйства К.Д.П,,
представителя ответчика С.И.А, – Т.О.И,,
представителя третьего лица Д.Е,А, – Р.А,Н,,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Федерального агентства лесного хозяйства к С.И.А, об истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения, признании недействительной постановки части земельного участка на кадастровый учет, исключении из ЕГРН сведений о части земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с исковым заявлением к С.И.А,, в котором просит истребовать из незаконного владения часть земельного участка, расположенного по адресу: ...., Иркутский" район, в районе ...., ДНТ «Ангара», уч №, площадь 849 кв.м., кадастровый №, входящего в состав земельного участка Иркутского лесничества Приморского участкового лесничества Приморская дача квартал №, выдел 12ч, имеющего следующий каталог координат поворотных точек:
№ |
X |
Y |
1 |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
признать недействительной постановку на кадастровый учет части земельного участка с КН №, расположенного по адресу: ...., в районе ...., ДНТ «Ангара», уч. №, входящего в состав земельного участка Иркутского лесничества Приморского участкового лесничества Приморская дача квартал №, выдел 12ч и исключить из ЕГРН сведения о части земельного участка с кадастровым номером 38№ в выше указанных координатах.
В обоснование заявленных требований истец указал, что собственником земельного участка с кадастровым номером № согласно сведениям ЕГРН является С.И.А,, регистрация права собственности осуществлена **/**/****.
11.08.2017 вступил в действие Федеральный закон № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель (далее - Федеральный закон № 280-ФЗ).
Статьей 5 Федеральным законом №280-ФЗ внесены изменения в статью 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 № 172-ФЗ (далее - Федеральный закон №172-ФЗ) согласно которой предусмотрено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
Правила части 3 статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года».
Вместе с тем в соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 6.07.2017 № № в рамках контроля за реализацией вступившего в силу с 11.08.2017 Федерального закона № 280-ФЗ Рослесхозу совместно с МВД России и Генеральной прокуратурой Российской Федерации поручено организовать проведение сплошной проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с государственным лесным реестром к лесным, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости - к землям иных категорий.
Создана межведомственная рабочая группа по проведению проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с ГЛР к лесным, а в соответствии со сведениями ЕГРН к землям иных категорий на территории Иркутской области.
В рамках деятельности указанной Рабочей группы было дано поручение филиалу ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» осуществить графическое совмещение материалов лесоустройства с земельным участком с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ...., в районе ...., ДНТ «Ангара», уч. №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадь 1933 кв.м.
По результатам указанного совмещения выявлено, что границы указанного земельного участка частично пересекаются с землями лесного фонда Иркутского лесничества Приморского участкового лесничества Приморской дачи квартал № 19, выдел 12ч. Площадь пересечения 849 кв.м. (заключение ФГБУ «Рослесинфорг» №).
По итогам проверки соблюдения законности возникновения прав на часть земельного участка с кадастровым номером № в рамках заседания указанной Рабочей группы было принято решение о необходимости обращения в суд с целью защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в отношении части земельного участка с кадастровым номером №
Федеральное агентство лесного хозяйства считает, что спорный земельный участок в части пересечения с землями лесного фонда незаконно находится в собственности ответчика по следующим основаниям.
На основании ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Согласно статье 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу статьи 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами,
Земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в силу пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ осуществляет управление и распоряжение Российская Федерация.
Исходя из статьи 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте.
Так, в статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» прямо установлено, что отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.
Кроме того, лесной фонд поименован в перечне объектов, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена (пункт 2.1 Указа Президента Российской Федерации от **/**/**** №).
Согласно п. 39 Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» по смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Принимая во внимание, что часть спорного земельного участка с кадастровым номером 38:06:012801:2628 относится к землям лесного фонда, находящийся в собственности Российской Федерации, отчуждение которого в частную собственность в соответствии с законодательством не допускается, подтверждением воли собственника спорного земельного участка лесного фонда на его передачу в частную собственность могло бы служить доказательство перевода части спорного земельного участка в категорию земель, позволяющих их отчуждение в частную собственность.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, признается ничтожной.
Таким образом, согласно положениям статьи 302 ГК РФ спорный земельный участок может быть истребован у ответчика в независимости от того является или нет ответчик добросовестным приобретателем.
В соответствии с положениями статьей 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Для имущественных отношений в силу требований статьей 3 ЗК РФ сохраняется приоритет: за специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов. Лесной участок представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда.
В соответствии со статьей 7 ЛК РФ, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67-70.1 ЛК РФ. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном леском реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года № «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение части спорного земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра, таксационное описание, лесоустроительный планшет, карта-схема лесничества, акт осмотра территории, свидетельство о государственной регистрации права.
Согласно приказу Рослесхоза от 04.12.2008 № (в редакции приказа Рослесхоза от 15.09.2009 №) «Об определении количества лесничеств на территории Иркутской области и установлении их границ» определены границы Приморской дачи Приморского участкового лесничества Иркутского лесничества Иркутской области (копия приказа прилагается).
Так, в лесоустроительных материалах оспариваемый земельный участок частично включен в квартал 19 выдел 12ч Приморской дачи Приморского участкового лесничества Иркутского лесничества Иркутской области.
Факт наложения границ части оспариваемого земельного участка на земли лесного фонда подтверждается заключением филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» №.
По мнению истца, постановка на кадастровый учет спорного земельного участка была произведена в нарушение статей 39, 45, Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и должна быть признана ничтожной, так как совершена в нарушение требований действующего законодательства.
Следовательно, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним должны быть внесены изменения по границам согласно координатам, указанным в просительной части искового заявления.
Как полагает истец, действующее законодательство предусматривает приоритет сведений ГЛР над ЕГРН в рассматривающем случае.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
По смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли (пункт 39 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22).
В судебном заседании представитель истца Федерального агентства лесного хозяйства К.Д.П, заявленные исковые требования поддержала, просила требования удовлетворить, находя их законными и обоснованными. Возражала против удовлетворения заявления ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным исковым требованиям, полагая, что истцом срок исковой давности по заявленным требования не пропущен, учитывая, что истцу о нарушенном праве стало известно только в 2019 году - с момента проведения проверочных мероприятий, составления акта осмотра земельного участка.
Ответчик С.И.А, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, уполномочив на представление своих интересов представителя по доверенности.
Представитель ответчика С.И.А, – Т.О.И, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований истца, представив суду свои возражения в письменном виде. Настаивал на пропуске истцом срока исковой давности по заявленным исковым требованиям.
Третье лицо Д.Е,А, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, уполномочив на представление своих интересов представителя по доверенности.
Представитель третьего лица Д.Е,А, – Р.А,Н, в судебном заседании также возражал против удовлетворения требований истца, представив суду свои возражения в письменном виде. Заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности поддержал.
Третьи лица Л.ББ., Г.М.Н,, Л.В,В, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин своей неявки, ходатайств об отложении судебного заседания, возражений по существу заявленных исковых требований суду не представили.
Представители третьих лиц Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, ДНТ «Ангара», Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом.
Представители третьих лиц ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект», Управления Росреестра по Иркутской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, ранее по существу заявленных исковых требований представили свои письменные отзывы, в которых просили рассматривать дело в их отсутствие.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся ответчика, третьих лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Выслушав пояснения представителей сторон, представителя третьего лица, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из следующего.
Нормами гражданского процессуального законодательства, в частности ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В силу п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Из ст.ст. 301 - 304 Гражданского кодекса РФ вытекает, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (ст. 101 Земельного кодекса РФ).
Исходя из ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в собственности Российской Федерации. Органами местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в муниципальной собственности.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Л.В,В, на основании постановления администрации Иркутского районного муниципального образования № от **/**/**** в собственность бесплатно для дачного строительства был предоставлен земельный участок по адресу: ...., в районе ...., ДНТ «Ангара», уч. 26, с кадастровым номером №, площадью 1933 кв.м.
Право собственности Л.В,В, на указанный земельный участок было зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается представленным по запросу суда делом правоустанавливающих документов.
В результате ряда совершенных сделок по отчуждению данного недвижимого имущества – земельного участка в настоящее время собственником земельного участка с кадастровым номером № является С.И,А,. (основание возникновения права – договор купли-продажи от 06 мая 2019 года, заключенный с Д.Е,А,).
Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде С.И.А, является собственником спорного земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства; право собственности данного лица на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке и никем не оспорено.
Следует отметить, в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером № были внесены 06.09.2011 с присвоением ему категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вида разрешенного использования: для дачного строительства.
11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель».
Принятие данного закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.
Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в ст. 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).
Кроме того, в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости. Данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (статья 5 Федерального закона от **/**/**** № 280-ФЗ).
Тем самым федеральный законодатель установил приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и исключил возможность произвольного изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Такое толкование Федеральному закону от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ дано Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 21 сентября 2017 года №-О, в котором указано на необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов при разрешении дел об изъятии у добросовестных собственников земельных участков, относящихся согласно данным государственного лесного реестра к землям лесного фонда.
Толкование положений действующего законодательства, исходя из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, при котором допускается возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 № 1795-О, приведет к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.
Как указано выше и следует из представленного в материалы дела по запросу суда дела правоустанавливающих документов, первичное право собственности на спорный земельный участок, впоследствии перешедшее к ответчику в результате возмездных сделок, возникло до 01 января 2016 года. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, спорный земельный участок находится на землях сельскохозяйственного назначения.
В ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» указаны земельные участки, на которые положения части 3 настоящей статьи не распространяются. Спорные земельные участки к земельным участкам, поименованным в части 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», не относятся.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права и их разъяснений, а также установленных фактических обстоятельств дела, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства об истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения ответчика и, как следствие, удовлетворения требований о признании недействительной постановки части земельного участка на кадастровый учет и исключении из ЕГРН сведений о части земельного участка.
Установленный названным Федеральным законом приоритет записей в Едином государственном реестре недвижимости, определяющий категорию земельных участков, и которому придана обратная сила, исключает в данном случае возможность удовлетворения виндикационного иска. Ответчик в силу закона признается надлежащим и добросовестным правообладателем спорного земельного участка, который не подлежат возврату в лесной фонд путем его истребования из чужого незаконного владения.
Доводы представителя истца о невозможности применения к спорным правоотношениям ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в силу пункта 3 части 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», суд оценивает критически.
Так, в силу пункта 3 части 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Таким образом, в случае если у уполномоченного органа отсутствуют сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования земельных участков сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации, в случае противоречий между сведения, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки.
Поскольку в отношении спорного земельного участка не установлено нарушений его использования не по целевому назначению либо с нарушением земельного законодательства, суд приходит к выводу о том, что в данном случае необходимо руководствоваться сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 38:06:012801:2628 относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения.
По мнению суда, позиция представителя истца в данном случае основана на неверном толковании норм материального права, учитывая, что в силу абз. 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.
Суд также полагает возможным согласиться с заявлением стороны ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям, исходя из следующего.
Как следует из положений ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Тем же постановлением разъяснено, что срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 4).
При обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление (пункт 5).
По смыслу статьи 201 ГК РФ переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 6).
В силу положений статей 124 и 125 ГК РФ субъектами государственной собственности являются публично-правовые образования, от имени которых выступают соответствующие органы.
С настоящим истцом Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд 16.11.2020 года.
Полагая, что срок исковой давности по заявленным исковым требованиям не пропущен, истец ссылается на проведенную проверку использования спорного земельного участка и созданную в 2019 году рабочую группу по защите имущественных прав и интересов Российской Федерации, где Федеральному агентству лесного хозяйства было поручено осуществить такую защиту, обратившись в суд с иском.
Вместе с тем, ответчик при рассмотрении настоящего дела представил доказательства, что органы государственной власти, в том числе представляющие интересы Российской Федерации, должны были знать о нарушении своего права еще в 2012 году, когда земельный участок с кадастровым номером 38:06:012801:2628, был предоставлен в собственность право предшественнику С.И.А,
В силу п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из указанной нормы следует, что субъектом материально-правовых отношений, основанных на праве собственности, является публично-правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти.
Истцом по делу выступает орган исполнительной власти, на который возложены обязанности по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в судебном порядке, и, который для надлежащего осуществления этих обязанностей имеет возможность в пределах срока исковой давности получить соответствующие сведения о фактическом использовании земельного участка, его правообладателях, постановке на государственный кадастровый учет.
Таким образом, истец по делу должен был знать об обстоятельствах выбытия земельного участка, являющегося предметом спора, из государственной собственности до проведения проверки его фактического использования.
Кроме того, следует отметить, что публичная правовая природа учетных и регистрационных систем также позволяет сделать вывод о том, что органы государственной власти, уполномоченные осуществлять регистрацию и учет, узнали или должны были узнать о предоставлении спорного имущества в собственность с момента получения соответствующих сведений, свидетельствующих о предоставлении участка в собственность, в частности с момента регистрации первичного права собственности на земельный участок на основании акта органа местного самоуправления, так и последующих сделок по отчуждению земельного участка, зарегистрированных в Управлении Росреестра по Иркутской области.
В 2011 году спорный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет в Государственном кадастре недвижимого имущества как земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для дачного строительства.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о пропуске истцом трехлетнего срока исковой давности по заявленным исковым требованиям. Пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства к С.И.А, об истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения, признании недействительной постановки части земельного участка на кадастровый учет, исключении из ЕГРН сведений о части земельного участка - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 20 мая 2021 года.
Судья: О.В. Недбаевская