Судья Коротаева О.А. 13.07.2016 г.
Дело № 33-7745/16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фомина В.И.,
судей Симоновой Т.В., Валуевой Л.Б.,
при секретаре Баскаль В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 13 июля 2016 года дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г.Перми от 06.04.2016 г., которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Кировского района Пермского края, действующего в интересах Попова В.А., к Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Попову В.А. в пределах г.Перми Пермского края по договору найма специализированного жилого фонда благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.метров».
Заслушав доклад судьи Симоновой Т.В., объяснения истца Попова В.А., прокурора Прокуратуры Пермского края Левыкиной Л.Л., проверив дело, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Кировского района г.Перми обратился в суд с иском в интересах Попова В.А. о возложении обязанности на Правительство Пермского края по предоставлению Попову В.А. жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда, благоустроенного, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, в границах г.Перми, мотивируя требования тем, что Попов В.А., ** г.р. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей: его мать умерла, отец лишен родительских прав в установленном законом порядке. Попов В.А. не имеет в собственности либо по договору социального найма жилого помещения, временно проживает на территории г.Перми на основании договора найма жилого помещения. 26.07.2013 года Попов В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. По информации ТУ Минсоцразвития Пермского края по г.Перми Поповым В.А. до настоящего времени право на жилое помещение не реализовано, жилое помещение ему не предоставлено. Считает, что ответчик, в соответствии с положениями действующего законодательства, обязан предоставить Попову В.А. за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным нормам и требованиям законодательства Российской Федерации и законодательством Пермского края общей площадью не менее 33-х квадратных метров.
В суде первой инстанции прокурор, истец Попов В.А. на исковых требованиях настаивали.
Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебном заседании участия не принимал.
Представители третьих лиц без самостоятельных требований Министерства социального развития Пермского края, Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г.Перми, КГБУ «Дирекция по капитальному строительству», Министрества строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края» в суд не явились, были извещены.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Пермского края просит решение суда изменить, ссылаясь на положения ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей», Порядок предоставления детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 9 сентября 2013 г. №1194-п) полагает, что жилое помещение может быть предоставлено истцу на территории Пермского края, а ограничение его предоставления территорией г.Перми является необоснованным.
От прокурора Кировского района г.Перми на апелляционную жалобу поступили возражения, согласно которым просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Судебная коллегия, проверив выводы суда в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения постановленного судом решения.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.02.2012 года № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 (ред. Закона № 147-ПК от 14.12.2012 года) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 6, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.
Согласно ст. 23 Устава Пермского края, принятого Законодательным собранием Пермского края 19.04.2007 года (в редакции Закона Пермского края от 27.11.2012 года № 134-ПК) Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
Согласно ст. 2 Закона Пермского края от 07.09.2007 года № 107-ПК «О системе органов государственной власти Пермского края» система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края.
Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.
По смыслу указанных норм, поскольку Правительство Пермского края является наивысшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения должна быть возложена именно на Правительство Пермского края.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствии с положения ст.56, 67 ГПК РФ истец Попов В.А., 22.06.1997 года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением комиссии ТУ Минсоцразвития Пермского края по г.Перми от 26.07.2013 года Попов В.А. включен в список детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору специализированного жилого помещения.
Из материалов дела следует, что Попов В.А. не имеет в собственности либо по договору социального найма жилого помещения, временно проживает по адресу: ****.
До настоящего времени жилое помещение Попову В.А. не предоставлено.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.40 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.5, ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.1, 8 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 1, 2 и 5 ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к обоснованному выводу о возложении на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п.1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п) жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:…жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Из указанных положений следует, что данная социальная гарантия по общему правилу предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление, предоставление жилого помещения в другом муниципальном образовании возможно только с его согласия.
Таким образом, учитывая вышеизложенные требования закона, принимая во внимание, что Попов В.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в г.Перми, последнее постоянное место жительства истца является Свердловский район г.Перми, истец проживает временно на период обучения в учебном заведении, доказательства иного постоянного места жительства истца по иному адресу на территории Пермского края суду первой инстанции предоставлено не было, соответственно, судом обоснованно на Правительство Пермского края возложена обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения - на территории г.Перми.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы постановленного судом решения.
Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г.Перми от 06.04.2016 г. - оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: