Дело № 2-326/2019
29RS0024-01-2018-002620-71
29 апреля 2019 года город Архангельск
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе
председательствующего судьи Кривуля О.Г.,
при секретаре судебного заседания Пищухиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства Обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства Обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указал, что с 08.02.2018 по настоящее время работает в ФГБУ «ЦЖКУ» вахтовым методом на производственном участке «Шойна» в Ненецком автономном округе в должности <данные изъяты>, истцу установлен оклад 7395 руб. и надбавка за вахтовый метол работы в размере 75% от оклада, оплачивались дни в пути к месту работы. В период работы истцу не начислялась и не выплачивалась северная надбавка и районный коэффициент на дополнительную стимулирующую выплату, на оплату межвахтового отдыха и на надбавку за работу вахтовым методом. При их исчислении не были учтены северная надбавка и районный коэффициент, начисленные на оклад. Просит взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за период с июня по октябрь 2018 года в размере 173 627,62 руб. (расчет представлен в иске), в счет компенсации морального вреда 10 000 руб.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования, указав, что кроме указанной в иске невыплаченной заработной платы истцу неправильно начислялась надбавка за работу вахтовым методом и оплата межвахтового отдыха. Данные выплаты начислялись работодателем исходя из оклада без применения к нему северной надбавки и районного коэффициента, в том время как должны были начисляться из оклада, на которые уже начислены северная надбавка и районный коэффициент. Тем самым истцу недовыплачена заработная плата за период с февраля по май 2018 года в размере 64 832,76 руб.
В последней редакции требований истец просит взыскать с ответчика 193 498,76 руб., из которых задолженность в части начисления районного коэффициента и северной надбавки на выплаты за вахтовый метод работы - 64 832,76 руб. (за период с февраля по апрель 2018 года за вахтовый метод работы и май 2018 года за межвахтовый отдых), задолженность в части начисления районного коэффициента и северной надбавки на дополнительную стимулирующую выплату - 128 666 руб. (за период с июня по сентябрь 2018 года; на оплату межвахтового отдыха за октябрь 2018 года). Моральный вред оценивает в 10 000 руб. Расчет представлен в заявлениях на л.д. 85, 95-96.
Истец ФИО2 на рассмотрение дела не явился, в суд направил своего представителя.
Представитель истца ФИО5 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, указав, что требования предъявляет к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства Обороны Российской Федерации.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия. В отзыве на иск с требованиями истца не согласились, просят истцу в иске отказать в полном объеме.
По определению суда дело рассмотрено при имеющейся явке.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (деле по тексту ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Частью 1 статьи 135 ТК РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии со статьей 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере.
Статья 148 ТК РФ гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Эти нормы конкретизированы в статьях 315, 316, 317 ТК РФ, предусматривающих, что оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размеры и порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок устанавливаются Правительством РФ.
Аналогичные правовые положения содержатся в Законе РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Судом установлено, что истец 8 февраля 2018 года был принят на работу к ответчику на должность <данные изъяты> на производственном участке «Шойна», расположенном на территории Ненецкого автономного округа.
Согласно условиям заключенного сторонами трудового договора № (раздел 6) работнику устанавливается должностной оклад в размере 7395 руб., а также районный коэффициент в размере 1,8 и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» до 80 %.
Разрешая требования истца о начислении северной надбавки и районного коэффициента на надбавку за работу вахтовым методом, на надбавку на оплату межвахтового отдыха, суд не находит оснований для их удовлетворения в силу следующего.
Частью 3 ст. 301 ТК РФ предусмотрено, что каждый день отдыха в связи с переработкой рабочего времени в пределах графика работы на вахте (день междувахтового отдыха) оплачивается в размере дневной тарифной ставки, дневной ставки (части оклада (должностного оклада) за день работы), если более высокая оплата не установлена коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 302 ТК РФ лицам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы.
Размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы в федеральных государственных органах, федеральных государственных учреждениях устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (ч. 2 ст. 302 ТК РФ).
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 3 февраля 2005 года № 51 (ред. от 16.10.2014) «О размерах и порядке выплаты надбавки за вахтовый метод работы работникам федеральных государственных органов и федеральных государственных учреждений» работникам федеральных государственных органов и федеральных государственных учреждений, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы.
В соответствии с п. 4 указанного постановления надбавка начисляется без применения районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Также согласно п. 5.4 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31 декабря 1987 года № 794/33-82 (ред. от 17.01.1990, с изм. от 19.02.2003) «Об утверждении Основных положений о вахтовом методе организации работ» дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени в учетном периоде в пределах графика работы на вахте оплачиваются в размере тарифной ставки, оклада (без применения районных коэффициентов, коэффициентов за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, а также надбавок за работу в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях и в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и размерах, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255), получаемых работниками ко дню наступления отдыха (отгула), из расчета за семичасовой рабочий день. Решением Верховного Суда РФ от 4 июля 2002 года № ГКПИ 2002-398 абзац первый пункта 5.4 в части слов ", из расчета за семичасовой рабочий день" признан незаконным (недействительным) и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Кроме того порядок исчисления районного коэффициента и процентной надбавки регулируется Законом РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 (ред. от 07.03.2018) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Постановлением Минтруда России от 11 сентября 1995 года № 49, Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 № 2, утвердившим Инструкцию о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами.
Из вышеуказанных норм материального права следует, что начисление районных коэффициентов и процентных надбавок производится на фактический заработок работника.
В этот заработок включаются, в частности, оплата по тарифным ставкам и окладам, надбавки и доплаты, повышенная оплата сверхурочных работ и работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата простоя и вознаграждения, обусловленные системой оплаты труда, вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно (п. 1 Разъяснения Минтруда России от 11 сентября 1995 года № 3)
Районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не начисляются на различного рода компенсации (надбавки за вахтовый метод, полевое довольствие и т.д.), поскольку они не относятся к заработной плате (ст. 164 ТК РФ). Не производятся начисления районного коэффициента и процентной надбавки на единовременные поощрительные выплаты, суммы материальной помощи, а также на средний заработок в силу того, что при его исчислении они уже были учтены.
Таким образом, требования истца о взыскании с ответчика северной надбавки и районного коэффициента на надбавку за работу вахтовым методом, на надбавку за оплату межвахтового отдыха в заявленный период являются не состоятельными.
Уточняя исковые требования, истец указал, что работодатель неправильно начислял надбавку за работу вахтовым методом и оплату межвахтового отдыха, потому как начислялись они исходя из оклада без применения к нему северной надбавки и районного коэффициента, в то время как должны были исчисляться из оклада, на который уже начислены северная надбавка и районный коэффициент.
Данный довод подлежит отклонению как основанный на неверном толковании законодательства.
Согласно п. 6.10 Положения о вахтовом методе организации работ в ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (Приложение к приказу начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11.05.2017 № 52) надбавка за вахтовый метод работы при оплате по месячным окладам осуществляется в следующем порядке: оклад соответствующего работника делится на количество календарных дней данного месяца. Полученная дневная ставка умножается на количество фактических дней пребывания работника на вахте и в пути и от этой суммы определяется надбавка в установленном размере (в процентах).
Как уже было отменено выше, начисление районных коэффициентов и процентной надбавки производится на фактический заработок работника, полученный в соответствующий месяц, в который включаются все выплаты в пользу работающих лиц, носящие характер заработной платы. Районный коэффициент не образует новых тарифных ставок и окладов.
Разрешая требования истца о необходимости начисления северной надбавки и районного коэффициента на дополнительную стимулирующую выплату, суд находит их подлежащими удовлетворению.
ДД.ММ.ГГГГ начальником ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ издан приказ №, которым приказано работникам ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ за счет экономии фонда оплаты труда осуществлять дополнительные выплаты материального стимулирования в 2017 году в соответствии с «Положением о выплате дополнительного материального стимулирования работникам филиалов», начальнику финансово-экономического управления планом распределения денежных средств ежемесячно не позднее 1 числа текущего месяца доводить до филиалов ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ контрольные суммы на оплату труда работникам филиалов из средств федерального бюджета (субсидии) и средств от приносящей доход деятельности.
Согласно приложения № 1 к вышеуказанному приказу разработано положение о выплате дополнительного материального стимулирования работникам филиалов, из содержания которого следует, что оно устанавливает порядок и условия выплаты материального стимулирования работникам филиалов ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ за счет экономии фонда оплаты труда и средств от приносящей доход деятельности. Под выплатой материального стимулирования понимается поощрение работников за добросовестный и эффективный труд и заключается в выплате работникам денежных сумм сверх оклада и гарантируемых выплат.
Из представленных расчетных листов за июнь, июль, август, сентябрь 2018 года следует, что ФИО2 ежемесячно выплачивалась дополнительная стимулирующая выплата.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что стимулирующая выплата, предусмотренная вышеуказанным Положением, является постоянной стимулирующей выплатой, и носит систематический характер, выплачивалась работникам ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, в том числе и ФИО2 ежемесячно. Размер выплаты может быть различным для конкретных работников в зависимости от результатов оценки труда работников, однако это обстоятельство не свидетельствует о непостоянном характере указанной выплаты.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 01 декабря 2015 года № АКПИ15-1253 (вступившим в законную силу 15 января 2016 года) признан недействующим пункт 19 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 года № 2, указанным решением постановлено, что стимулирующие выплаты по смыслу положений Трудового кодекса Российской Федерации, включаются в состав заработной платы, на которую начисляются процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и районный коэффициент, относящиеся к выплатам компенсационного характера.
На основании изложенного с ответчика подлежит взысканию задолженность по заработной плате состоящая из не начисленной и не выплаченной северной надбавки и районного коэффициента на стимулирующую выплату за июнь 2018 года 12 000 руб. (7500 стимулирующая выплата * 80% северная надбавка + 7500 стимулирующая выплата * 80% районный коэффициент), за июль 2018 года 48 608 руб. (30 380 стимулирующая выплата * 80% северная надбавка + 30 380 стимулирующая выплата * 80% районный коэффициент), за август 2018 года 46 512 руб. (29 070 стимулирующая выплата * 80% северная надбавка + 29 070 стимулирующая выплата * 80% районный коэффициент), за сентябрь 2018 года 21 456 руб. (13410 стимулирующая выплата * 80% северная надбавка + 13 410 стимулирующая выплата * 80% районный коэффициент), всего в размере 128 576 руб.
В соответствии с положениями ст.237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как указано в п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» работодатель обязан компенсировать работнику моральный вред, причинённый ему любыми неправомерными действиями (бездействием) во всех случаях его причинения, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы), независимо от наличия материального ущерба).
Определяя размер морального вреда, суд оценивает перенесённые истцом нравственные страдания, связанные с неправомерными действиями ответчика, учитывает степень вины работодателя, срок, в течение которого имело место нарушение прав истца как работника, учитывая требования разумности и справедливости, суд находит возможным взыскать в пользу истца размер компенсации морального вреда в размере 1000 руб.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета подлежит государственная пошлина в размере 4071,52 руб., от уплаты, которой истец был освобожден.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства Обороны Российской Федерации в пользу ФИО2 задолженность по заработной плате в размере 128 576 руб., компенсацию морального вреда в размере 1000 руб. Всего взыскать 129 576 руб.
В остальной части исковых требований ФИО2 - отказать.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства Обороны Российской Федерации государственную пошлину в доход бюджета в сумме 4071,52 руб.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г.Архангельска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья О.Г.Кривуля
Решение в окончательной форме изготовлено 6 мая 2019.