Решение по делу № 33-1878/2023 от 22.09.2023

                                                                     УИД 13MS0011-01-2023-000604-87

    Судья Куркин Д.П.                    №2-211/2023

Докладчик Ганченкова В.А.                                         Дело №33-1878/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего Ганченковой В.А.,

судей Елховиковой М.С., Урявина Д.А.,

при секретаре Галимовой Л.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 18 октября 2023 г. в г. Саранске гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» к Сакун В.А., Сакуну Л.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, судебных расходов, по встречному иску Сакун В.А. к обществу с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» о признании коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не оказанной по апелляционной жалобе ответчика (истца по встречному иску) Сакун В.А. на решение Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 13 июля 2023 г.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

общество с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» (далее - ООО «РЕМОНДИС Саранск») обратилось в суд с иском к Сакун В.А., Сакуну Л.В. о взыскании в солидарном порядке задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, судебных расходов.

В обоснование требований указано, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия до 31 декабря 2027 г. С 1 мая 2018 г. ответчики, зарегистрированные по адресу: <адрес>, являются потребителями услуг, оказываемых региональным оператором.

Сумма задолженности ответчиков перед региональным оператором за период с 1 сентября 2020 г. по 30 декабря 2022 г. составляет 4628 руб.                   85 коп. и на дату подачи иска задолженность не погашена.

Мировым судьёй судебного участка Ичалковского района Республики Мордовия от 5 мая 2022 г. вынесено определение об отмене судебного приказа о взыскании с Сакун В.Д. в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» задолженности за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) по причине поступления от должников возражений относительно исполнения судебного приказа.

По данным основаниям истец просил суд взыскать солидарно с ответчиков в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» задолженность за период с 1 сентября 2020 г. по 30 декабря 2022 г. в сумме 4 628 руб. 85 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб., почтовые расходы в размере 239 руб. 69 коп.

Сакун В.А. обратилась в суд со встречными исковыми требованиями к ООО «РЕМОНДИС Саранск» о признании коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами неоказанной.

В обоснование исковых требований указала, что у неё нет письменного договора, конклюдентных действий с ответчиком она не совершала, по той причине, что ближайший контейнер находится в 600 м. от её дома, а по регламенту расстояние от жилого дома и контейнерной площадки не должно превышать 20 м – 100 м.

По данным основаниям Сакун В.А. просила отказать ООО «РЕМОНДИС Саранск» во взыскании задолженности за неоказанную коммунальную услугу.

Определением мирового судьи судебного участка Ичалковского района Республики Мордовия от 28 апреля 2023 г. гражданское дело передано по подсудности в Ичалковский районный суд Республики Мордовия.

Определением Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 1 июня 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, по первоначальному иску привлечена администрация Ичалковского муниципального района Республики Мордовия.

Решением Ичалковского районного суда Республики Мордовия от                 13 июля 2023 г. исковые требования ООО «РЕМОНДИС Саранск» удовлетворены.

С Сакун В.А., Сакуна Л.В. взыскана солидарно в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 сентября 2020 г. по 30 декабря 2022 г. в сумме 4628 руб. 85 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб., по оплате почтовых расходов в размере 239 руб. 69 коп.

В удовлетворении встречных исковых требований Сакун В.А. отказано.

В апелляционной жалобе ответчик (истец по встречному иску) Сакун В.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое об отказе в удовлетворении первоначального иска и удовлетворении встречных исковых требований. Указывает, что между сторонами не был заключен договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, услуга истцом по обращению с ТКО не оказана, контейнер для мусора по улице Энгельса не установлен, кроме того, данной улицы нет на схеме, утверждённой Постановлением Администрации Ичалковского района Республики Мордовия от 29 сентября 2022 г., согласно которой контейнеры для сбора ТКО установлены лишь по улицам Депутатская, Новая линия, Учительская и Центральная.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца (ответчика по встречному иску) ООО «Ремондис Саранск» Царапкин А.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание представитель истца (ответчика по встречному иску) ООО «Ремондис Саранск», представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца по первоначальному иску администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия не явились. Указанные лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании ответчик (истец по встречному иску)                    Сакун В.А., ответчик Сакун Л.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.

Проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признаётся договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Офертой признаётся адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определённо и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (пункт 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что договор признаётся заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, её акцепта.

В силу пункта 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовётся, признаётся офертой (публичная оферта).

Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для её акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (пункт 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 148(1) постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», действующего с 14 марта 2017 г., предоставление коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путём совершения конклюдентных действий.

В соответствии с пунктом 148(2) данных Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключенный путём совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

В силу пункта 148(15) Правил собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 148(4) и подпункте «б» пункта 148(5) настоящих Правил, путём подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах «в», «г», «д» и «л» пункта 19 настоящих Правил, а также сведения о количестве расчётных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта, и копий документов, указанных в пункте 148(14) настоящих Правил.

Исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов обязан выдать заявителю в месте нахождения исполнителя, по почте или иным согласованным с заявителем способом подписанный исполнителем проект договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в 2 экземплярах.

Из содержания пункта 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156 (раздел введён с 27 декабря 2018 г.), также следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.

В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с пунктами 5 и 18 статьи 14 Федерального закона от               6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населённых пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г.               № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (пункт 1).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (пункт 2).

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3).

Согласно пункту 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктами 9 и 10 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156 потребители осуществляют складирование твёрдых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов, определённых договором на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в неё сведений о местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов.

Согласно части 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе, и за обращение с твёрдыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твёрдыми коммунальными отходами путём заключения договора с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Под обращением с твёрдыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Сакун В.А. со 2 августа 1989 г. и Сакун Л.В. с 14 ноября 2008 г. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> что подтверждается сообщением ММО МВД России «Ичалковвский» от 11 апреля 2023 г.                    № 52/2803.

В соответствии с Уставом ООО «РЕМОНДИС Саранск» является юридическим лицом, к основным видам деятельности которого относятся: приём, перевозка, обработка, вторичная переработка и удаление любых видов отходов, оказание других связанных с этим услуг; строительство и эксплуатация объектов размещения отходов и мусоросжигательных установок; производство материалов из вторичного сырья, оптовая и розничная торговля оборудованием, сдача его в аренду, установка оборудования и его техническое обслуживание.

Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 16 марта 2023 г. также подтверждается, что основным видом деятельности ООО «РЕМОНДИС Саранск» является сбор отходов, дополнительными видами деятельности являются: обработка и утилизация отходов; обработка и утилизация лома стекла; обработка отходов бумаги и картона; обработка отходов и лома пластмасс; обработка отходов резины; обработка отходов текстильных материалов; обработка прочего вторичного неметаллического сырья.

Из копии Соглашения об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия           № 72/47 от 11 августа 2017 г. следует, что по результатам конкурсного отбора между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия и ООО «РЕМОНДИС Саранск» заключено Соглашение № 72/47 от 11 августа 2017 г. Согласно пунктам 1 и 2 Соглашения ООО «РЕМОНДИС Саранск» присвоен уполномоченным государственным органом субъекта РФ статус регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Республики Мордовия с момента подписания настоящего соглашения до 31 декабря 2027 г.

Из пункта 7.2.2. копии Дополнительного соглашения № 1 к Соглашению об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия № 72/47 от 11 августа 2017 г. усматривается, что региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по настоящему соглашению в полном объёме на территории Ичалковского района Республики Мордовия с 1 мая 2018 г.

4 апреля 2018 г. в официальном печатном издании органов государственной власти Республики Мордовия в газете «Известия Мордовии» и на своём официальном сайте (www.remondis-saransk.ru) региональным оператором ООО «РЕМОНДИС Саранск» опубликовано адресованное, в том числе потребителям Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и текст типового договора для физических лиц - собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах в частном секторе Республики Мордовия, что подтверждается копией публикации объявления от 4 апреля 2018 г. Также региональным оператором опубликована информация по предмету договора.

В опубликованном договоре изложены: предмет договора (оказание услуг по обращению с ТКО, обеспечение их сбора, транспортирование, обработка, обезвреживание, захоронение), а потребитель обязуется оплачивать услуги по цене, определённой в пределах утверждённого тарифа (пункт 2.1.), права и обязанности сторон (пункт 5.1.), срок начала оказания услуг (пункт 2.5.), порядок фиксации нарушений (пункт 7), ответственность сторон (пункт 8), сроки и порядок оплаты услуг по договору (пункт 3). В договоре содержится информация и иные условия, предусмотренные статьёй 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 25 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г.             № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации» от                   25 августа 2008 г. № 641.

