РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Мишкино 21 января 2019 года
Мишкинский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Клещ Е.Г.,
с участием представителя административного истца Соболева А.Н.,
представителя административного ответчика Павлова В.А.,
заинтересованных лиц Бузуевой Л.Г.,Чернышкова В.М.,
при секретаре Вагановой В.В.,
рассмотрев административное дело № 2а-168/2019 по административному исковому заявлению Фортыгина Алексея Петровича к Администрации Мишкинского поссовета Мишкинского района Курганской области об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Фортыгин А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Мишкинского поссовета Мишкинского района Курганской области об оспаривании решения.
В обоснование административного искового заявления указал, что 18 сентября 2018 г. он обратился в Администрацию Мишкинского поссовета Мишкинского района Курганской области с заявлением о заключении с ним соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего ему на праве собственности и земельного участка площадью 205 кв.м, в кадастровом квартале №. К заявлению в числе прочих документов была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Письмом от 26 сентября 2018 г. № № в удовлетворении его заявления было отказано, так как запрашиваемая им часть земельного участка является спорной. Действия Администрации Мишкинского поссовета Мишкинского района Курганской области, выразившееся в отказе согласования перераспределения и заключении соглашения о перераспределении земельного участка, считает незаконным и необоснованным, а отказ подлежащим отмене. Указанный Администрации Мишкинского поссовета довод является неправомерным, не имеет нормативно-правового обоснования и не соответствует действительности. Основным этапом в перераспределении земельного участка является заключение соглашения между заинтересованным лицом и муниципальным органом. Процедура перераспределения земельного участка установлена ст. 39.29 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). Пунктом 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, перечень которых является исчерпывающим. Причиной отказа могут быть только основания, указанные в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. ст. 39.29 ЗК РФ.). Указанного для отказа основания в перераспределении земельного участка не предусмотрено ч. 9 ст. 39.29 ЗК РФ и в данном конкретном случае не имеется. Отказ в перераспределении земельного участка в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу не обжаловались. Просит признать незаконными отказ Администрации Мишкинского поссовета Мишкинского района Курганской области от 26 сентября 2018 г. № № в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Фортыгину А.П. на праве собственности и земельного участка площадью 205 кв.м в кадастровом квартале № и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; обязать Администрацию Мишкинского поссовета Мишкинского района Курганской области утвердить представленную Фортыгиным А.П. схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в месячный срок после проведения кадастровых работ и кадастрового учета земельного участка заключить с Фортыгиным А.П. соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Фортыгину А.П. на праве собственности и земельного участка площадью 205 кв.м, в кадастровом квартале №.
Представитель административного истца Фортыгина А.П. по доверенности Соболев А.Н. в судебном заседании на административном иске настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации Мишкинского поссовета Мишкинского района Курганской области по доверенности Павлов В.А с административным иском не согласился, просил в удовлетворении административного искового заявления отказать. Считает, что отказ в перераспределении принадлежащего Фортыгину А.П. земельного участка является обоснованным, так как в соответствии с пп. 1 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в заключении соглашения о перераспределении земельных участков следовало отказать.
Заинтересованное лицо Бузуева Л.Г. с административным иском не согласилась. Пояснила, что земельный участок, на который претендует административный истец используется ею и соседом Чернышковым В.М. для проезда к земельным участкам, принадлежащим им, так как со стороны ул. 47 лет Октября другого заезда нет. Кроме того, ранее она сама обращалась в Администрацию Мишкинского района Курганской области с заявлением о перераспределении спорного земельного участка. Ей было отказано в удовлетворении ее заявления. Отказ она обжаловала в судебном порядке. Решением Мишкинского районного суда Курганской области от 18 сентября 2009 г. отказ Администрации Мишкинского района в перераспределении земельного участка, расположенного между домами № № и № № по ул. Кирова в р.п. Мишкино признан незаконным; на Администрацию Мишкинского района Курганской области возложена обязанность принять к рассмотрению заявление Бузуевой Л.Г. о перераспределении земельного участка путем принятия соответствующего решения о предоставлении спорного земельного участка в собственность или в аренду. Также считает, что заявление Фортыгина А.П. не соответствует требованиям федерального законодательства.
Заинтересованное лицо Чернышков В.М. с административным иском не согласился. Пояснила, что земельный участок, на который претендует административный истец используется им и соседкой Бузуевой Л.Г. для проезда к земельным участкам, принадлежащим им, так как со стороны ул. 47 лет Октября другого заезда нет. Кроме того, ранее он сам обращалась в Администрацию Мишкинского района Курганской области с заявлением о перераспределении спорного земельного участка.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с ч. 1 ст. 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Из материалов дела следует, что Фортыгину А.П. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 980 кв.м. с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания жилого дома, адрес (местоположение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
18 сентября 2018 г. Фортыгин А.П. обратился в Администрацию Мишкинского поссовета Мишкинского района Курганской области с заявлением о перераспределении земельного участка площадью 980 кв.м. с кадастровым номером №, принадлежащего ему на праве собственности и прилегающего земельного участка площадью 205 кв.м из земель государственной собственности.
Администрацией Мишкинского поссовета Мишкинского района Курганской области в адрес Фортыгина А.П. направлен письменный ответ № № от 26 сентября 2018 г., согласно которому Фортыгину А.П. отказано в перераспределении принадлежащего ему земельного участка и прилегающего севернее от него участка площадью 205 кв.м, так как данный земельный участок является спорным.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
В силу п. 8 ст. 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Согласно п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Согласно п. 10 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Учитывая, что указанное в письме Администрации Мишкинского поссовета Мишкинского района Курганской области № № от 26 сентября 2018 основание не предусмотрено п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации как основание для отказа в перераспределении земельного участка, принято в нарушение требований п. 10 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о незаконности отказа и нарушении прав и законных интересов административного истца.
Выбирая способ восстановления нарушенного права административного истца, суд считает необходимым обязать административного ответчика рассмотреть заявление Фортыгина А.П. повторно в установленный законом срок (срок исчисляется с момента вступления решения в законную силу).
Руководствуясь ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Фортыгина Алексея Петровича к Администрации Мишкинского поссовета Мишкинского района Курганской области об оспаривании решения удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Мишкинского района Курганской области № № от 26 сентября 2018 г. на заявление Фортыгина Алексея Петровича о перераспределении площади земельного участка.
Обязать Администрацию Мишкинского поссовета Мишкинского района Курганской области повторно в установленный законом срок рассмотреть заявление Фортыгина Алексея Петровича о перераспределении площади земельного участка от 18 сентября 2018 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Мишкинский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение изготовлено 21 января 2019 года.
Судья Е.Г. Клещ