Дело № 2-477/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 октября 2019 года г. Шумерля
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в составе:
Председательствующего судьи Сливницыной Н.В.,
при секретаре Нефедовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Трофимовой Марии Николаевны к администрации г. Шумерля Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить ей вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное, пригодное для проживания жилое помещение, находящееся в черте г. Шумерля, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, взамен занимаемой ........................, расположенной в ........................ по ул. МОПРа ........................,
У С Т А Н О В И Л:
Трофимова М.Н. обратилась в суд с иском к администрации ........................ Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение.
Исковые требования мотивировала тем, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: Чувашская Республика, ........................, ул. МОПРа, ......................... Заключением межведомственной комиссии от "___" ___________ г. указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, поскольку "___" ___________ г. дом уничтожен в результате пожара. Первоначальным распоряжением главы администрации от "___" ___________ г. сектору учета и распределения жилья предложено провести в срок до "___" ___________ г. мероприятия по отселению граждан; отделу жилищно-коммунального хозяйства и энергетики дано указание в срок до "___" ___________ г. организовать снос дома. Однако письмом Главы администрации ........................ от "___" ___________ г. сообщено о том, что ........................ по ул. МОПРа ........................ включен в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории г. Шумерля на 2014-2020 годы» и переселение жильцов будет осуществляться в рамках реализации указанной программы в пределах полномочий администрации. Истец считает, что обязанность по предоставлению ответчиком благоустроенного жилого помещения от "___" ___________ г. регламентирована муниципальной программой, однако по настоящее время исполнять указанную программу ответчик отказывается.
Просит:
Возложить на администрацию ........................ обязанность предоставить ей вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное, пригодное для проживания жилое помещение, находящееся в черте ........................, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, взамен занимаемой ........................, расположенной в ........................ по ул. МОПРа .........................
В дальнейшем истица в порядке ст.39 ГПК РФ уточнила свои требования. С учетом уточнения просит:
Возложить на администрацию ........................ обязанность предоставить ей вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное, пригодное для проживания жилое помещение, находящееся в черте ........................, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, взамен занимаемой ........................, расположенной в ........................ по ул. МОПРа .........................
Взыскать с администрации ........................ в её пользу убытки в сумме 28 821, 60 руб.
Истец - Трофимова М.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель истца Трофимовой М.Н. - Иванов И.Н. в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия. Из заявления усматривается, что он поддерживает свои требования в части возложения на администрацию ........................ обязанности предоставить истице вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное, пригодное для проживания жилое помещение, находящееся в черте ........................, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, взамен занимаемой ........................, расположенной в ........................ по ул. МОПРа ......................... В части требований о взыскании с ответчика убытков в сумме 28 821, 60 руб. занял неопределенную позицию.
Представитель ответчика - администрации ........................ в судебное заседание не явился. От него имеется заявление о рассмотрении дела без его участия.
Третье лицо - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики явку своего представителя в суд не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Третье лицо - Министерство финансов Чувашской Республики явку своего представителя в суд не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Третьи лица - ФИО11, ФИО10 в судебное заседание не явились. Причина неявки суду неизвестна. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Трофимова М.Н. является собственником жилого помещения - ........................ по ул. МОПРа ........................ Чувашской Республики.
Заключением межведомственной комиссии № ___________ от "___" ___________ г., утвержденной распоряжением главы администрации ........................ от "___" ___________ г. год № ___________-п, по результатам обследования на основании акта межведомственной комиссии многоквартирный дом, расположенный по адресу: ........................, ул. МОПРа, ........................, признан аварийным и подлежащим сносу.
Установлено, что указанный жилой ........................ по ул. МОПРа ........................ Чувашской Республики не включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2013- 2017 годы.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец Трофимова М.Н. просила суд возложить на администрацию ........................ Чувашской Республики предоставить ей благоустроенное равнозначное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке на основании ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности, исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения аварийным (непригодным для постоянного проживания), не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий, в частности признания органом местного самоуправления граждан малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий. Данный вывод подтвержден правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.09.2016 N 2092-О.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией.
По результатам работы межведомственная комиссия принимает одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения, в том числе может быть принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических лиц, проживающих в муниципальных жилых помещениях, является компетенцией органа местного самоуправления.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 апреля 2013 года №168 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2013 - 2017 годы, согласно которой ........................ по ул. МОПРа ........................ Чувашской Республики не включен в данную программу.
Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания предусмотрен статьей 87 Жилищного кодекса РФ. Согласно указанной норме права, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с частями 1,2 статьи 89 ЖК предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Таким образом, порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания, предусмотренный статьей 87 Жилищного кодекса РФ, применяется в случае, если это жилое помещение, находится в пользовании граждан по договору социального найма.
В отношении граждан - собственников жилого помещения - предусмотрен иной порядок обеспечения жилищных прав в связи признанием жилого помещения непригодным для проживания, установленный статьей 32 Жилищного кодекса РФ, применяемой в настоящем случае по аналогии закона (статья 7 ЖК РФ). В соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
При этом согласно статье 32 Жилищного кодекса РФ, основанием для выплаты собственнику выкупной цены за изымаемое жилое помещение, является совокупность приведенных в данной статье юридических фактов, к которым относится собственно изъятие органом местного самоуправления жилого помещения в связи со сносом или реконструкцией жилого дома, признанного аварийным.
Между тем, в рассматриваемой ситуации принадлежащее истцу на праве собственности жилое помещение органом местного самоуправления не изымалось.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно части 10 данной статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3,5-9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Как установлено судом ........................ по ул. МОПРа ........................ Чувашской Республики не включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2013 - 2017 годы.
Распоряжением главы администрации ........................ № ___________-р от "___" ___________ г. первоначально осуществление мероприятия по отселению граждан, проживающих в ........................ по ул. МОПРа ........................ Чувашской Республики, и организация сноса указанного дома были предусмотрены в срок до "___" ___________ г..
Судом установлено, что Постановлением главы администрации ........................ № ___________ от "___" ___________ г. утвержден Паспорт муниципальной программы г. Шумерля «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» на 2014-2020 годы, утверждено приложение № ___________ к данной подпрограмме, в соответствии с которым ........................ по ул. МОПРа ........................ входит в список домов, из которых граждане подлежат переселению в течение 2014-2020 годов. Срок реализации данной программы не истек.
Кроме того, материалами дела не подтверждены также предусмотренные частью 2 статьи 49, частью 1 статьи 52, п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ основания обеспечения истца благоустроенным жилым помещением во внеочередном порядке.
В установленном порядке Трофимова М.Н. малоимущей не признавалась, с таким заявлением в администрацию г. Шумерля не обращалась.
Принимая во внимание, что истец Трофимова М.Н. не признана в установленном законом порядке малоимущей, суд приходит к выводу о том, что у нее не возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по отношению к органу местного самоуправления.
При вышеизложенных обстоятельствах отсутствуют законные основания для возложения на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению истцу во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма. Один лишь факт признания многоквартирного жилого дома, аварийным, не является достаточным основанием для возложения на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению собственнику ветхого жилья, не состоящей в качестве малоимущей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, во внеочередном порядке другого благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у органа местного самоуправления отсутствует обязанность по предоставлению истцу, являющемуся собственником аварийной квартиры, не признанной малоимущей, благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, в связи, с чем считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных Трофимовой М.Н. требований в указанной части.
В части требований о взыскании с ответчика убытков, связанных с вынужденным наймом жилого помещения, суд приходит к следующему.
В силу ст. ст. 15, 393 ГК РФ для возложения ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие состава правонарушения, включающего факт причинения убытков и доказанность его размера, противоправность действий, вину причинителя вреда, причинно-следственную связь между действиями ответчика и возникшими у истца неблагоприятными последствиями.
Пунктом 1 ст. 1064 ГК РФ определено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как указано ранее, в ходе судебного разбирательства суд пришел к выводу о том, что у ответчика отсутствует обязанность по предоставлению истице, являющейся собственником аварийной квартиры, не признанной малоимущей, благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, соответственно, не доказано причинение истцу убытков бездействием органа местного самоуправления по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке.
Более того, не доказан в ходе судебного разбирательства и факт несения истицей расходов, связанных с вынужденным наймом жилого помещения, поскольку в качестве доказательства заключения договора коммерческого найма в материалы дела представлен договор от "___" ___________ г., заключенный между КУ ЧР «Республиканская служба единого заказчика» Минстроя Чувашии и ФИО3. Трофимова М.Н. стороной данного договора не является. Иных доказательств суду не представлено.
Исходя из изложенного, требование Трофимовой М.Н. о взыскании с ответчика убытков в сумме 28 821, 60 руб. также удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Трофимовой Марии Николаевне в иске к Администрации г. Шумерля Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить ей вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное, пригодное для проживания жилое помещение, находящееся в черте г. Шумерля, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, взамен занимаемой квартиры № ___________, расположенной в доме № ___________ по ул. ........................, о взыскании убытков в сумме 28 821, 60 руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - Верховный Суд Чувашской Республики через Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его оглашения.
Председательствующий: Н.В. Сливницына