11-58/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Киров 31 мая 2016 года
Октябрьский районный суд города Кирова в составе
судьи Стародумовой С.А.,
с участием прокурора Аксеновой Е.В.,
при секретаре Култышевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 64 Октябрьского судебного района города Кирова Кировской области от 23.03.2013 года по иску прокурора Октябрьского района г. Кирова в интересах Харламовой А.П. к Министерству финансов Кировской области о взыскании расходов, понесенных на оплату отопления и электроэнергии,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района г. Кирова обратился в суд с исковым заявлением в интересах Харламовой А.П. к Министерству финансов Кировской области о взыскании расходов, понесенных на оплату отопления и электроэнергии, указав, что прокуратурой Октябрьского района г. Кирова проведена проверка по обращению Харламовой А.П. по поводу исполнения требований законодательства о мерах социальной поддержки медицинским работникам, проживающим в сельской местности и в поселках городского типа. В ходе проверки установлено, что Харламова А.И. проживает в пос. Костино гор. Кирова, который относится к сельской местности. 06.10.1983 принята на работу на должность медсестры Цепелевского ФАП. 01.11.1985 на основании реорганизации Цепелевского ФАП работала в должности участковой медицинской сестры Костинской сельской врачебной амбулатории. 04.11.1999 Костинская сельская врачебная амбулатория переименована в муниципальное учреждение здравоохранения «Амбулатория поселка Костино». 30.06.2002 уволена в порядке перевода в соответствии с п. 5 ст. 77 ТК РФ в связи с прекращением деятельности МУЗ «Амбулатория поселка Костино». 01.07.2002 принята в порядке перевода на должность участковой медсестры в педиатрическую участковую амбулаторию поселка Костино. С 01.01.2012 – КОГБУЗ «Кировская городская больница № 8», с декабря 2012 – КОГБУЗ «Кировская клиническая больница № 8» по настоящее время. До 01.01.2005 включительно пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, а с 2005 года ей выплачивается частичная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг. Всего в период с 01.01.2015 по 31.12.2015 включительно документально подтвержденные затраты, понесенные заявителем на оплату коммунальных услуг (отопление и освещение составили 28 746 руб. 81 коп. Частичная компенсация платежей за счет средств областного бюджета за указанный период составила 7 536 руб. Таким образом, не возмещенная сумма затрат составляет 21 210 руб. 81 коп. Медицинские работники, приобретшие право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением по состоянию на 31.12.2004, не могут быть лишены указанной льготы в последующее время. Поскольку указанные льготы ей в полном объеме не предоставляются, считают указанные нарушения ущемляют социальные права медицинского работника государственного учреждения здравоохранения, работающего и проживающего в сельской местности. Просят взыскать с Департамента финансов Кировской области в пользу Харламовой А.П. расходы, понесенные на оплату отопления и электроэнергии за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 в размере 21 838 руб. 81 коп.
23.03.2016 мировым судьей судебного участка № 64 Октябрьского судебного района г. Кирова вынесено решение, которым исковые требования прокурора Октябрьского района гор. Кирова в интересах Харламовой А.П. удовлетворены. С Министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в пользу Харламовой А.П. взысканы денежные средства в размере 21 210,81 руб. за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
Не согласившись с указанным решением, представитель министерства финансов Кировской области подал апелляционную жалобу, где просил указанное решение отменить, отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указал в жалобе, что в случаях, предусмотренных ст. 125 ГК РФ, министерство финансов, как финансовый орган субъекта Российской Федерации «Кировская область», может выступать от лица казны субъекта Российской Федерации «Кировская область», которую в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Кировской области от 06.10 2008 № 287-ЗО составляет государственное имущество Кировской области, не закрепленное за унитарными предприятиями, областными государственными учреждениями, а также средства областного бюджета. Харламовой А.П. выплачивалась компенсация, предусмотренная Законом Кировской области от 03.11.2004 года № 267-30 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области", т.е. обязательство субъекта РФ - Кировская область перед ней выполнено в полном объеме. Установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения не является обязательством субъекта РФ - Кировская область. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, которая введена в действие с 01.01.2005 г. Таким образом, если работник стал получать дополнительную социальную поддержку в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2005 г., то это не означает, что он имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами до 01.01.2005 года. Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 года сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01.01.2005 года (т.е. одновременно: работали и проживали в сельской местности, пользовались льготами). Указанное должно быть подтверждено допустимыми доказательствами. Пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 предусмотрено, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в его постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъекта РФ или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, в частности предоставления льгот, согласно Федерального закона. Следовательно, данные льготы должны предоставляться работникам, работающим и проживающим в сельской местности, которые пользовались данными льготами до 01.01.2005 за счет средств Федерального бюджета. Просят решение мирового судьи отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора Октябрьского района г. Кирова в интересах Харламовой А.П. к Министерству финансов Кировской области в полном объеме.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ст. пом. прокурора района Аксенова Е.