Дело № 2 – 118/2015 | |
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации | |
п. Сернур |
15 мая 2015 года. |
Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Милютина А.А., с участием заявителя Протосеня Г.Г., представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Городское поселение Сернур» Шульгиной М.В., при секретаре Сидоркиной Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Протосеня ФИО6 о признании незаконным предписания администрации муниципального образования «Городское поселение Сернур»,
УСТАНОВИЛ:
Протосеня Г.Г. обратилась в суд с заявлением о признаниинезаконным предписания администрации МО «Городское поселение Сернур»указывая, что администрация МО «Городское поселение Сернур» письмом от ДД.ММ.ГГГГ уведомило о признании дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, хотя обследование дома не проводилось, акта обследования нет. Квартира № в данном доме приватизирована ДД.ММ.ГГГГ, земля находится в собственности заявителя на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно техническому паспорту, выданному на квартиру ДД.ММ.ГГГГ, составленному филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ по Республике Марий Эл» после капитального ремонта и реконструкции, физический износ квартиры составляет 0%. В квартире имеется газовое отопление, водопровод, канализация, новые хозпостройки и баня с водопроводом и канализацией. ДД.ММ.ГГГГ заявителем было подано заявление на имя главы поселкового совета пгт. Сернур ФИО8 с просьбой обследовать квартиру по адресу: <адрес> с целью признания данной квартиры пригодной для дальнейшего проживания, снятия ее с учета аварийного и ветхого жилья. На данное заявление ДД.ММ.ГГГГ получила сообщение Сернурской городской администрации о том, что дом признан ветхим и подлежит сносу, то есть фактически было отказано в проведении обследования. Квартира капитально отремонтирована от фундамента до крыши, реконструирована. До ремонта общая площадь жилого помещения составляла 31,8 кв.м., полезная – 17,3 кв.м., после ремонта общая площадь составляет 51,6 кв.м., полезная – 31,4 кв.м., вспомогательная – 20,4 кв.м., с 2006 года по 2014 год на ремонт потрачено более миллиона рублей. Просит признать незаконным предписание администрации МО «Городское поселение Сернур» о признании ветхого жилья по адресу: <адрес> подлежащим сносу согласно постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать администрацию МО «Городское поселение Сернур» назначить комиссию и произвести обследование с целью признания данной квартиры пригодной для дальнейшего проживания и снятия с учета ветхого и аварийного жилья на основании полного капитального ремонта и произведенной реконструкции жилья.
На предварительном судебном заседании заявитель Протосеня Г.Г. требования уточнила, просила признать незаконным требование администрации МО «Городское поселение Сернур» от 12 января 2015 года о сносе жилого помещения, обязать администрацию МО «Городское поселение Сернур» назначить комиссию и произвести обследование с целью признания данной квартиры пригодной для дальнейшего проживания и снятия с учета ветхого и аварийного жилья.
В судебном заседании Протосеня Г.Г. уточненные на предварительном судебном заседании исковые требования поддержала, привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица администрации МО «Городское поселение Сернур» Шульгина М.В. в судебном заседании против заявленных требований не возражала, разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда.
Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно п.п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления относятся учет муниципального жилищного фонда, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление муниципального жилищного контроля.
В силу ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу».
Согласно п. 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции (далее – Положение), его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (п. 8 Положения).
В силу п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы (рассмотрения поступивших заявлений или заключения органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора) межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, вопросы признания жилых помещений частного жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания граждан отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления.
С учетом указанных норм, суд приходит к выводу о том, что законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями.
Как следует из постановления Сернурской городской администрации МО «Городское поселение Сернур» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении актов обследования помещения» в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на основании заключений межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Из заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы администрации МО «Городское поселение Сернур» от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования (значительный физический износ дома – 70%, стена здания сгнила и разрушается, стропильная система пришла в негодность из-за биологических повреждений деревянных конструкций, утратила несущую способность), принято заключение о непригодности дома <адрес> для дальнейшей эксплуатации и о сносе жилого дома.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № следует, что Протосеня Г.Г. на праве собственности принадлежит квартира, общей площадью 29 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 9).
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
ДД.ММ.ГГГГ собственнику указанного жилого помещения, Протосеня Г.Г. администрацией МО «Городское поселение Сернур» направлено требование о произведении сноса или реконструкции жилого помещения, в случае неосуществления сноса в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ, указано об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд в судебном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ Протосеня Г.Г. обратилась в администрацию МО «Городское поселение Сернур» с просьбой провести обследование квартиры по адресу: <адрес> в целях признания данной квартиры пригодной для проживания и снятия ее с учета ветхого жилья (л.д. 5).
На данное обращение администрацией муниципального образования заявителю письмом от ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ о том, что дом <адрес> был признан ветхим и подлежащим сносу согласно постановлению администрации МО «Городское поселение Сернур» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).
Между тем, согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, физический износ квартиры, расположенной по адресу: <адрес> составляет 0%, год постройки здания – 2012 год (л.д. 12-13).
Кроме этого, после признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, постановлением администрации МО «Сернурский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок общей площадью 774 кв.м., расположенный по указанному адресу, был передан Протосеня Г.Г. в собственность за плату для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 15).
Суд также принимает во внимание, что в требовании от ДД.ММ.ГГГГ содержалось два требования: о сносе жилого помещения либо о его реконструкции.
На момент получения данного требования Протосеня Г.Г. уже была проведена реконструкция принадлежащего ей жилого помещения, что подтверждается техническим паспортом квартиры, в связи с чем она обратилась в администрацию МО «Городское поселение Сернур» с просьбой провести обследование жилого помещения, однако на свое обращение получила ответ о том, что дом <адрес> подлежит сносу.
Вместе с тем, межведомственная комиссия, создаваемая органом местного самоуправления, должна по заявлению гражданина провести обследование жилого помещения на предмет его пригодности (непригодности) для проживания, поскольку никакой другой орган не наделен такими полномочиями.
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании положений ст. ст. 14, 15 ЖК РФ, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, исходя из того, что признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии МО «Городское поселение Сернур», учитывая установленные судом обстоятельства, год постройки здания, проведение капитального ремонта жилого помещения, нулевой процент физического износа, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования, поскольку требование администрации МО «Городское поселение Сернур» о сносе принадлежащего Протосеня Г.Г. жилого помещения нарушает гарантированные государством жилищные права гражданина, защита которых может быть обеспечена только путем возложения на администрацию МО «Городское поселение Сернур» обязанности по проведению межведомственной комиссией МО «Городское поселение Сернур» обследования квартиры Протосеня Г.Г. на предмет пригодности либо непригодности для проживания.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
При установлении указанного срока, суд учитывает характер и объем работ, которые необходимо произвести, требования разумности, и находит целесообразным установить администрации МО «Городское поселение Сернур» срок для проведения обследования – в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Протосеня ФИО6 удовлетворить.
Признать незаконным требование администрации муниципального образования «Городское поселение Сернур» от ДД.ММ.ГГГГ о сносе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить на администрацию муниципального образования «Городское поселение Сернур» обязанность по проведению в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления решения в законную силу обследования межведомственной комиссией муниципального образования «Городское поселение Сернур» жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет пригодности либо непригодности данного жилого помещения для проживания.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий: А.А. Милютин