категория 2.068
91RS0002-01-2020-004569-80
Дело № 2-2708/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 августа 2020 года г. Симферополь
Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Пронина Е.С.,
при секретаре судебного заседания – Зенгиной Д.Д.,
с участием представителя истца Исаченкова И.А., представителя ответчика Тутова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вербовой ФИО6 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) о признании решения незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Вербова ФИО7 обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением.
Заявление мотивировано тем, что истец 12.08.2019 г. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с достижением пенсионного возраста. Однако ей было отказано в установлении страховой пенсии по старости. Истец с решением пенсионного органа не согласна.
На основании изложенного выше, с учетом уточненных требований, истец просит признать решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) <данные изъяты> незаконным и отменить его.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) включить в страховой стаж истца периоды работы <данные изъяты>
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) назначить страховую пенсию по старости согласно ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 08.09.2019 г.
Представитель истца в судебном заседании 25.08.2020 года поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании 25.08.2020 года возражал против удовлетворения заявленных требований.
Заслушав явившихся представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение, основное содержание которого заключается в предоставлении человеку средств к существованию, удовлетворении его основных жизненных потребностей. Поскольку, таким образом, пенсия имеет особое значение для поддержания материальной обеспеченности пенсионеров, стабильность их правового положения, сохранение за ними признанных государством в установленной законом процедуре пенсионных прав должны гарантироваться на законодательном уровне в рамках реализации предписаний Конституции Российской Федерации, ее статей 7 и 21 (часть 1), о целях социальной политики Российской Федерации, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, заботу о социальной защищенности своих граждан, охрану достоинства личности (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 года N 11-П, от 15 июня 1998 года N 18-П, от 29 января 2004 года N 2-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 10 июля 2007 года N 9-П и от 14 января 2016 года N 1-П).
В соответствии со ст.1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Согласно ч.6 ст.11 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6- ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
В силу ст.12 вышеуказанного закона на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, положения ст.ст.6.15,17,18,19 и 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в частности, в сфере пенсионного обеспечения, что является необходимым для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что истец 12.08.2019 г. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) за назначением страховой пенсии по старости согласно ст. 8 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) <данные изъяты> истцу отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ввиду отсутствия необходимого страхового стажа и необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
В расчет стажа работы не были учтены следующие периоды:
- <данные изъяты> – учетчик в колхозе «Жовтень», справка, уточняющая периоды работы об установлении минимума и выходных, а также справка о переименовании колхоза не представлена;
- <данные изъяты> – буфетчица в объединении предприятий общественного питания Киевского продторга г. Симферополя, в справке, уточняющей период работы, отсутствует дата увольнения и полное переименование;
- <данные изъяты> – уборщица в ЖКП «Бытфон», нет подтверждения о постоянном проживании на территории Республики Крым.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 9 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8).
Размер страховой пенсии определяется исходя из индивидуального пенсионного коэффициента. Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается в твердом размере.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом, необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Страховая пенсия по старости на общих условиях назначается женщинам, достигшим возраста 55 лет, при наличии у них страхового стажа не менее 15 лет, величины ИПК в размере не менее 30. При этом, с учетом переходных положений, предусмотренных ст. 35 Закона N 400-ФЗ, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет, и начиная с 01.01.2016 ежегодно увеличивается на один год до достижения 15 лет в 2024 году (ч. 2 ст. 35). Величина ИПК, требуемая для назначения страховой пенсии по старости в 2015 году, составляет не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины ИПК 30 (ч. 3 ст. 35).
Необходимая продолжительность страхового стажа и необходимая величина ИПК, исходя из части 2 - 3 статьи 35 Закона N 400-ФЗ, определяются на день достижения возраста, предусмотренного положениями ст. 8 Закона N 400-ФЗ.
Для лиц, достигших вышеуказанного возраста в 2019 году, обязательными условиями для назначения страховой пенсии по старости являются наличие не менее 10 лет страхового стажа и наличие минимальной величины ИПК в размере 16,2.
Статьей 12 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрены иные периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности при условии, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11.
В соответствии с п. 11 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. №1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Согласно п. 60 Правил № 1015 записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчёте страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утверждённых Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974г. №162, сведения о работнике записываются на первой странице (титульном листе) трудовой книжки. Заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приёма на работу. Фамилия, имя и отчество (полностью, без сокращения или замены им и отчества инициалами) и дата рождения указываются на основании паспорта или свидетельства о рождении. После указания даты заполнения трудовой книжки работник своей подписью заверяет правильность внесенных сведений.
Первую страницу (титульный лист) трудовой книжки подписывает лицо, ответственное выдачу трудовых книжек, и после этого ставится печать предприятия или печать отдела кадров, на котором впервые заполнялась трудовая книжка.
Изменения записей в трудовых книжках о фамилии, имени, отчестве и дате рождения производятся администрацией по последнему месту работы на основании документов (паспорт свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака, об изменении фамилии, имени, отчества и др.) и со ссылкой на номер и дату этих документов.
Спорные периоды трудовой деятельности подтверждаются представленной трудовой книжкой истца <данные изъяты>, дата заполнения <данные изъяты>, согласно которой истец <данные изъяты> осуществляла работу учетчиком в колхозе «Жовтень», <данные изъяты> работала буфетчицей в объединении предприятий общественного питания Киевского продторга г. Симферополя, <данные изъяты> работала уборщицей в ЖКП «Бытфон».
Кроме того, согласно справке <данные изъяты> Вербова ФИО8, <данные изъяты>, с <данные изъяты> принята буфетчицей 3 разряда в дирекцию «Крымчанка». Дирекция «Крымчанка» переименована в кафе «Крымчанка» Комбината общественного питания Киевского района г. Симферополя. <данные изъяты> на базе действующего предприятия кафе «Крымчанка» Комбината общественного питания Киевского района г. Симферополя создано арендное предприятие кафе «Крымчанка» со статусом самостоятельного предприятия.
Справкой № <данные изъяты> о переименовании предприятий, подтверждается переименование Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым «Горпищеторг».
Справкой <данные изъяты> выданной Муниципальным унитарным предприятием Муниципального образования Городской округ Симферополь Республики Крым «Аванград» подтверждается переименование <данные изъяты> ЖКП «Бытфрн» в Крымское Республиканское предприятие ЖКП «Бытфон». С <данные изъяты> предприятие преобразовано в жилищно-коммунальное предприятие «Бытфон». <данные изъяты> Жилищно-коммунальное предприятие «Бытфон» переименовано в Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым «Аванград».
Таким образом, суд принимает трудовую книжку истца в качестве подтверждения спорных периодов и, оценивая ее содержание по правилам ст. 67 ГПК РФ, учитывает ее как доказательство заявленных требований.
Кроме того, в отказном решении пенсионный орган указывает, что период с <данные изъяты> не включен в общий стаж работы, поскольку периоды работы по гражданско-правовым договорам учитываются гражданам Российской Федерации, обратившимся за назначением пенсии после 01.01.2015 г. и имеющим подтвержденное отметкой в паспорте о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014 г.
Между тем, истцом представлено вступившее в законную силу решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12.08.2014 г. по делу № 2-910/2014, согласно которому установлен факт постоянного проживания Вербовой ФИО9, <данные изъяты> на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014 года.
Переоценка установленных в решении Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12.08.2014 г. по делу № 2-910/2014 фактов не допускается, поскольку преодоление судебного решения путем принятия юрисдикционного акта, влекущего для участников спора, по которому было принято судебное решение, иные последствия, нежели определенные этим судебным решением, означает нарушение установленных Конституцией Российской Федерации судебных гарантий прав и свобод, не соответствует самой природе правосудия, которое осуществляется только судом, и несовместимо с конституционными принципами самостоятельности судебной власти, независимости суда и его подчинения только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 года №5-П).
Вышеуказанное согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 04 октября 2016 года, согласно которой, исходя из того, что вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, а неисполнение судебного постановления, равно как и иное проявление неуважения к суду, влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 11 мая 2005 года №5-П и от 5 февраля 2007 года №2-П, исключительная по своему существу возможность преодоления вступивших в законную силу окончательных судебных актов предполагает установление таких особых процедурных условий их пересмотра, которые отвечали бы прежде всего требованиям правовой определенности, обеспечиваемой признанием законной силы судебных решений, их неопровержимости, что, как правило, даже в судебных процедурах может быть поколеблено, только лишь если какое-либо новое или вновь открывшееся обстоятельство или обнаруженные фундаментальные нарушения неоспоримо свидетельствуют о судебной ошибке, без устранения которой компетентным судом невозможно возмещение причиненного ею ущерба. Тем более недопустимо дезавуирование судебного решения во внесудебной процедуре.
В силу изложенного становится очевидным, что решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12.08.2014 г. по делу № 2-910/2014 обязательно для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, рассмотрев всесторонне, полно и объективно заявленные требования, выяснив действительные обстоятельств дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца.
Согласно частям 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с внесенными изменениями в ст. 8 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости в 2019 г. назначается лицам, достигшим возраста 61 год для мужчин и 56 лет для женщин. Страховая пенсия по старости может быть назначена на шесть месяцев ранее достижения возраста, установленного с 01.01.2019 г. для назначения пенсии, если они в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г. достигнут возраста, установленного для назначения страховой пенсии на 31.12.2018 г.
С учетом внесенных изменений в ст. 8 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также учитывая, что истец Вербова ФИО10, <данные изъяты>, необходимый возраст, для назначения страховой пенсии по старости согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» достигла <данные изъяты> суд приходит к выводу о назначении Вербовой ФИО11 страховой пенсии по старости с 08.09.2019 года.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Учитывая изложенное выше, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Вербовой ФИО12 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) о признании решения незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) <данные изъяты>
Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) обязанность включить в страховой стаж Вербовой ФИО13 периоды работы: <данные изъяты>
Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) обязанность назначить Вербовой ФИО14 страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 08.09.2019 г.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) в пользу Вербовой ФИО15 государственную пошлину в размере 300,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 28.08.2020 года.
Судья Е.С. Пронин