Решение по делу № 2а-216/2017 от 20.06.2017

№ 2а-216

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11.07.2017 г.                                                              г. Мглин

Мглинский районный суд, Брянской области в составе

председательствующего – судьи Бушмелева П. Н.,

при секретаре Вертопраховой А. А.,

с участием:

представителя административного истца – помощника прокурора Мглинского района Фещукова А. А.,

представителя административного ответчика – главы Новоромановской сельской администрации Мглинского района Коноплина О. П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мглинского района к Новоромановской сельской администрации Мглинского района Брянской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по постановке на учёт объекта недвижимого имущества (кладбища), расположенного по адресу: <адрес> и о возложении обязанности по постановке на учёт места захоронения (кладбища) в <адрес>

у с т а н о в и л:

    Прокурор Мглинского района, на основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Новоромановской сельской администрации с требованиями:

- о признании незаконным бездействия в части постановки на учёт места захоронения (кладбища), площадью 2000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>;

- о возложении обязанности поставить на учёт места захоронения (кладбища), площадью 2000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

    В обоснование иска административный истец указал, что в мае 2017 г. прокуратурой Мглинского района проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой установлено, что на территории Новоромановского сельского поселения <адрес>, находится общественное кладбище площадью 2000 кв. м., которое собственника не имеет, на учёт как бесхозяйная вещь в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не поставлено. Отсутствие собственника может вызвать нарушения санитарных и экологических норм и правил, а их несоблюдение вызвать чрезвычайную ситуацию.

     В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Фещуков А. А. заявленные требования поддержал, настаивает на их удовлетворении по указанным в иске основаниям.

    Представитель административного ответчика – глава Новоромановской сельской администрации Коноплин О. П., административный иск признал и пояснил, что кладбище <адрес>, находится на содержании сельской администрации, силами которой производится уход за его территорией. Однако средств для межевания границ участка, на котором расположено кладбище и постановки его на учёт, как объекта недвижимого имущества в администрации не имелось, поэтому до настоящего времени никаких действий по постановке на учёт кладбища не сделано. Соглашаясь с требованием прокурора о необходимости постановки на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, представитель административного ответчика, указал, что в настоящее время средств для этого в Администрации нет и в настоящее время, а потому для исполнения указанного требования необходимо время. Поскольку на 2017 г. бюджет сельского поселения сформирован и использован, просил предоставить срок для исполнения конца 2018 г.

    Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.     Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

    Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

    В силу ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ от 12.01.1996) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.    Указанные вопросы местного значения городского поселения с учетом п. 23 ч. 1 ст. 7 Устава Новоромановского сельского поселения» и п. 15 ч. 1 ст. 9 Устава МО «Мглинский район» отнесены к полномочиям сельского поселения, в лице Новоромановской сельской администрации.

    Пункт 3 ст. 225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

    В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996, места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.

    На основании ст. 4 указанного Федерального закона местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

    Согласно ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.

    На основании п.п. 4 и 5 ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.

    Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.    Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности к услугам по организации похорон и связанным с ними услугам (код ) отнесены услуги: по захоронению и кремации (код ); кладбищ по захоронению, включая услуги по покупке или аренде места для захоронения (код ); по содержанию кладбищ и прочих мест захоронения (код ); по уходу за могилами, прочими местами захоронения, включая услуги по озеленению кладбищ (код ).

    Согласно п.п. 3 и 4 ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

    Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 84 от 28 июня 2011 года, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.

    Согласно ст. 42 Конституции РФ, ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2001 года «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.    Как следует из материалов дела, на территории Новоромановского сельского поселения Мглинского района в <адрес> находится общественное кладбище площадью 2000 кв. м., которое является открытым, общественным. Кладбище не стоит на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Согласно уведомления филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ правопритязания, права требования, аресты, запрещения, заявленные в судебном порядке, на данный объект отсутствуют.

     Таким образом, действующим законодательством обязанность по постановке на учет места захоронения общественного кладбища площадью 2000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, возложена на Новоромановскую сельскую администрацию Мглинского района Брянской области.

В судебном заседании факт не постановки на учет общественного кладбища, расположенного по адресу: <адрес> площадью 2000 кв. м., в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, нашёл свое подтверждение.

Указанное бездействие административного ответчика, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей, о нарушении Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» и нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

    Не приведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, приведет к обезличиванию территории данного кладбища, отсутствию его на кадастровом учете, отсутствию права собственности Новромановской сельской администрации на территорию данного кладбища, а при осуществлении захоронений умерших - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.

     При проверке судом срока обращения в суд прокурора с данным административным иском, предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ, то нарушений срока обращения в суд не имеется, так как нарушение прав и свобод неопределённого круга лиц установлено прокурорской проверкой 19.05.2017 г., а административный иск в суд был заявлен 20.06.2017 г.

    С учетом положении п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод, объем материальных и временных затрат, требуемых для выполнения необходимых мероприятий для постановки на учет общественное кладбище, суд считает необходимым установить срок для выполнения возложенной обязанности до 1.01.2019 г.

    С учетом ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы по уплате государственной пошлине - 300 рублей, не подлежат взысканию с административного ответчика в доход государства, в соответствии п/п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление прокурора Мглинского района - удовлетворить.

    Признать бездействие Новоромановской сельской администрации Мглинского района Брянской области по непринятию мер по постановке на учёт объекта недвижимого имущества (кладбища), расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2000 кв. м. - незаконным.

    Обязать Новоромановскую сельскую администрацию Мглинского района Брянской области обратиться в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области с заявлением о постановке на учёт объекта недвижимого имущества (кладбища), расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2000 кв. м. в срок до 1.01.2019 г.

    На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ Новоромановскую сельскую администрацию Мглинского района Брянской области от уплаты государственной пошлины освободить.

    На решение могут быть поданы апелляционная жалоба или представление в Брянский областной суд в течение месяца.

Решение в окончательной форме изготовлено 14.07.2017 г.

        Председательствующий:                                              П. Н. Бушмелев

2а-216/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Мглинского района
Ответчики
Новоромановская сельская администрация
Суд
Мглинский районный суд Брянской области
Дело на странице суда
mglinsky.brj.sudrf.ru
20.06.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
20.06.2017[Адм.] Передача материалов судье
23.06.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
23.06.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2017[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее