Дело №2-957/2021
УИД 21RS0025-01-2020-007421-09
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Московский районный суд г. Чебоксары под председательством судьи Матвеевой Т.В., при секретаре судебного заседания Степановой С.А.,
с участием представителя истца администрации Моргаушского района Чувашской Республики Ивановой С.Р. (действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Моргаушского района Чувашской Республики к Капизову А. Т. о взыскании суммы социальной выплаты,
установил:
Администрация Моргаушского района Чувашской Республики (далее – Администрация) обратилась в суд с иском к Капизову А.Т. о взыскании суммы полученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в размере 819 670 руб., в том числе в доход федерального бюджета в размере 573 770 руб., в доход республиканского бюджета Чувашской Республики в размере 245 900 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Капизову А.Т., как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № в размере 819 670 руб. для приобретения жилого помещения в Моргаушском сельском поселении Моргаушского района Чувашской Республики.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ платежными поручениями № и № соответственно сумма социальной выплаты перечислена на банковский счет ответчика – получателя субсидии в рамках реализации целевой программы в Чувашский филиал АО «Россельхозбанк».
На момент получения социальной выплаты Капизов А.Т. работал должность в ФИО, с ДД.ММ.ГГГГ имел временную регистрацию в Моргаушском районе Чувашской Республики.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Моргаушского района Чувашской Республики, администрацией, ФИО, работодателем, и Капизовым А.Т., молодым специалистом, был заключен договор об обеспечении жильем молодой семьи с использованием социальной выплаты в рамках мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с условиями данного договора молодой специалист обязался работать по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства (ДД.ММ.ГГГГ).
Как видно из приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником № от ДД.ММ.ГГГГ, Капизов А.Т. уволен из ФИО по соглашению сторон на основании п.1 ч.1 ст.77 ТК РФ.
Из представленной ОПФР по Чувашской Республике информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Капизов А.Т. после увольнения из ФИО с ДД.ММ.ГГГГ работал в ФИО1; с ДД.ММ.ГГГГ работает в ФИО2 что противоречит условиям вышеуказанного договора.
Таким образом, ответчиком нарушено принятое на себя обязательство в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ отработать по трудовому договору в организации агропромышленной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента получения социальной выплаты, правовых оснований для сохранения за ответчиком права на социальную выплату в рамках программы не имеется, поскольку после расторжения трудового договора в срок, не превышающий 6 месяцев, не заключен трудовой договор с другим работодателем или не организована иная индивидуальная предпринимательская деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
На основании изложенного, по мнению истца, денежные средства подлежат взысканию с ответчика обратно.
На судебном заседании представитель истца администрации Моргаушского района Чувашской Республики Иванова С.Р. исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Ответчик Капизов А.Т. в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не известил, об отложении не ходатайствовал.
В силу ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Дело с согласия представителя истца, рассмотрено в отсутствие ответчика.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, Капизова Н. Г., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Капизова Д. А., Капизова А. А., явку представителей не обеспечили, в суд не явились.
От представителя Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики поступило заявление о рассмотрении дела без его участия.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Капизову А.Т., как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № в размере 819 670 руб. для приобретения жилого помещения в Моргаушском сельском поселении Моргаушского района Чувашской Республики.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ платежными поручениями № и № соответственно сумма социальной выплаты перечислена на банковский счет ответчика – получателя субсидии в рамках реализации целевой программы в Чувашский филиал АО «Россельхозбанк».
На момент получения социальной выплаты Капизов А.Т. работал должность в ФИО, с ДД.ММ.ГГГГ имел временную регистрацию в Моргаушском районе Чувашской Республики.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Моргаушского района Чувашской Республики, администрацией, ФИО, <данные изъяты>, и Капизовым А.Т., молодым специалистом, был заключен договор об обеспечении жильем молодой семьи с использованием социальной выплаты в рамках мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ". В соответствии с условиями данного договора молодой специалист обязался работать по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства (ДД.ММ.ГГГГ).
Однако, как видно из приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником № от ДД.ММ.ГГГГ, Капизов А.Т. уволен из ФИО по соглашению сторон на основании п.1 ч.1 ст.77 ТК РФ.
Из представленной ОПФР по Чувашской Республике информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Капизов А.Т. после увольнения из ФИО с ДД.ММ.ГГГГ работал в ФИО1; с ДД.ММ.ГГГГ работает в ФИО2.
Истец, утверждая, что ответчиком нарушено принятое на себя обязательство в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ" отработать по трудовому договору в организации агропромышленной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента получения социальной выплаты, правовых оснований для сохранения за ответчиком права на социальную выплату в рамках программы не имеется, поскольку после расторжения трудового договора в срок, не превышающий 6 месяцев, не заключен трудовой договор с другим работодателем или не организована иная индивидуальная предпринимательская деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, обратился в суд с настоящим иском.
Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года №598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.
Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года №1544.
Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года №598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приложение №3 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).
В соответствии с подп. "а" п. 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также - Типовое положение), приведенным в приложении №4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года №598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Пункт 1 Типового положения устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (п. 2 Типового положения).
Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно подп. "а" п. 33 Типового положения право на получение социальных выплат имеет молодая семья при условии соблюдения в совокупности ряда условий. Одним из таких условий является работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
Абз. 1 п. 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
Существенными условиями названного договора являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (подп. "а" п. 43 Типового положения); право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подп. "а" п. 43 названного положения (п. "б" п. 43 Типового положения).
Пунктом 45 Типового положения установлено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в п. 42 Типового положения. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в п. 42 Типового положения.
Согласно договору об обеспечении жильем молодой семьи с использованием социальной выплаты в рамках мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Моргаушского района Чувашской Республики, ОАО ФИО и Капизовым А.Т., молодой специалист принял на себя обязательство оформить жилое помещение, построенное (приобретенное) с использованием социальной выплаты в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение двух месяцев со дня завершения срока действия свидетельства (п. 2.1.1); а также в числе прочего - работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты и лично выполнять трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя; в случае досрочного расторжения трудового договора в срок, не превышающий 6 месяцев, заключить трудовой договор с другим работодателем (организовать иную индивидуальную трудовую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности (п. 2.2.3).
Пунктом 2.1.8 договора предусмотрено право администрации истребовать в судебном порядке от молодого специалиста средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения обязательств работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты.
Обязательство по приобретению жилого помещения и оформлению его на членов семьи по заключенному договору Капизовым А.Т. было выполнено: на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ была приобретена в общую долевую собственность по № доле в праве на каждого члена семьи (Капизова А.Т., Капизову Н.Г., Капизова А.А., Капизова Д.А. (30-33).
Однако, как выше было указано, на основании приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником № от ДД.ММ.ГГГГ, Капизов А.Т. уволен из ФИО по соглашению сторон на основании п.1 ч.1 ст.77 ТК РФ.
Доказательств заключения Капизова А.Т. трудового договора с другим работодателем в срок, не превышающий 6 месяцев, или организации иной индивидуальной трудовой деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности, суду не представлено. Работа ответчика в ООО «Строительная компания «ТРЕСТ 56», ООО «СКАТ21», к такой трудовой деятельности не относится.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Подписывая упомянутое соглашение, ответчик Капизов А.Т. тем самым выразил согласие со всеми его условиями.
На основании ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Совокупное толкование вышеизложенных норм Типового положения позволяет сделать вывод, что право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи) возможно, если другой член молодой семьи (на которого также предоставлена социальная выплата) не работает в сельской местности в сфере агропромышленного хозяйства либо социальной сфере.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Капизовым А.Т. действительно нарушено принятое на себя обязательство в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ" отработать по трудовому договору в организации агропромышленной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента получения социальной выплаты, правовых оснований для сохранения за ответчиком права на социальную выплату в рамках программы не имеется, поскольку после расторжения трудового договора в срок, не превышающий 6 месяцев, не заключен трудовой договор с другим работодателем или не организована иная индивидуальная предпринимательская деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
При таких обстоятельствах сумма социальной выплаты, предоставленная ответчику на строительство жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ» в размере 819 670 руб. подлежит взысканию с Капизова А.Т. обратно, в том числе в доход федерального бюджета в размере 573 770 руб., в доход республиканского бюджета Чувашской Республики в размере 245 900 руб.
Кроме того, на основании ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 11 396, 70 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Капизова А. Т. в пользу администрации Моргаушского района Чувашской Республики сумму полученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ в размере 819 670 руб., в том числе в доход федерального бюджета в размере 573 770 руб., в доход республиканского бюджета Чувашской Республики в размере 245 900 руб.
Взыскать с Капизова А. Т. в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 11 396, 70 руб.
Ответчик вправе подать в Московский районный суд г.Чебоксары заявление об отмене заочного решения суда в течение 7 дней со дня получения копии решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г.Чебоксары в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене решения суда.
Председательствующий: судья Т.В.Матвеева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.