В. указала, что считает жалобу ответчика необоснованной по следующим основаниям: в ходе проверки установлено, что Харламова А.П. проживала и работала в медицинском учреждении в п. Костино гор. Кирова, которое относится к сельской местности, в связи с чем до 01.01.2005 включительно пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, а с 2005 года ей выплачивается частичная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, истец приобрела право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением по состоянию на 31.12.2004 и не может быть лишена указанной льготы в последующее время. Действие Закона Кировской области № 267-ЗО не освобождает субъект Российской Федерации от принятия мер социальной поддержки муниципальным служащим в соответствии с ч. 5 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан за счет бюджета субъекта Российской Федерации. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников. В связи с этим, Министерство финансов Кировской области в ведении которого находится МУЗ «Кировская городская больница № 8» с 01.01.2012, в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников обязано осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечить предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с соблюдением требований ФЗ № 122-ФЗ о сохранении прежнего уровня их социальной незащищенности в жилищно-коммунальной сфере. Отсутствие у субъекта Российской Федерации необходимых финансовых средств не должно повлечь нарушение прав указанной категории граждан, так как обязанность по финансированию соответствующих льгот и компенсаций не ставится в зависимость от наличия соответствующих финансовых средств. При вынесении решения судом в полной мере учтены и исследованы все необходимые доказательства. Просит решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
В судебном заседании прокурор Аксенова Е.В. просила в удовлетворении апелляционной жалобы ответчику отказать.
Представитель ответчика Министерства финансов Кировской области в судебное заседание не явился, извещен, просит рассмотреть дело без его участия.
Истец Харламова А.П. в судебном заседании просила решение мирового судьи оставить в силе, пояснила, что по состоянию на 01.01.2005 года она пользовалась льготами по отоплению и освещению, проживала в сельской местности.
Выслушав прокурора, объяснения Харламовой А.П., суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1 в редакции действовавшей до 01.01.2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Указанная норма права утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 22.04.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ от 22.04.2004 г.).
Вместе с тем, п. 50 ст. 35 Закона № 122-ФЗ от 22.04.2004 г. дополнена ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 года № 5487-1 частями 4, 5, 6 следующего содержания: «Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления».
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в абз. 3 п. 3 определения от 12.07.2006 № 375-О, пункт 50 статьи 35 ФЗ № 122-ФЗ от 22.04.2004 г. передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Так, согласно статье 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона, меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами государственной власти. Уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих в ней и проживающих в той же местности медицинских работников определяется в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности организации здравоохранения.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ФЗ № 122-ФЗ от 22.04.2004 г., в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005 г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно преамбуле ФЗ № 122-ФЗ от 22.04.2004 г., указанный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан РФ на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией РФ и федеральными законами вопросов местного значения.
В соответствии с п. 2.3 Определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 № 965-О-П, часть 1 статьи 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.04.2004 г. призвана обеспечить достижение заложенных в преамбуле данного Федерального закона целей, а также сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения и других обстоятельств, не может рассматриваться как не допускающая реализацию возникшего у заявителей до 1 января 2005 года права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Таким образом, из смысла ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.04.2004 г. следует, что изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Законодательным собранием Кировской области 28.10.2004 года принят Закон Кировской области N 267-ЗО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области", данным законом определены категории лиц, проживающих в сельской местности, которым установлена в качестве меры социальной поддержки частичная выплата ежемесячной денежной компенсации расходов на возмещение оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.
Установлено, что с 06.10.1983 Харламова А.П.принята на должность медсестры Цепелевского ФАП. С 01.11.1985 на основании реорганизации Цепелевского ФАП, работала в должности медицинской сестры Костинской сельской врачебной амбулатории, которая с 04.11.1999 переименована в муниципальное учреждение здравоохранения «Амбулатория поселка Костино». 30.06.2002 в связи с прекращением деятельности МУЗ «Амбулатория поселка Костино» уволена в порядке перевода и принята 01.07.2002 на должность участковой медсестры в педиатрическую участковую амбулаторию поселка Костино. 01.01.2012 МУЗ «Кировская городская больница № 8» переименована в КОГБУЗ «Кировская городская больница № 8», которая реорганизована в последующем в КОГБУЗ «Кировская клиническая больница № 8». КОГБУЗ «Кировская клиническая больница № 8» 17.12.2014 переименована в КОГБУЗ «Кировский клинико-диагностический центр», где истец продолжает работать по настоящее время. С 19.03.1982 она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, вместе с ней по указанному адресу зарегистрирован и проживает муж С.
Таким образом, Харламова А.П. с 19.03.1982 зарегистрирована, проживает и с 06.10.1983 работает в сельской местности.
В обоснование того, что до 01.01.2005 года Харламовой А.П. в полном объеме предоставлялась льгота по оплате электроэнергии и отопления представлены первичные бухгалтерские документы, а именно: счет-квитанция за декабрь 2004 года на оплату коммунальных услуг, предоставляемых по адресу: <адрес>, из которой следует, что оплата за отопление начислялась, но не взималась, выписка из лицевого счета в отношении истца, а также справка КОГБУЗ «Кировский клинико-диагностический центр», указанные обстоятельства подтверждены решением мирового судьи судебного участка №71 Первомайского судебного района г. Кирова от 17 марта 2015 года.
Учитывая, что до 01.01.2005 г. у истца возникло право на получение льготы по оплате коммунальных услуг, такое право сохраняется за истицей и, начиная с 01.01.2005 года.
Истцом представлены документы, подтверждающие оплату коммунальных услуг за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 в размере 28 746,81 руб. За указанный период истцом выплачена частичная компенсация на сумму 7 536,00 руб. Таким образом фактические затраты истца по оплате отопления, электроэнергии составили 21 210,81 руб.
В соответствии с внесенными изменения в пункт 1.5 устава КОГБУЗ «Кировский Клинико-диагностический центр» учредителем и собственником имущества учреждения является Кировская область. Функции и полномочия учредителя учреждения выполняет министерство здравоохранения Кировской области. Учреждение подведомственно учредителю. Согласно п. 1.6 устава - функции и полномочия собственника имущества учреждения выполняет орган по управлению государственной собственность Кировской области.
Постановлением Правительства Кировской области от 24.06.2015 № 44/316 "Об утверждении Положения о министерстве финансов Кировской области", пунктом 1.1 Положения предусмотрено, что министерство финансов Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим осуществление единой государственной политики, методологического сопровождения и нормативного правового регулирования в финансово-бюджетной и налоговой сферах, в сфере регулирования контрактной системы закупок для обеспечения государственных нужд Кировской области и координирующим деятельность иных органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области в указанных сферах, а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и контролю в сфере закупок. Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета, открытые в соответствии с действующим законодательством, печать, штампы, бланки со своим наименованием (п. 1.5 положения). Учредителем КОГБУЗ «Кировский клинико-диагностический центр», где работает истец, является Министерство здравоохранения Кировской области
В случаях, предусмотренных ст. 125 ГК РФ, министерство финансов, как финансовый орган субъекта РФ «Кировская область», может выступать от лица казны субъекта РФ «Кировская область», которую в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Кировской области от 06.10 2008 № 287-ЗО составляет государственное имущество Кировской области, не закрепленное за унитарными предприятиями, областными государственными учреждениями, а также средства областного бюджета.
В Кировской области отсутствует закон, положения которого устанавливают меры социальной поддержки медицинским работникам организаций здравоохранения (находящихся в ведении субъектов РФ), проживающих и работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, пользовавшихся льготами до 01.01.2005 года. Поскольку меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а медицинское учреждение, где работает истица, передано в ведение Кировской области, то расходы по оплате коммунальных услуг за отопление и электроэнергию за 2012 год в размере 21 210,81 руб. подлежат взысканию с Министерства финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации «Кировская область». Учитывая изложенное, вышеуказанные расходы истца за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 в размере 21 210,81 руб. мировым судом обоснованно взысканы с Министерства финансов Кировской области.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую дал мировой судья исследованным по делу доказательствам. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств у суда апелляционной инстанции не имеется, поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Иные доводы ответчиков правового значения для рассматриваемого спора не имеют.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка № 64 Октябрьского судебного района города Кирова Кировской области от 23.03.2016 года по иску прокурора Октябрьского района г. Кирова в интересах Харламовой А.П. к Министерству финансов Кировской области о взыскании расходов, понесенных на оплату отопления и электроэнергии оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Кировской области – без удовлетворения.
Судья С.А. Стародумова