№ 2143/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 сентября 2015 года гор. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия, в составе:
председательствующего судьи Петровой С.А.,
при секретаре Шараповой Н.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Строгоновой Е.П. к администрации Надвоицкого городского поселения о включении имущества в наследственную массу,
установил:
Истица Строгонова Е.П. обратилась с иском к администрации Надвоицкого городского поселения, просила включить в наследственную массу квартиру, расположенную по адресу: .... Требования мотивированы тем, что супруг истицы С., проживавший в указанной квартире, умер ХХ.ХХ.ХХ., после его смерти осталось наследство в виде указанной квартиры.
В судебном заседании истица Строгонова Е.П. поддержала исковые требования. Пояснила, что при обращении к нотариусу Сегежского нотариального округа О. по вопросу оформления и принятия наследства выяснилось, что С. оформил договор безвозмездной передачи жилья в собственность квартиры, расположенной по адресу: ..., однако свидетельство о государственной регистрации С. не получил, умер.
Ответчик администрация Надвоицкого городского поселения поселения в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена.
Заслушав лицо, участвующее в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст. 223 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 № 132-О, право лица на объект недвижимого имущества возникает в силу гражданского договора, в связи с чем, государственная регистрация сделки, равно как и государственная регистрация права, производимые соответствующим учреждением, не могут подменять собой договор как основание возникновения, изменения и прекращения права. Государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, и её отсутствие само по себе не лишает заинтересованных лиц права на судебную защиту.
В судебном заседании установлено, что ХХ.ХХ.ХХ. умер С., ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, уроженец ...(актовая запись о смерти №... от ХХ.ХХ.ХХ.). Наследником первой очереди по закону после смерти С. является его супруга Строгонова Е.П. (актовая запись о заключении брака №... от ХХ.ХХ.ХХ.). При жизни, С. обратился в администрацию Надвоицкого городского поселения с заявлением о приватизации на 1/4 доли квартиры, расположенной по адресу: ...; ХХ.ХХ.ХХ. обратился с заявлением в ГУП РК РГЦ «Недвижимость» с просьбой оформить документы безвозмездной передачи жилого помещения в собственность, однако С. не смог при жизни закончить процедуру приватизации 1/4 доли квартиры зарегистрировать право собственности на нее.
Поскольку наследодатель при жизни выразил свою волю на приватизацию 1/4 доли спорного жилого помещения путём обращения в соответствующие органы, при жизни пользовался квартирой, отсутствие государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества не свидетельствует о том, что данное право не возникло, в связи с чем, указанное обстоятельство не может являться основанием для отказа включить 1/4 доли квартиры в наследственную массу.
Данный вывод подтверждается также разъяснениями, содержащимися в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 24.08.1993 № 8, которые указывают, что если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишён возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
С учётом установленных обстоятельств по делу, требований законодательства, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Строгоновой Е.П. удовлетворить частично.
Включить 1/4 доли квартиры расположенной по адресу: ..., в наследственную массу после смерти С., ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, уроженца ..., умершего ХХ.ХХ.ХХ..
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд РК в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья С.А. Петрова
Справка:
Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ
составлено 08.09.2015.