Судья Ожегова Е.Ю. Дело № 2-2929/2019
№ 33-351/2020
19 марта 2020 года город Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Бежевцовой Н.В.,
судей Бельмас И.Ю., Бирючковой О.А.,
при секретаре Биттер Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ольского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Ольский городской округ» о возложении обязанности восстановить проектную документацию на объект «Канализация в поселке Ола Очистные сооружения», произвести замену двух аэротенков № 1 и № 2 на объекте «Канализация в поселке Ола Очистные сооружения», приобрести прибор учета измерения сброса сточных вод из очистных сооружений и передать для установки муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Ольский городской округ» «Ола-Электротеплосеть»
по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Ольский городской округ» на решение Ольского районного суда Магаданской области от 25 декабря 2019 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бирючковой О.А., объяснения представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Ольский городской округ» Мезрина С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения помощника прокурора Магаданской области Зариповой Е.В. относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Ольского района обратился в Ольский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования «Ольский городской округ» о возложении обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу восстановить техническую документацию станции биологической очистки в поселке Ола, произвести восстановление двух аэротенок станции биологической очистки, в том числе путем приобретения новых аэротенков, приобрести прибор учета измерения сброса сточных вод из очистных сооружений и передать для установки муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Ольский городской округ» «Ола-Электротеплосеть» (далее – МУП «Ола-Электротеплосеть», Предприятие).
В обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства было установлено, что эксплуатацию станции биологической очистки сточных вод осуществляет МУП «Ола-Электротеплосеть» на основании распоряжения о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения от 22 июня 2018 года № 266 в отсутствие какой-либо проектной, исполнительной и ремонтной документации, которая администрацией округа и ранее эксплуатирующей объект организацией – открытым акционерным обществом «ОлаИнтерКом» (далее - ОАО «ОлаИнтерКом») МУП «Ола-Электротеплосеть» не передавалась.
По результатам обследования оборудования очистных сооружений канализации и резервуаров отстойников (аэротенков) установлена ненадлежащая очистка сточных вод, так как из шести аэротенков функционирует два, при этом аэротенок № 3 в критическом состоянии, нахождение в нем работников МУП «Ола-Электротеплосеть» опасно для их жизни. Для надлежащей очистки сточных вод требуется полное восстановление (замена) двух аэротенков.
В напорном коллекторе протяженностью 3000 м, предназначенном для отведения очищенных сточных вод от станции биологической очистки до места их сброса в Ольский лиман, вследствие частичного разрушения смотровых колодцев и оголовка выпуска сточных вод, отсутствия крышек колодцев имеются места дренирования сточных вод, объем которых определить невозможно в связи с отсутствием прибора учета измерения сброса сточных вод.
По факту выявленных нарушений прокуратурой района в администрацию муниципального образования «Ольский городской округ» внесено представление, на которое дан ответ о том, что станция биологической очистки находится в неудовлетворительном состоянии, строительство новых очистных сооружений не начато, мер по ремонту имеющейся станции биологической очистки не принято.
Указал, что эксплуатация очистных сооружений, находящихся в неудовлетворительном состоянии, влечет некачественное предоставление услуг по водоотведению, что может повлиять на здоровье населения, привести к развитию массовых инфекционных заболеваний, а также причинить ущерб окружающей природной среде, что создает предпосылки для возникновения на территории поселка Ола и морского побережья Охотского моря в районе Ольского лимана чрезвычайной ситуации и угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.
Считал, что в соответствии с действующим законодательством очистка сточных вод, поступающих на очистные сооружения, находящиеся в муниципальной собственности Ольского городского округа, в целях предотвращения негативного воздействия на водные объекты, предупреждения чрезвычайных ситуаций, является составной частью процесса водоотведения и охраны окружающей среды, что отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городского округа.
Определением суда от 25 октября 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Ольский городской округ» (далее – КУМИ администрации МО «Ольский городской округ», Комитет).
В судебном заседании участвующий в деле прокурор представил ходатайство прокурора Ольского района, в котором отказался от исковых требований к администрации муниципального образования «Ольский городской округ», просил обязать КУМИ администрации МО «Ольский городской округ» в течение 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда восстановить проектную документацию на объект «Канализация в поселке Ола Очистные сооружения» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию», произвести замену двух аэротенков № 1 и № 2 на объекте «Канализация в поселке Ола Очистные сооружения», приобрести прибор учета измерения сброса сточных вод из очистных сооружений и передать его для установки МУП «Ола-Электротеплосеть».
Определением суда от 25 декабря 2019 года принят отказ прокурора Ольского района от исковых требований к администрации муниципального образования «Ольский городской округ», производство по делу в части исковых требований к данному ответчику прекращено.
Решением Ольского районного суда от 25 декабря 2019 года исковые требования прокурора удовлетворены.
На КУМИ администрации МО «Ольский городской округ» возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу восстановить проектную документацию на объект «Канализация в поселке Ола Очистные сооружения» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию», произвести замену двух аэротенков № 1 и № 2 на объекте «Канализация в поселке Ола Очистные сооружения», приобрести прибор учета измерения сброса сточных вод из очистных сооружений и передать для установки МУП «Ола-Электротеплосеть».
Не согласившись с решением суда, КУМИ администрации МО «Ольский городской округ» в апелляционной жалобе просит его отменить.
Приводя положения статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ссылаясь на распоряжение КУМИ администрации МО «Ольский городской округ» от 22 июня 2018 года № 266 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, указывает, что имущество станции биологической очистки сточных вод передано МУП «Ола-Электротеплосеть» и исключено из состава казны муниципального образования «Ольский городской округ».
Ссылаясь на пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», указывает, что имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Это имущество служит базой самостоятельной имущественной ответственности предприятия.
Отмечает, что в соответствии с заключенным между МУП «Ола-Электротеплосеть» и обществом с ограниченной ответственностью «Спецтранс-Ола» договором на оказание коммунальных услуг по очистке сточных вод от 8 апреля 2019 года Предприятие обязано своими силами принимать все необходимые меры по ликвидации аварий и повреждений станции биологической очистки сточных вод.
Ввиду изложенного полагает, что надлежащим ответчиком по настоящему спору является МУП «Ола-Электротеплосеть», в чьем непосредственном ведении находятся очистные сооружения.
Считает, что требование о восстановлении проектной документации на спорный объект не может быть исполнено, поскольку данная документация у Комитета отсутствует, а находящаяся в Государственном архиве Магаданской области проектная документация от 1977 года не соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию».
Полагает, что срок, в течение которого необходимо исполнить решение суда в части замены аэротенков и приобретения прибора учета измерения сброса сточных вод, является недостаточным, поскольку на инженерные изыскания и разработку проектной и рабочей документации на строительство очистных сооружений в бюджете муниципального образования «Ольский городской округ» на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов лимиты бюджетных обязательств не предусмотрены.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ольского района считает решение суда не подлежащим отмене по доводам жалобы.
Третье лицо МУП «Ола-Электротеплосеть», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, о причинах неявки не сообщило, об отложении слушания дела ходатайств не поступало. На основании части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, выслушав объяснения представителя ответчика и участвующего в деле прокурора, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статьям 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (статья 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Статьей 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1).
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (пункт 2).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что муниципальное образование «Ольский городской округ» является собственником здания канализации поселка Ола Ольского района Магаданской области с кадастровым №... площадью 1681,6 кв.м.
Распоряжением КУМИ администрации МО «Ольский городской округ» от 22 июня 2018 года № 266 за МУП «Ола-Электротеплосеть» на праве хозяйственного ведения закреплено и передано по акту приема-передачи муниципальное имущество, в том числе названное здание канализации поселка Ола 1991 года постройки и прилагаемое к нему имущество (насосы, двигатель, компрессор и другое). Сведения о передаче какой-либо документации на данный объект, а также о передаче прибора учета измерения сброса точных вод отсутствуют.
В соответствии с уставом МУП «Ола-Электротеплосеть» данное предприятие основано на праве хозяйственного ведения, является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней Учредителем. Учредитель предприятия - муниципальное образование «Ольский городской округ» в лице КУМИ МО «Ольский городской округ» (пункты 1.1, 1.3, 1.4 устава).
Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в жилищных и коммунальных услугах, а также иных работах и услугах, выполняемых предприятием, получения прибыли. Предприятие осуществляет, в том числе, удаление и обработку сточных вод (пункты 2.1, 2.3.19 устава).
Имущество предприятия находится в муниципальной собственности муниципального образования «Ольский городской округ» (пункт 3.1 устава).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с данным Кодексом.
Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (пункт 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; выполнять иные предусмотренные данным Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды») (пункт 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации).
Утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июня 2000 года СанПиН 2.1.5.980-00.2.1.5. «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы» имеют целью обеспечить предотвращение и устранение загрязнения поверхностных вод, которое может привести к нарушению здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, а также к ухудшению условий водопользования населения.
Пунктом 3.2 указанных санитарных правил предусмотрено, что водные объекты питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования считаются загрязненными, если показатели состава и свойства воды в пунктах водопользования изменились под прямым или косвенным влиянием хозяйственной деятельности, бытового использования и стали частично или полностью непригодными для водопользования населения.
Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденный приказом Минприроды России от 8 июля 2009 года № 205 (далее – Порядок), определяет последовательность действий собственников водных объектов и водопользователей при ведении ими учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а также представления сведений такого учета.
Согласно пункту 6 Порядка измерение объемов забора (изъятия) воды или сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды. Средствами измерения оснащаются также узлы передачи воды в системы оборотного водоснабжения, повторного использования сточных вод, передачи (приема) воды потребителям.
Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод (формы 1.1 - 1.4 приложения к Порядку) должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных вод и (или) дренажных вод (пункт 7 Порядка).
Из договора на оказание коммунальных услуг по очистке сточных вод от 8 апреля 2019 года, заключенного между МУП «Ола-Электротеплосеть» (исполнитель) и обществом с ограниченной ответственностью «Спецтранс-Ола» (заказчик), следует, что исполнитель обязуется осуществлять прием сточных вод заказчика, обеспечивать их очистку и сброс в водный объект, а заказчик – соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, нормативы водоотведения по составу сточных вод (пункт 1.1 договора).
Согласно отчетам по обследованию здания и оборудования очистных сооружений канализации и резервуаров отстойников в поселке Ола от 31 августа 2015 года, выполненным индивидуальным предпринимателем Р. на основании договора от 26 мая 2015 года, заключенного с ОАО «ОлаИнтерКом», в чьем ведении ранее находилось данное имущество, очистные сооружения имеют шесть аэротенков, аэротенки № 1 и № 2 построены в 1984 году, расчетный срок службы 20 лет, фактический срок эксплуатации 44 года. В результате обследования резервуаров установлен коррозионный износ металла, превышающий допустимое значение (20%) в соответствии с нормативными требованиями, а именно, аэротенк № 1 - от 50 до 70%, аэротенк № 2 – от 44,8 до 61%; остаточная толщина металла стенки резервуаров и состояние сварных соединений не допускает его дальнейшую безопасную эксплуатацию; обнаружены дефекты и повреждения конструкций, препятствующие нормальной эксплуатации резервуаров и требующие устранения.
Техническое состояние резервуаров оценивается как неработоспособное, с целью обеспечения безопасной и безаварийной работы очистных сооружений необходимо произвести замену резурвуара-отстойника № 1 и резурвуара-отстойника № 2.
Из письма территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Ольском районе от 29 июля 2019 года следует, что 22 июля 2019 года в ходе санитарно-эпидемиологического исследования очистных сооружений проведен отбор проб сточных вод, почвы и инструментальные замеры атмосферного воздуха, по результатам лабораторных исследований установлено, что пробы сточных вод в месте очистки (на выходе) станции биологической очистки не соответствуют требованиям абзаца 2 пункта 4.1.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» по микробиологическим показателям.
18 июня, 12 июля, 24 сентября 2018 года, 4 марта 2019 года МУП «Ола-Электротеплосеть» обращалось в администрацию муниципального образования «Ольский городской округ» по факту отсутствия документации (предпроектной, проектной, приемосдаточной), необходимой для должного обслуживания очистных сооружений, изыскания возможности изготовления проекта на реконструкцию очистных сооружений поселка Ола, сообщало о том, что аэротенки находятся в аварийном состоянии, не обеспечивают должную очистку сточных вод, четыре аэротенков выведены из производственного цикла.
17 и 25 июля 2019 года прокурором Ольского района в адрес главы муниципального образования «Ольский городской округ» и директора Предприятия вынесены представления об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды.
В ответ на данное представление глава муниципального образования «Ольский городской округ» 29 августа 2019 года сообщил, что с 2015 года ведется работа по привлечению финансовых средств, необходимых для ремонта (реконструкции) станции биологической очистки поселка Ола, однако ее выполнение затруднено ввиду утраты документов на данный объект. Ведется работа по разработке проектно-сметной документации по модернизации и строительству новых очистных сооружений в поселке Ола с сбросным коллектором.
Письмом главы администрации муниципального образования «Ольский городской округ» от 25 июня 2019 года в министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики направлено техническое задание на инженерные изыскания и разработку проектной и рабочей документации на строительство новых очистных сооружений со сбросным коллектором, на производство которой требуется 22706,0 тысяч рублей. Предполагаемая стоимость строительства объекта - 204351 тысяч рублей.
С учетом изложенных обстоятельств, разрешая исковые требования прокурора в части возложения на КУМИ администрации МО «Ольский городской округ» обязанности в течение 12-ти месяцев со дня вступления в силу решения суда произвести замену двух аэротенков № 1 и № 2 на объекте «Канализация в поселке Ола Очистные сооружения», приобрести прибор учета измерения сброса сточных вод из очистных сооружений и передать его для установки МУП «Ола-Электротеплосеть», суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами, пришел к выводу о наличии правовых оснований для их удовлетворения.
При этом суд исходил из того, что муниципальное образование «Ольский городской округ», являясь собственником очистных сооружений в поселке Ола, зная об их неудовлетворительном состоянии, мер к их восстановлению не предприняло и передало на праве хозяйственного ведения данное имущество Предприятию в ненадлежащем виде и без прибора учета измерения сброса сточных вод. Поскольку в соответствии с положением о КУМИ администрации МО «Ольский городской округ» от 10 августа 2017 года Комитет является структурным подразделением администрации муниципального образования «Ольский городской округ», который представляет интересы собственника муниципального имущества – муниципального образования «Ольский городской округ», владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах полномочий, то в данном случае от имени собственника имущества, переданного Предприятию в хозяйственное ведение, выступает ответчик.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны при правильном применении норм материального права.
Материалами дела подтверждается факт того, что аэротенки № 1 и № 2 очистных сооружений в поселке Ола находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют замены, также необходим прибор измерения сброса сточных вод из очистных сооружений. Непринятие мер по обеспечению безопасности очистных сооружений создает угрозу ухудшения состояния окружающей среды и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Обоснован и вывод суда относительно того, что обязанность по приобретению названного прибора учета лежит на собственнике имущества, так как деятельность Предприятия по очистке сточных вод осуществляется в рамках предоставления коммунальных услуг населению муниципального образования «Ольский городской округ».
Вывод суда о том, что применительно к обстоятельствам настоящего спора именно собственник обязан осуществлять меры по восстановлению работоспособности имущества, переданного на праве хозяйственного ведения Предприятию в неудовлетворительном состоянии, суд апелляционной инстанции считает правильным.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по настоящему спору является МУП «Ола-Электротеплосеть», признаются несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что установленный судом срок для исполнения решения суда не является разумным, поскольку в бюджете муниципального образования на 2020 года и на плановый период 2021-2022 годов не предусмотрены бюджетные лимиты обязательств на данные цели, аналогичны позиции ответчика в суде первой инстанции, которой судом дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для признания установленного судом 12-ти месячного срока для исполнения решения недостаточным судебной коллегией не установлено.
Удовлетворяя исковые требования о возложении обязанности восстановить проектную документацию на объект «Канализация в поселке Ола Очистные сооружения», суд исходил из того, что утрата соответствующей документации не освобождает собственника от обязанности по ее передаче путем восстановления. При этом суд полагал, что она подлежит восстановлению в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87, которым установлены состав разделов проектной документации и требования к их содержанию.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается, так как судом неверно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права. Доводы апелляционной жалобы ответчика о невозможности восстановления проектной документации сооружения, возведенного в 1977 году, по нормам постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87, заслуживают внимания.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в отделе архитектуры администрации муниципального образования «Ольский городской округ» проектная документация на объект «Канализация в поселке Ола Очистные сооружения» имеется, следовательно, ее восстановление не требуется. Представленная ответчиком суду копия такой документации содержит сведения о названном объекте. Тот факт, что в ходе прокурорской проверки не была получена проектная документация, о ее отсутствии как таковой не свидетельствует.
Вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации допустимых и относимых доказательств в подтверждение доводов истца о том, что указанная копия проектной документации не соответствует требованиям, предъявляемым законом к ее составлению, и такие документы не относятся к объекту «Канализация в поселке Ола Очистные сооружения», прокурором представлено не было.
Согласно пункту 1 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87, Положение устанавливает состав проектной документации и требования к содержанию их разделов: при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства; при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Названным постановлением не предусмотрена возможность его применения к проектной документации на ранее построенные объекты.
Правового обоснования требования о необходимости восстановления проектной документации именно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 прокурором не приведено.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований прокурора в указанной части.
С учетом изложенного в силу пункта 2 части 1, части 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене в части удовлетворения требования прокурора Ольского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении на КУМИ администрации МО «Ольский городской округ» обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу восстановить проектную документацию на объект «Канализация в поселке Ола Очистные сооружения» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию» с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении данного требования.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ольского районного суда Магаданской области от 25 декабря 2019 года отменить в части удовлетворения требования прокурора Ольского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Ольский городской округ» обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу восстановить проектную документацию на объект «Канализация в поселке Ола Очистные сооружения» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию» и принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении данного требования.
В остальной части решение суда от 25 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Ольский городской округ» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи