Решение по делу № 3а-1556/2020 от 07.09.2020

Дело № 3а-1556/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 ноября 2020 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Коротаевой О.А.,

при секретаре Хабеевой А.В.,

с участием административного истца Фефелова В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Фефелова Вячеслава Николаевича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества равной его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Фефелов В.Н. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 7 802 000 кв.м, с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 5 383 380 рублей. Также административный истец просил о взыскании судебных расходов на оказание услуг по оценке в размере 40000рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости и является необоснованно завышенной, что нарушает законные интересы истца.

Определением Пермского краевого суда от 09 сентября 2020 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Правительство Пермского края.

Административный истец Фефелов В.Н. в судебное заседание явился, на исковых требованиях настаивал, просил о восстановлении срока оспаривания кадастровой стоимости земельного участка, пояснил, что оспариваемая кадастровая стоимость является актуальной.

Представитель административного ответчика Правительства Пермского края А. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, представила письменный отзыв на административный иск.

Представитель административного ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Л. в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, просил отказать в удовлетворении требований к Министерству, поскольку данный орган власти не утверждал оспариваемую кадастровую стоимость земельного участка.

Заинтересованное лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице Пермского филиала о времени и месте рассмотрения дела уведомлено судом надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило, мнение по заявленным требованиям не выразило.

Изучив доводы административного искового заявления, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ) отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются названным Федеральным законом.

Пунктами 1 и 4 части 5 статьи 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ установлено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Как установлено судом и следует из материалов дела Фефелов В.Н. является собственником земельного участка, общей площадью 7802000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером **, расположенный по адресу: ****, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости в материалах дела (л.д. 17). Право собственности Фефелова В.Н. на указанный земельный участок зарегистрировано 13 марта 2020 года.

Фефелов В.Н., являясь собственником указанного земельного участка, вправе поставить вопрос об оспаривании его кадастровой стоимости, поскольку застрагиваются его права и законные интересы как налогоплательщика.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **, утвержденная постановлением Правительства Пермского края от 23 октября 2013 года № 1479-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Пермского края и минимальных и средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения в разрезе видов использования и муниципальных районов (городских округов) Пермского края», определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на 01 января 2013 года в размере 16791464 рубля 40 копеек (л.д. 16), сведения в ЕГРН внесены 01 января 2014 года.

Принимая во внимание дату внесения в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости (01 января 2014 года), дату обращения с административным исковым заявлением – 07 сентября 2020 года, то, что на дату обращения с иском кадастровая стоимость не была изменена, суд приходит к выводу о том, что установленный положениями ст. 245 КАС РФ срок был пропущен административным истцом.

Вместе с тем, суд учитывает разъяснения данные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости». Согласно абз. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

По смыслу указанных разъяснений, процессуальные ограничения срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости обусловлены только установленной Законом об оценочной деятельности периодичностью проведения государственной кадастровой оценки.

Пунктом 7 ст. 4 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ № 360-ФЗ) в части 1 ст. 24.12 Закона слова «и не реже чем один раз в течение пяти лет» были исключены. В связи с изменением закона очередная (по истечении 5 лет с даты, по состоянию на которую была проведена последняя государственная кадастровая оценка) оценка кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу земельных участков не проводилась.

Поскольку после внесения изменений в законодательство об оценке, сроки обязательного пересмотра кадастровой стоимости не предусмотрены, права истца на оспаривание кадастровой стоимости, подлежащей применению и по истечении пятилетнего срока, являются ограниченными.

Принимая во внимание тот факт, что в связи с принятием ФЗ № 360-ФЗ положения ч.1 ст.24.12 Закона об оценочной деятельности, предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу, учитывая дату возникновения у административного истца права собственности на земельный участок (13 марта 2020 года) и то обстоятельство, что кадастровая стоимость земельного участка не пересмотрена, суд признает причины пропуска административным истцом срока обращения в суд уважительными.

В силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года № 1555-О следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости – кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости может быть осуществлено в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, или в соответствии со статьей 24.19 указанного Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости. Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.

В силу статьи 59 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Административным истцом представлен в суд отчет № 59-1/20 от 18 августа 2020года об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный оценщиком ООО «Компромисс» Н..

В соответствии с отчетом об оценке рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** по состоянию на 01 января 2013 года составляла 5383380 рублей.

Оценщик Н., проводивший оценку, включен в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков «Экспертный совет». Гражданская ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована.

Представленный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки (ФСО № 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297, ФСО № 2, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298, ФСО № 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №299, ФСО № 4, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, ФСО № 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611).

Описание объекта оценки дает однозначное представление о нем. В отчете присутствует описание последовательности определения стоимости объекта оценки, выбор примененных оценщиком подхода и методов оценки. Как следует из отчета, при установлении рыночной стоимости земельного участка оценщик применил сравнительный подход, в рамках которого использовал метод сравнения продаж по объектам-аналогам (по элементам сравнения: назначение, площадь). Мотивы, по которым оценщик не применил затратный и доходный подходы, подробно изложены в отчете.

В качестве объектов сравнения использованы данные о предложениях купли-продажи трех земельных участков, расположенных в Пермском крае, информация о которых получена из Базы данных Росреестра https://portal.rosreestr.ru, http://www/perm.ru/region/strateg-development/monitoring-ser//, ООО «Аналитический центр «КД- консалтинг», постановление Правительства Пермского края № 1479-П от 23 октября 2013 «Об утверждении кадастровой стоимости земельного участка», издание «Справочник оценщика недвижимости. Характеристик рынка. Поправочные коэффициенты» (ред. Лейфер Л.А., ЗАО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки», Н.-Новгород, 2012). Источники информации приложены к отчету. При этом в качестве объектов-аналогов оценщик выбрал земельные участки, которые существенно не отличаются от оцениваемого земельного участка.

Согласно отчету об оценке аналоги сопоставимы по своим основным экономическим, техническим и другим характеристикам с объектом оценки. По ценообразующим характеристикам аналогов, имеющим отличия от объекта оценки, оценщиком применены корректировки (скидка при продаже (торг), на местоположение).

Суд считает, что при подготовке отчета использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности.

Статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного истцом отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, ответчиками не представлено.

С учетом изложенного, заявленные Фефеловым В.Н. требования подлежат удовлетворению, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ** следует установить равной его рыночной стоимости на основании отчета об оценке представленного административным истцом.

Материалами дела подтверждаются обстоятельства обращения Фефеловым В.Н. с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков в суд 07 сентября 2020 года.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш ил:

Административное исковое заявление Фефелова Вячеслава Николаевича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: земельного участка общей площадью 7 802 000 кв.м, с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 5 383 380 рублей.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 07 сентября 2020 года.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 27 ноября 2020 года.

Судья: подпись

3а-1556/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Фефелов Вячеслав Николаевич
Ответчики
Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края
Правительство Пермского края
Другие
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Коротаева Ольга Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
07.09.2020Регистрация административного искового заявления
08.09.2020Передача материалов судье
09.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2020Судебное заседание
16.11.2020Судебное заседание
27.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее