Дело № 2а-344/18
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Грозный 27.06.2018 г.
Грозненский районный суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего: судьи Сербиевой М.М.,
при секретаре судебного заседания Мустафиновой З.Б.,
с участием:
пом. прокурора Грозненского района ЧР Дигиева Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление заместителя прокурора Грозненского района Чеченской Республики к администрации Толстой-Юртовского сельского поселения Грозненского района Чеченской Республики о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения Грозненского муниципального района, выразившееся в неисполнении обязанности по размещению информации о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования, что нарушает права граждан на ознакомление с указанной информацией и обязании администрации Толстой-Юртовского сельского поселения Грозненского муниципального района в течении месячного срока со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» <адрес> информацию о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информацию о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Грозненского района Чеченской Республики обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Толстой-Юртовского сельского поселения Грозненского района Чеченской Республики о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения Грозненского муниципального района, выразившееся в неисполнении обязанности по размещению информации о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования, что нарушает права граждан на ознакомление с указанной информацией и обязании администрации Толстой-Юртовского сельского поселения Грозненского муниципального района в течении месячного срока со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» <адрес> информацию о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информацию о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района в мае 2018 года проведена проверка исполнения администрацией Толстой-Юртовского сельского поселения (далее - Администрация) требований законодательства об охране окружающей среды, в результате которой выявлены факты бездействия в части осуществляются мероприятий по экологическому просвещению населения.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства, Администрацией не осуществляются мероприятия по экологическому просвещению населения. Так, на официальном Интернет-сайте Администрации Толстой-Юртовского сельского поселения <адрес> в нарушение названных требований закона не размещена информация о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информация о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования.
Бездействие Администрации, выразившееся в неисполнении обязанности по размещению информации о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования нарушает права неопределенного круга лиц на ознакомление с указанной информацией.
Следует отметить, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района в марте 2018 года, в связи с выявленными нарушениями законодательства в указанной сфере ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации внесено представление с требованием об устранении допущенных нарушений.
Однако, входе повторной проверки установлено, что нарушения указанные в представлении прокурора, до настоящего времени не устранены.
Принимая во внимание, что после принятия мер прокурорского реагирования Администрация добровольно нарушения требований законодательства не устранило, и мер к устранению этих нарушений не приняло, в связи с чем, возникла необходимость в решении этого вопроса не иначе как в судебном порядке.
На основании ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В связи с чем, и руководствуясь ст. 39, ч. 4 ст. 218, ч.1 ст. 125, ст. 220 КАС РФ, просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Грозненского муниципального района, выразившееся в неисполнении обязанности по размещению информации о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования, что нарушает права граждан на ознакомление с указанной информацией и обязании администрации Толстой-Юртовского сельского поселения Грозненского муниципального района в течении месячного срока со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» http://tolstoy-urt.ru/ информацию о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информацию о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования.
В судебном заседании пом. прокурора Грозненского района ЧР Дигиев Д.Р. административный иск поддержал в полном объеме и просил удовлетворить требования, заявленные в нем.
Глава администрации Толстой-Юртовского сельского поселения Грозненского муниципального района ЧР ФИО3 письменно просил рассмотреть настоящее дело без их участия, административное исковое заявление признает, обязуется устранить выявленные нарушения.
Исследовав материалы дела, выслушав помощника прокурора, суд находит административное исковое заявление прокурора обоснованным, мотивированным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, и пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ №).
В силу ст. 1 ФЗ № охрана окружающей среды - это в том числе деятельность органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Статьей 3 ФЗ № определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры. На основании ст. 71 вышеуказанного Федерального закона в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.
Статьей 74 названного закона установлено, что в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. Экологическое просвещение, в том числе, информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется также органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. Информация о деятельности органа местного самоуправления поселения должна размещаться на официальном сайте муниципального образования.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона информация, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции обращается в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваем решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Доводы административного истца о незаконном бездействии административного ответчика подтверждаются материалами дела.
В связи с вышеизложенным, суд находит требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации Толстой-Юртовского сельского поселения Грозненского муниципального района, выразившееся в неисполнении обязанности по размещению информации о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования, что нарушает права граждан на ознакомление с указанной информацией.
Обязать администрацию Толстой-Юртовского сельского поселения Грозненского муниципального района в течении месячного срока со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» <адрес> информацию о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информацию о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чеченской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Грозненский районный суд Чеченской Республики.
Судья: подпись М.М. Сербиева
Мотивированное решение изготовлено 27.06.2018 г.
Подлинник хранится в гражданском деле №2а-344/18
Копия верна:
Судья
Секретарь