В пункте 1.5. опубликованной публичной оферты (договора) Региональным оператором Потребители уведомлены о том, что заключением договора, то есть полным и безоговорочным принятием (акцептом) Потребителем условий договора и всех его приложений, являющихся неотъемлемой частью договора, в соответствии с пунктом 1 статьи 433, пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации является совершение Потребителем действий, свидетельствующих о намерении Потребителя присоединиться к настоящему публичному договору, изложенному в данной оферте, в том числе перечислении денежных средств за оказание услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами Потребителем на расчётный счёт регионального оператора, фактическое пользование предоставленными региональным оператором контейнерами или иные действия, свидетельствующие о фактическом пользовании услугой регионального оператора. Заключение договора на оказание услуги по обращению с твёрдыми коммунальными услугами также возможно путём подписания Потребителем двух экземпляров настоящего договора в офисе регионального оператора. При этом оба способа заключения договора являются юридически равнозначными и влекут за собой одинаковые юридические последствия.

Газета «Известия Мордовии» согласно пункту 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. №10-З «О правовых актах Республики Мордовия» является источником официального опубликования правовых актов Республики Мордовия. Исходя из этого, информация, опубликованная в газете «Известия Мордовии», считается доведённой до всех лиц, находящихся на территории Республики Мордовия. Это означает, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» выполнило свою обязанность по направлению предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и проекта такого договора.

Согласно пункту 2.5. опубликованной публичной оферты от 4 апреля 2018 г. дата начала оказания услуг по обращению с ТКО для физических лиц Ичалковского района региональным оператором начинается с 1 мая 2018 г.

Согласно расчёту задолженности за период с 1 сентября 2020 г. по             30 декабря 2022 г. по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, за оказание услуг по обращению с ТКО была начислена задолженность в размере 4628 руб. 85 коп.

Суд первой инстанции признал представленный ООО «РЕМОНДИС Саранск» расчёт задолженности арифметически верным.

Разрешая спор, суд обоснованно исходил из того, что опубликованный ООО «РЕМОНДИС Саранск» договор содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия. В договоре изложено: оказание услуг по обращению с ТКО, обеспечение их сбора, транспортирование, обработка, обезвреживание, захоронение.

Принимая во внимание обстоятельства дела и отсутствие доказательств, подтверждающих самостоятельную утилизацию ответчиками (истцом по встречному иску) твёрдых коммунальных отходов, накопившихся за спорный период в результате их жизнедеятельности, в том числе данных о заключении ими договоров на утилизацию твёрдых коммунальных отходов с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание услуг, обращения с заявлением к ООО «РЕМОНДИС Саранск» о перерасчёте указанных в платёжных документах сумм задолженностей в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и ответчиками (истцом по встречному иску) сложились отношения, связанные с оказанием услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии с которыми последние должны надлежащим образом исполнять обязанность, оплачивать услуги регионального оператора, оснований для освобождения их от обязанности оплаты услуг ООО «РЕМОНДИС Саранск» по вывозу твёрдых коммунальных отходов не имеется.

При этом, суд верно указал, что отсутствие надлежащей организации мест вывоза ТКО в спорный период не может рассматриваться, как обстоятельство, свидетельствующее о ненадлежащем оказании услуг со стороны регионального оператора.

Отдалённость имеющихся контейнеров сбора твёрдых бытовых отходов от места проживания ответчиков (истцов по встречному иску) правомерно не признана судом основанием для удовлетворения заявленных встречных исковых требований, поскольку региональный оператор ООО «РЕМОНДИС Саранск» полномочиями по определению мест (площадок) для сбора твёрдых коммунальных отходов не наделён. В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО и определение схемы их размещения отнесено к ведению органов местного самоуправления.

При этом доказательства невозможности использования контейнеров, находящихся на других улицах этого или иного населённого пункта, ответчиками (истцом по встречному иску) не представлены. Сама по себе отдалённость имеющихся площадок (контейнеров) для сбора твёрдых коммунальных отходов не является основанием считать, что региональным оператором услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами не оказывается.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством складирование, сжигание, захоронение, хранение отходов в местах, специально не предназначенных для этих целей, а также передача твёрдых коммунальных отходов лицам, не являющимся региональным оператором, запрещено. За совершение данных действий виновное лицо может быть привлечено к установленной законодательством ответственности.

Единственным законным способом обращения с данными отходами является передача своих твёрдых коммунальных отходов региональному оператору. Поскольку самостоятельная утилизация твёрдых коммунальных отходов недопустима, то предоставление услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами считается заключением договора путём совершения конклюдентных действий.

Ввиду изложенного, суд первой инстанции обоснованно взыскал с Сакун В.А. и Сакун Л.В. в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» в солидарном порядке задолженность за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 1 сентября 2020 г. по 30 декабря 2022 г. в сумме 4628 руб. 85 коп. и не нашёл оснований для удовлетворения встречного искового заявления о признании коммунальной услуги по обращению с ТКО не оказанной.

Довод жалобы о том, что в целях заключения договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами между сторонами не было совершено никаких конклюдентных действий, отклоняется как не состоятельный.

В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» разъяснено, что по смыслу пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации для целей квалификации конклюдентных действий в качестве акцепта достаточно того, что лицо, которому была направлена оферта, приступило к исполнению предложенного договора на условиях, указанных в оферте, и в установленный для её акцепта срок. При этом не требуется выполнения всех условий оферты в полном объёме.

Под конклюдентными действиями понимаются действия контрагента, выражающие согласие на заключение договора. Такими действиями потребителей, применительно к договорам оказания услуг по обращению с ТКО, могут быть: фактическое пользование услугой (помещение отходов в контейнеры для накопления отходов), оплата услуг регионального оператора по выставляемому счёту и т.д.

Из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя, то есть фактически любого лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора. Подобный подход, закреплённый законодательно, является обязательным, как для потребителя (в данном случае ответчиков (истцов по встречному иску)), так и для регионального оператора.

Следовательно, законодательство исходит из презумпции образования ТКО в процессе жизнедеятельности человека. Доказательств того, что потребители не образовывали ТКО и не пользовались услугами регионального оператора, ответчиками (истцом по встречному иску) не представлено.

Принимая во внимание, что самостоятельная утилизация ТКО недопустима, обращение с отходами, в том числе лицензируемая деятельность по регулярной транспортировке отходов, должно обеспечиваться посредством заключения соответствующих договоров со специализированными предприятиями, а факт оказания ООО «РЕМОНДИС Саранск» услуги по сбору и вывозу ТКО, в том числе ответчикам (истцу по встречному иску), подтверждается материалами дела, судебная коллегия считает, что в данном случае договор между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и ответчиками (истцами по встречному иску) заключен путём совершения конклюдентных действий.

Доводы апелляционной жалобы о том, что у регионального оператора не имелось и не имеется реальной возможности оказать услугу жителям               ул. Энгельса с. Селищи в связи с отсутствием подъездных путей к ней, ближайший контейнер расположен на расстоянии более 650 м, основанием для отмены решения суда не являются, поскольку определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, осуществление ведения реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, оборудование специальных площадок с бетонным или асфальтовым покрытием для установки контейнеров, а также оборудование дороги для подъезда на ул. Энгельса с. Селищи, на нарушение которых ссылается Сакун В.А., в соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении и Правилами, утверждёнными Правительством Российской Федерации, является обязанностью органов местного самоуправления, а не регионального оператора. Определение в утверждённых органом местного самоуправления схемах места расположения контейнеров на расстоянии более 100 м от жилого дома ответчиков (истца по встречному иску) не может считаться некачественно оказанной услугой регионального оператора.

Таким образом, доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку все они являлись предметом исследования судом первой инстанции, им дана оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с которой судебная коллегия соглашается.

Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ичалковского районного суда Республики Мордовия от                     13 июля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика (истца по встречному иску) Сакун В.А. – без удовлетворения.

Председательствующий                       В.А. Ганченкова

Судьи                                   М.С. Елховикова

                                                                                    Д.А. Урявин

Мотивированное апелляционное определение составлено 18 октября 2023 г.

Судья                                    В.А. Ганченкова

33-1878/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ООО Ремондис Саранск
Ответчики
Сакун Валентина Алексеевна
Сакун Леонид Викторович
Другие
Царапкин А.Н.
Администрация Ичалковского муниципального района Республики Мордовия
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Судья
Ганченкова Виолетта Анатольевна
Дело на странице суда
vs.mor.sudrf.ru
22.09.2023Передача дела судье
18.10.2023Судебное заседание
26.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2023Передано в экспедицию
18.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее