Гражданское дело № 2-3659/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2021 года                                                                             г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Е.Г.

при секретаре Миногиной А.В.,

с участием представителя третьего лица Рзяниной А.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению министерства здравоохранения Оренбургской области к Кольцову В.Н. о взыскании единовременной выплаты после прекращения трудового договора, штрафа и процентов,

                                            УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику, указав, что 09.12.2020 года между истцом и Кольцовым В.Н. заключен договор о единовременной компенсационной выплате, согласно которому ответчик – медицинский работник (фельдшер) обязался работать в ГАУЗ «Оренбургская районная больница» в течении 5 лет, а именно с 09.12.2020 года по 08.12.2025 года, по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором от 11.11.2020 года , заключенным с медицинской организацией. Данная компенсация была предоставлена ответчику в размере 1 000 000 рублей. В нарушении принятого обязательства трудовые отношения между ответчиком и медицинской организацией прекращены 14.01.2021 года, трудовой договор расторгнут по причине сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, которое не является основанием для освобождения от выплаты части единовременной компенсационной выплаты, в связи с чем Кольцов В.Н. обязан в течении четырнадцати дней, то есть в срок с 15.01.2021 года по 28.01.2021 года, возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты после прекращения трудового договора. Учитывая, что основание расторжения трудового договора между ответчиком и медицинской организацией не является уважительным, истец направил ответчику расчет сумм, подлежащих уплате в бюджет Оренбургской области, в соответствии с которым возврату подлежат 489 868,57 рублей часть единовременной компенсационной выплаты после прекращения трудового договора до истечения установленного пятилетнего срока, а также 5 000 штраф за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором, 99 933,19 рубля проценты на сумму единовременной компенсационной выплаты за неправомерное удержание подлежащей возврату в бюджет части выплаты. Уведомление о необходимости оплаты исполнено не было.

Истец просит суд взыскать с ответчика 594 801,76 рубль, из которых: 489 868,57 рублей часть единовременной компенсационной выплаты после прекращения трудового договора с медицинской организацией до истечения пятилетнего срока, 5 000 рублей штраф за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором, 99 933,19 рубля проценты на сумму единовременной компенсационной выплаты за неправомерное удержание подлежащей возврату в бюджет Оренбургской области части единовременной компенсационной выплаты.

Определением суда от 21.09.2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ГАУЗ «Оренбургская районная больница», Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Оренбургской области.

Представитель истца министерства здравоохранения Оренбургской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Ответчик Кольцов В.Н. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, ранее в письменном заявлении указал, что не согласен с исковыми требованиями в полном объеме, поскольку на основании приказа № 2009-20 от 13.11.2020 года минздрава Оренбургской области с 15.01.2021 года штатная должность Кольцова В.Н. была сокращена. Ему была предложена должность фельдшера СМП выездной общепрофильной бригады в г. Оренбурге (ГБУЗ «КССМП                        г. Оренбурга), с условием, что при согласии на вышеуказанную должность, права и обязанности по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты от 09.12.2020 года будут сохранены. Кольцов В.Н. отказался, поскольку действующее законодательство прямо указывает на необходимость возврата выплаты в случае, когда работник переезжает на работу в городскую местность, вышеуказанное письмо противоречит законодательству. Поскольку законодательно (в п. 3 ч. 12.2 ст. 51 ФЗ) предусмотрено в качестве исключительного основания для сохранения за работником, уволенным по ч.1 ст.81 ТК РФ единовременной выплаты, то отсутствие в договоре от 09.12.2020 года указанного условия само по себе ничтожно.

Представитель третьего лица ГБУЗ "Оренбургская областная клиническая станция скорой медицинской помощи» Рзянина А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Третьи лица ГАУЗ «Оренбургская районная больница», Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Оренбургской области в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Поскольку стороны в силу личного волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд с учетом мнения участников процесса, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, огласив исковое заявление, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Направлением (подпрограммой) «Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении» государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 года №     1640, в 2018-2025 годах предусмотрена реализация мероприятия «Государственная поддержка отдельных категорий медицинских работников», в соответствии с которым медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных обязательств по договору о целевом обучении, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населённые пункты, либо рабочие посёлки, либо посёлки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьёй 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включённой в программный реестр должностей, предусмотренный подпунктом «д» пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджетабюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации Развитие здравоохранения» (далее - Правила, приложение №    3 к государственной программе) предоставляются единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров. Единовременные компенсационные выплаты предоставляются однократно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, заключившим с медицинским работником договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, по которому медицинский работник принимает обязательства:

исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объёме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации);

возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 5-7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам;

возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора, в случае увольнения в связи с призывом на военную службу (в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) или продлить срок действия договора на период неисполнения функциональных обязанностей (по выбору медицинского работника);

иные условия, зависящие от особенностей административно- территориального устройства субъекта Российской Федерации и осуществления единовременных компенсационных выплат из бюджета субъекта Российской Федерации.

В целях исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 года №    1640 было принято постановление Правительства Оренбургской области от 28.02.2018 года № 102-п                            «О единовременных компенсационных выплатах отдельным категориям медицинских работников», которым утвержден порядок предоставления единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников.

В соответствие с абзацем седьмым подпункта «а» пункта 6 Правил пунктом 2 постановления Правительства Оренбургской области от 28.02.2018 года № 102-п «О единовременных компенсационных выплатах отдельным категориям медицинских работников» Министерство здравоохранения по Оренбургской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим:

единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населённые пункты либо города Оренбургской области с населением до 50 тысяч человек;

утверждение перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, на очередной финансовый год (программного реестра должностей).

Согласно пункту 2 порядка предоставления единовременных компенсационных выплат, утверждённого постановлением Правительства Оренбургской области от 28.02.2018 года № 102-п (далее - порядок), право соответствующих врачей и фельдшеров на получение выплат обусловлено выполнением трудовой функции на должности, включённой в программный реестр должностей, определяемом Минздравом Оренбургской области.

В силу абзаца двадцать пятого пункта 13 положения о министерстве здравоохранения Оренбургской области, утверждённого указом Губернатора Оренбургской области от 09.09.2010 года № 184-ук, такой перечень утверждается нормативным правовым актом - приказом минздрава Оренбургской области, который наряду с приказами о его изменениях подлежит публикации на Портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области (www.pravo.orb.ru) и вступает в силу после официального опубликования, если в нём не указан иной срок вступления в силу (части 2, 3 статьи 55.1, статья 56 Закона Оренбургской области от 14.03.2002 года № 455/380- Н-ОЗ «О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области»).

Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых в 2019 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты (программный реестр должностей) утверждён приказом минздрава Оренбургской области от 22.04.2019 года № 3                           (в редакции приказов минздрава Оренбургской области от 29.10.2019 года                     № 14) и предусматривал (пункт 22) должность врача скорой медицинской помощи отделения скорой помощи (Оренбургская область, п. Пригородный, ул. Нефтяников, д. 2) ГАУЗ «Оренбургская районная больница» (г. Оренбург ул. Нежинское шоссе.д.4).

Судом установлено, что 09.12.2020 года между министерством здравоохранения Оренбургской области как уполномоченным органом, с одной стороны, ГАУЗ «<данные изъяты> больница» - медицинской организацией, с другой стороны, и медицинским работником Кольцовым В.Н., с третьей стороны, заключен договор о единовременной компенсационной выплате в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 года № 1640. Предметом договора является осуществление получателю, а именно Кольцову В.Н., компенсации единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 рублей.

Согласно п. 2.1 указанного договора получатель Кольцов В.Н. обязан работать в течение пяти лет со дня заключения договора на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со ст. 350 ТК РФ, предусмотренные трудовым договором трудовые обязанности на должности, включенной в программный реестр должностей.

Кольцов В.Н. принят на работу в должности «фельдшер скорой медицинской помощи выездной бригады» с 14.11.2020 года, что подтверждается трудовым договором от 11.11.2020 года.

В соответствии с пунктом 2.1 договора от 09.12.2020 года , медицинский работник обязан работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии со ст. 350 ТК РФ, предусмотренные трудовым договором трудовые обязанности на должности, включенные в программный реестр должностей, возвратить в областной бюджет часть выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5 летнего срока, данное обязательство должно быть исполнено медицинским работником в течение 14 дней после прекращения трудового договора об исполнении трудовых обязанностей на должности, включенной в программный реестр должностей, путем внесения соответствующей денежной суммы на счет министерства здравоохранения Оренбургской области.

Таким образом, данным договором о предоставлении выплаты предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых у медицинского работника не возникает обязанность по возврату части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока.

Указанный договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 5.2 договора).

На основании платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ и                от ДД.ММ.ГГГГ ответчику Кольцову В.Н. перечислены денежные средства в общей сумме 500 000 рублей (125 000 + 375 000).

Распоряжением министерства здравоохранения Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ года утвержден перечень мероприятий по совершенствованию оказания скорой медицинской помощи в городе Оренбурге и Оренбургском районе. Установлено, что определенные настоящим распоряжением мероприятия не предусматривают уменьшения численности или штата работников медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Оренбургской области, изменение их трудовых функций, ухудшения условий труда, в том числе оплаты труда, имеющихся на дату подписания настоящего распоряжения. В число мероприятий включено прекращение деятельности структурных подразделений, оказывающих скорую медицинскую помощь с 15.01.2021 года.

Приказом минздрава Оренбургской области от 13.11.2020 года с 15.01.2021 года из штатного расписания отделения скорой медицинской помощи ГАУЗ «Оренбургская районная больница» выведена, в том числе, должность фельдшера скорой медицинской помощи выездной бригады – 15,5 ст.

04.12.2020 года и.о. главного врача ГБУЗ «КССМП» г. Оренбурга в адрес Кольцова В.Н. направлено предложение на перевод в ГБУЗ «КССМП» г. Оренбурга на должность фельдшера скорой медицинской помощи выездной бригады скорой медицинской помощи. Ответчик Кольцов В.Н. на перевод не согласился, письменно отказался.

Из приказа от 12.01.2021 года следует, что действие трудового договора от 11.11.2020 года с Кольцовым В.Н. прекращено с 14 января 2021 года на основании пункта 2 части 1 статьи 81 ТК РФ - сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Факт заключения договоров на изложенных в них условиях, а также факт получения компенсационной выплаты ответчиком не оспаривались.

В нарушение принятого обязательства трудовые отношения между ответчиком и медицинской организацией прекращены с 14.01.2021 года до истечения пятилетнего срока, в связи с чем, Кольцов В.Н. обязан был в течение четырнадцати дней, то есть в срок с 15.01.2021 по 29.01.2021 (абзац второй подпункта «в» пункта 2.1 договора от 09.12.2020 года ), возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты после прекращения трудового договора.

На основании письма от 20.01.2021 года истец просил Кольцова В.Н. произвести возврат до 22 мая 2021 года части единовременной компенсационной выплаты из средств областного бюджета за период с 15.01.2021 года по 08.12.2025 год в размере 489 868,6 рублей.

Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (пункт 1).

Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе (пункт 2).

При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию (пункт 3).

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что заключая договор от 09.12.2020 года на получение единовременной компенсационной выплаты, Кольцов В.Н. добровольно принял на себя обязанность отработать не менее определенного срока по трудовому договору, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока обязался возвратить министерству здравоохранения Оренбургской области часть компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду.

Поскольку принятые на себя обязательства Кольцова В.Н. в добровольном порядке не исполнил, суд находит требования министерства здравоохранения Оренбургской области в части взыскания единовременной компенсационной выплаты после прекращения трудового договора с медицинской организацией до истечения пятилетнего срока подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика Кольцова В.Н. в письменном отзыве о том, что перевестись на должность врача скрой медицинской помощи в ГБУЗ «ООКССМП» г. Оренбурга он не мог, так как в случае перевода, он не был бы сельским врачом, не занимался бы лечебной деятельностью, охраной здоровья населения в сельской местности, что противоречит действующему законодательству, которое прямо указывает на необходимость возврата компенсационной выплаты в случае перевода на работу в городскую местность, в связи с чем, он был вынужден отказаться от предложения о переводе и уволиться, не могут быть приняты во внимание, поскольку Кольцову В.Н. было предложено перейти на должность в ГБУЗ «ООКСМП» г. Оренбурга с сохранением условий договора от 09.12.2020 года , однако он отказался.

Ссылка ответчика на часть 12.2 ст.51 Федерального закона Российской Федерации от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ о предоставлении межбюджетых трансферов, предусмотренных частью 12.1, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации и п.п. «в» пункта 3 части 12.2, предусматривающей заключение трудового договора с работником с условием возврата медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте «а» настоящего пункта до истечения пятилетнего срока (за исключением прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1,2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1,2,5,6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ), рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному медицинским работником периоду, является несостоятельной, поскольку из буквального толкования пункта 12.1 ст.51 Федерального закона Российской Федерации от 29 ноября 2010 года               № 326-ФЗ следует, что это непосредственно касается межбюджетных трансферов на 2017 год на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 50 лети, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим договор с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. На 2018 и последующие года была принята Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640 программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» и введены постановлением Правительства РФ от 24.01.2019 № 34 Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек.

В статье 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании», одобренный Советом Федерации 23 декабря 2016 года, указано, что настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года. Положения статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 № 326-ФЗ             «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»                       (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникающим в процессе составления и исполнения бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования, начиная с бюджетов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, следовательно, данные положения касаются только исполнения бюджетов Федерального и территориальных фондов, оснований полагать, что порядок предоставления компенсационных выплат, указанный в Федеральном законе от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ распространяет свое действие на 2018-2019 год, не имеется.

Определяя размер подлежащих взысканию сумм, суд не может согласиться с расчетами истца, который исчислил отработанный истцом период с момента заключения договора о предоставлении компенсационной выплаты – с 09.12.2020 года, поскольку Кольцов В.Н., заключая договор о предоставлении компенсационной выплаты, добровольно принял на себя обязанность отработать по трудовому договору пять лет, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения указанного срока возвратить часть компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду. Поскольку трудовой договор ответчиком заключен с ГАУЗ «Оренбургская районная больница» 11.11.2020 года, период работы ответчика в ГАУЗ «Оренбургская районная больница» до момента заключения договора о компенсационной выплаты (09.12.2020 года) подлежит включению в расчет.

Учитывая, что Кольцов В.Н. был трудоустроен в ГАУЗ "<данные изъяты>" 14.11.2020 года, а уволен с 12.01.2021 года, число фактически отработанных дней составляет 60. Кольцов В.Н. обязан был отработать 1 826 дней (пять лет), он обязан вернуть 483 570,65 рублей, исходя из расчета:              500 000 - (500 000 : 1826 ? 30).

Согласно пункту 3.1 договора за неисполнение обязательств, предусмотренных им, ответчик уплачивает денежную сумму, равную 1 % от суммы единовременной компенсационной выплаты (штраф).

В случае неправомерного удержания подлежащей возврату в областной бюджет части единовременной компенсационной выплаты, ответчик уплачивает штраф в размере 0,1 процента от суммы такой части за каждый день просрочки исполнения обязательства (пункт 3.2 договора), что составит 5 000 рублей.

Согласно представленному министерством здравоохранения Оренбургской области расчету, с ответчика подлежит взыскать проценты на сумму единовременной компенсационной выплаты за неправомерное удержание подлежащей возврату в бюджет Оренбургской области части единовременной компенсационной выплаты за период с 29.01.2021 года по 20.08.2021 года в размере 99 933,19 рублей, исходя из расчета: 489 868,57 рублей (единовременная компенсационная выплата) ? 0,1% / 100 ? 204 (число дней неправомерного удержания с 29.01.2021 года по 20.08.2021 года).

Суд не может согласиться с расчетами истца, поскольку остаток единовременной компенсационной выплаты равен 483 570,65 рублей, соответственно проценты на сумму единовременной компенсационной выплаты за неправомерное удержание подлежащей возврату в бюджет Оренбургской области части единовременной компенсационной выплаты равны 98 648,41 рублей, исходя из расчета: 483 570,65 рублей (единовременная компенсационная выплата) ? 0,1% ? 204.

Доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для освобождения ответчика от исполнения обязательств по договору, представлено не было. Добровольно обязанность по возвращению части единовременной компенсационной выплаты в установленный договором срок Кольцовым В.Н. не исполнена, в связи с чем, подлежат удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика процентов в соответствии с п. 3.1. и 3.2. Договора.

Согласно статье 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В силу статьи 333 Гражданского кодекса РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 15 января 2015 года № 6-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Рычковой Татьяны Александровны на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации”, в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации именно законодатель устанавливает конкретные основания и пределы необходимых ограничений прав и свобод гражданина в целях защиты прав и законных интересов других лиц. Это касается и свободы договора при определении на основе федерального закона таких его условий, как размеры неустойки, - они должны быть соразмерны указанным в этой конституционной норме целям.

Положения Гражданского кодекса Российской Федерации о неустойке не содержат каких-либо ограничений для определения сторонами обязательства размера обеспечивающей его неустойки. Вместе с тем часть первая статьи 333 предусматривает право суда уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, т.е., по существу, - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно ст. 395 ч. 1 Гражданского кодекса РФ, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

В случае, когда соглашением сторон предусмотрена неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства, предусмотренные настоящей статьей, проценты не подлежат взысканию, если иное не предусмотрено законом или договором.

Если подлежащая уплате сумма процентов явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд по заявлению должника вправе уменьшить предусмотренные договором проценты, но не менее чем до суммы, определенной исходя из ставки, указанной в пункте 1 настоящей статьи.

Обсуждая вопрос о снижении неустойки, принимая во внимание обстоятельства увольнения ответчика, сумму неустойки, рассчитанной по       ч.1 ст. 395 ГК РФ, в судебном заседании установлена несоразмерность неустойки и штрафа последствиям нарушения обязательства, суд считает возможным на основании ст. 333 ГК РФ, в целях соблюдения баланса интересов сторон, снизить размер заявленной неустойки до 20 000 рублей, учитывая, что до настоящего времени ответчиком не предприняты меры к погашению компенсационной выплаты пропорционально неотработанному периоду работы.

Поскольку при обращении в суд министерство здравоохранения Оренбургской области в силу п.19 ч.1 ст. 336 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины, с Кольцова В.Н. в доход государства в соответствии с положениями статей 98, 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 9 148,02 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

                                               РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 483 844,47 ░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 000 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 9 148,02 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                         ░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.12.2021 ░░░░.

2-3659/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство здравоохранения Оренбургской области
Ответчики
Кольцов Владислав Николаевич
Другие
Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования
ГАУЗ "Оренбургская районная больница"
ГБУЗ "Оренбургская областная клиническая станция скорой медицинской помощи"
Суд
Центральный районный суд г. Оренбург
Судья
Гончарова Е.Г.
Дело на сайте суда
centralny.orb.sudrf.ru
06.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.09.2021Передача материалов судье
07.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2021Подготовка дела (собеседование)
21.09.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.10.2021Предварительное судебное заседание
06.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2021Судебное заседание
19.11.2021Судебное заседание
14.12.2021Судебное заседание
17.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2022Дело оформлено
14.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее