Судья Летунова В.Н. |
№ 33а-3100/2018 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09.08.2018 |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Соляникова Р.В., Щепалова С.В.
при секретаре Буш В.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 10.05.2018 по административному исковому заявлению Бритвиной К. С. о признании незаконным бездействия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что 05.08.2016 Бритвина К.С. обратилась в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (преобразованный в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: (...). Распоряжением от 26.06.2017 (.....)-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. 11.08.2017 административный истец обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов, 25.10.2017 извещение о предварительном согласовании земельного участка опубликовано в газете «Вести Приладожья». Решением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство), оформленным письмом от 21.11.2017 №(...), отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с поступлением заявок от иных граждан. Поскольку земельный участок не сформирован, аукцион на право заключения договора аренды не проведен, Бритвина К.С. просила признать незаконным бездействия административного ответчика, возложив на него обязанность устранить нарушение прав путем обеспечения формирования земельного участка и проведения аукциона.
Решением суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.
С решением суда не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения административного дела. Ссылается на положения подпункта 2 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ, согласно которому именно уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка и принимает решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. Отмечает, что бездействие административного ответчика нарушает право на свободное владение, пользование и распоряжение землей.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Акулич Е.В. против доводов апелляционной жалобы возражала, пояснила, что земельный участок не сформирован, поскольку такая обязанность возложена на административного истца, затруднилась назвать минимально возможные сроки для формирования земельного участка и принятия решения о проведении аукциона.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения явившегося лица, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 05.08.2016 Бритвиной К.С. было подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях образования земельного участка для проведения аукциона на право заключения договора аренды. Целью использования участка в заявлении указано индивидуальное садоводство.
Письмом от 07.12.2016 № (...) Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок отказал Бритвиной К.С. в формировании земельного участка по основанию, предусмотренному подпунктом 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, в связи с нахождением на испрашиваемом участке объекта недвижимости.
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 13.03.2017 с учетом изменений, внесенных апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 22.05.2017, указанное решение признано незаконным, на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в силу решения суда принять решение по существу заявления Бритвиной К.С. от 05.08.2016.
Распоряжением от 26.06.2017 № (...) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
11.08.2017 административный истец обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов.
25.10.2017 извещение о предварительном согласовании земельного участка опубликовано в газете «Вести Приладожья».
17.11.2017 и 20.11.2017 от Листикова И.С. и Идрисбаева С.Т. поступили заявления о намерении участвовать в аукционе.
Решением Министерства, оформленным письмом от 21.11.2017 №(...), отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с поступлением заявок от иных граждан о намерении участвовать в аукционе.
До настоящего времени земельный участок не сформирован.
Суд первой инстанции, отказывая в признании бездействия Министерства незаконным, исходил из положений пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ, согласно которому образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
Вместе с тем суд первой инстанции не учел, что организация проведения торгов осуществляется в соответствии со статьей 39.11 ЗК РФ с учетом особенностей, предусмотренных (в данном случае) статьей 39.18 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 ЗК РФ).
Исходя из смысла приведенных выше правовых норм, решение о проведении аукциона принимается только после проведения работ по формированию земельного участка, осуществления его кадастрового учета, при этом силами уполномоченного органа.
Поскольку в силу указанных положений с момента принятия Министерством решения, оформленного письмом от 21.11.2017 №(...), Министерство обязано было своими силами обеспечить образование испрашиваемого земельного участка и принять решение о проведении аукциона (то есть осуществить аналогичный порядок действий, предусмотренный для случаев образования земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления – пункт 3 статьи 39.11 ЗК РФ), чего до настоящего времени, по прошествии 8 месяцев, не сделано, по мнению судебной коллегии, со стороны Министерства допущено незаконное бездействие.
Признавая бездействие Министерства незаконным, судебная коллегия полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность в течение трех месяцев со дня вынесения настоящего определения обеспечить формирование земельного участка в соответствии с утвержденной распоряжением от 26.06.2017 № (...) схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории и принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей садоводства.
При таких обстоятельствах решение подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований, с возложением на административного ответчика судебных расходов, понесенных административным истцом в связи с уплатой государственной пошлины при подаче административного иска и апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 10.05.2018 по настоящему делу отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным бездействие Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выразившееся в необеспечении формирования земельного участка в соответствии с утвержденной распоряжением от 26.06.2017 (.....)-р схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории и непроведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей садоводства.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течении трех месяцев со дня принятия настоящего определения обеспечить формирование земельного участка в соответствии с утвержденной распоряжением от 26.06.2017 (.....)-р схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории и принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей садоводства.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Бритвиной К. С. расходы по оплате государственной пошлины за подачу административного иска и апелляционной жалобы в размере 450 руб.
Председательствующий
Судьи