Дело № 2а-4751/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Камышановой А.Н.
при секретаре Сафаровой Л.В.
11 декабря 2020 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском Волгоградской области административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Волжскому Волгоградской области к Щерба М.В. о взыскании пени по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Волжскому Волгоградской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с Щерба М.В. пени по страховым взносам, в обоснование иска указав, что административному ответчику выставлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) №... от "."..г., предложено в срок не позднее "."..г. оплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемую в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, начиная с "."..г.) в размере 3029 рублей 35 копеек, пени – 169 рублей 86 копеек, №... от "."..г., должнику предложено в срок не позднее "."..г. оплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемую в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, начиная с "."..г.) в размере 29354 рубля, пени – 207 рублей 92 копейки. В связи с тем, что Щерба М.В. сумма страховых взносов за 2018 год, 2019 год в бюджет уплачена несвоевременно (декабрь 2019 года, июнь, июль 2020 года) административному ответчику начислены пени в размере 377 рублей 78 копеек. Просит суд взыскать с Щерба М.В. в пользу ИФНС России по городу <адрес> задолженность по пени и взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемую в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии в размере 377 рублей 78 копеек.
Представитель административного истца - ИФНС России по городу Волжскому в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, в своем письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ИФНС России по г. Волжскому.
Административный ответчик Щерба М.В. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными.
Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В силу положений статей 44, 45, 48 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Пунктами 1, 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В судебном заседании установлено, что Щерба М.В. является плательщиком страховых взносов.
ИФНС России по <адрес> Щерба М.В. выставлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) №... от "."..г., предложено в срок не позднее "."..г. оплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемую в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, начиная с "."..г.) в размере 3029 рублей 35 копеек, пени – 169 рублей 86 копеек, №... от "."..г., должнику предложено в срок не позднее "."..г. оплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемую в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, начиная с "."..г.) в размере 29354 рублей, пени – 207 рубле 92 копейки.
В связи с тем, что Щерба М.В. суммы страховых взносов за 2018 год, 2019 год в бюджет уплачены несвоевременно (декабрь 2019 года, июнь, июль 2020 года) административному ответчику начислены пени в размере 377 рублей 78 копеек.
Факт направления требований об уплате налогов и пени, подтверждается списками внутренних почтовых отправлений.
В силу п.п. 2, 3 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из материалов административного дела следует, что срок исполнения Щерба М.В. требования №... от "."..г. об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемой в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии наступил "."..г., соответственно, определенный законом срок на обращение за выдачей судебного приказа истек "."..г..
"."..г. мировым судьей судебного участка № <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с Щерба М.В. заявленной задолженности, который в последующем определением мирового судьи от "."..г. отменен, в связи с поступившими от должника возражениями.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Щерба М.В. задолженности по страховым взносам, пени налоговый орган обратился за пределами определенного законом шестимесячного срока.
В материалы дела административным истцом не предоставлено каких – либо доказательств и не имеется ссылка на обстоятельства, объективно исключающие возможность подачи административным истцом административного искового заявления в установленный законом срок.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в (Определение от 8 февраля 2007 года № 381-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Волжскому Волгоградской области в удовлетворении административного искового заявления к Щерба М.В. о взыскании пени по страховым взносам, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Справка: мотивированный текст решения изготовлен 23 декабря 2020 года
Судья: