Решение по делу № 2-574/2022 от 16.09.2022

Дело № 2-574/2022

33RS0009-01-2022-000844-47

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Камешково                                                                            6 декабря 2022 года

Камешковский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Варламова Н.А., при помощнике судьи Котовой Е.М., с участием истца Взорова С.Ю., представителя ответчика Фокиной Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Взорова С.Ю. к ГКУ ВО «Центр занятости населения города Камешково» о признании незаконным отказа в перерасчете пособия по безработице, возложении обязанности производства перерасчета пособия по безработице,

УСТАНОВИЛ

Взоров С.Ю. обратился в суд с иском к ГКУ ВО «Центр занятости населения города Камешково», просил признать незаконным отказ ответчика от 29.07.2022 в перерасчете размера пособия по безработице; возложить обязанность на ответчика произвести перерасчет начисленного с 10.01.2022 пособия по безработице с учетом размера его заработной платы за 2021 год - 340000 руб. и установить размер пособия по безработице, исходя из среднего заработка за 2021 год в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 19.11.2021).

В обоснование иска указано, что с 07.02.2019 истец являлся индивидуальны предпринимателем, оказывал услуги по перевозкам грузов автомобильным транспортом. В период своей индивидуальной трудовой деятельности в соответствии с Законом Владимирской области от 29.05.2015 № 63-ОЗ «О патентной системе налогообложения во Владимирской области» им были оформлены патенты на право применения патентной системы налогообложения: от 28.12.2020 на период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в отношении осуществляемого вида предпринимательской деятельности - оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности транспортные средства, предназначенные для оказания таких услуг (грузовой автомобиль .... с государственным регистрационным знаком ); от 02.03.2021 на период с 08.03.2021 по 31.12.2021 в отношении аналогичного вида деятельности (грузовой автомобиль .... с государственным регистрационным знаком ). При этом по патенту налоговая база к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода составляла 170000 руб. с уплатой суммы налога в размере 10200 руб., по патенту - 170000 руб. и 8356 руб., соответственно. Все налоговые отчисления были оплачены истцом в полном объеме. Свою индивидуальную предпринимательскую деятельность истец прекратил 29.12.2021. С 10.01.2022 зарегистрирован в ГКУ ВО «Центр занятости населения города Камешково» в целях поиска подходящей работы, с указанной даты признан безработным, с назначением пособия по безработице в размере 1500 руб., которое выплачивалось 3 месяца. С данным размером пособия по безработице истец не согласен. В обоснование совей позиции ссылается на требования п.1 ст.33, ст.34.2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». По мнению истца, для исчисления пособия по безработице необходимо принимать во внимание его годовой доход за 2021 год (который является, согласно доводам истца, его заработной платой), составляющий в совокупности 340000 руб. по 2 патентам. Он обратился к ответчику с просьбой произвести перерасчет начисленного с 10.01.2022 пособия по безработице в связи с размером его заработной платы (годового дохода) за 2021 год - 340000 руб. и установить ему размер пособия по безработице исходя из указанного заработка в соответствии с Законом от 19.04.1991 № 1032-1. Кроме этого, он имеет статус гражданина предпенсионного возраста. Однако оспариваемым ответом от 29.07.2022 ГКУ ВО «Центр занятости населения города Камешково» отказало истцу в удовлетворении его заявления, указав, что на него не распространяется действие п.1 ст.33 и ст.34.2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», так как он являлся индивидуальным предпринимателем. Истец не согласен с данным решением ответчика, так как считает, что его доход от предпринимательской деятельности является заработной платой, которая исчисляется исходя из размера задекларированного патентного дохода на 2021 год. На основании изложенного истец просил удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании истец Взоров С.Ю. поддержал заявленные требования, просил его иск удовлетворить.

Представитель ответчика ГКУ ВО «Центр занятости населения города Камешково» Фокина Е.Г. возражала против удовлетворения иска, исходила из того, что заявленные требования не основаны на Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Представитель третьего лица Межрайонной ИФНС России №14 по Владимирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в своей совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В ст.2 Гражданского кодека РФ определено, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу ст.15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель (ст.20 ТК РФ).

Согласно ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Право на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице, предоставлено Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» только гражданам, которые признаны безработными и не относятся к категории занятых (статья 2, пункт 1 статьи 3, абзац 2 пункта 2 статьи 12).

В соответствии с п.1 ст.31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (п.2 ст.31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными (п.3 ст.31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Период выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), за исключением граждан, указанных в пункте 1 статьи 34.1 настоящего Закона, граждан, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, или не менее 26 недель до увольнения в связи с призывом на военную службу, граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, граждан, уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявших в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, граждан, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, период выплаты пособия по безработице не может превышать трех месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев (п.3 ст.31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц (п.6 ст.31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Согласно пункту 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

Пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.1.1 ст.30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), за исключением граждан, указанных в пункте 1 статьи 34.1 настоящего Закона, гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, или не менее 26 недель до увольнения в связи с призывом на военную службу, гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом (пункт 2 статьи 30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1).

Согласно п.1 ст. 34 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), за исключением граждан, указанных в пункте 1 статьи 34.1 настоящего Закона, гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, а также гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, или не менее 26 недель до увольнения в связи с призывом на военную службу, предшествовавших началу безработицы, начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

На основании п.1 ст.34.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.

Гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов такого заработка, в дальнейшем - в размере 45 процентов такого заработка. При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, увеличенных на размер районного коэффициента (п.3 ст.34.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Согласно п.1 ст.33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением граждан, указанных в статье 34.2 настоящего Закона, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1).

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2021 N 1940 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2022 год" для граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 1500 руб., максимальная величина пособия по безработице в размере 12792 руб. - в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице, 5000 рублей - в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице; для признанных в установленном порядке безработными граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 1500 руб., максимальная величина пособия по безработице в размере 12792 руб.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец         Взоров С.Ю. является лицом предпенсионного возраста (61 год), страховую пенсию по старости не получает.

В период с 07.02.2019 по 29.12.2021 истец был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается представленной суду выпиской из ЕГРИП. Доказательств того, что в обозначенный период времени истец состоял в трудовых отношениях с каким-либо работодателем в порядке, определенном трудовым законодательством, в материалы дела не представлено.

Сторонами не оспаривается, что 10.01.2022 истец обратился в ГКУ ВО «ЦЗН города Камешково» для получения услуги по содействию в поиске подходящей работы. На основании п.2 ст.30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» ему назначено минимальное пособие по безработице в размере 1500 руб. на период с 10.01.2022 по 09.04.2022.

08.07.2022 истец обратился к ответчику с заявлением, в котором просил произвести перерасчет начисленного с 10.01.2022 ему пособия по безработице в соответствии с размером его годового дохода от предпринимательской деятельности за 2021 год - 340000 руб. и установить ему размер пособия по безработице исходя из его среднего заработка за 2021 год в порядке ст.33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

В спорном ответе от 29.07.2022 , подготовленном ГКУ ВО «ЦЗН г. Камешково», адресованном Взорову С.Ю., сообщено, что пособие по безработице в минимальном размере сроком на 3 месяца назначено ему законно, оснований для перерасчета указанного пособия не имеется.

Разрешая спор по существу, суд исходит из того, что в установленный законом период времени до обращения к ответчику за получением спорного пособия истец в трудовых отношениях с работодателями не состоял, последним видом деятельности истца стала его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, которую он прекратил, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» ответчик обоснованно назначил Взорову С.Ю. пособие по безработице в размере минимальной величины - 1500 руб. сроком на 3 месяца. При этом суд отмечает, что положения статьи 34.2 указанного Закона о дополнительных гарантиях социальной поддержки граждан предпенсионного возраста к истцу не применимы. Обратные утверждения Взорова С.Ю. основаны на неправильном толковании норм материального права.

Суд принимает во внимание, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 02.11.2011 года N 1625-0-0 "Об отказе в принятии жалобы гражданина Глухова Ивана Алексеевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 33 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", пособие по безработице в настоящее время не является видом страхового обеспечения, предоставляемого в рамках системы обязательного социального страхования, а фактически представляет собой государственное пособие, назначаемое в связи с отсутствием заработка (трудового дохода). Правовая природа этого пособия как разновидности социального обеспечения, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, предопределяет достаточно широкую дискрецию федерального законодателя по определению его размеров, критериев их дифференциации, учитывая при этом целевое назначение данной выплаты, ситуацию на рынке труда, имеющиеся у государства материально-финансовые средства и иные социально значимые обстоятельства. В дополнение к пособию по безработице, не достигающему величины прожиточного минимума, в субъектах Российской Федерации в целях обеспечения трудоспособным гражданам, временно лишившимся работы и заработка, по крайней мере минимально необходимого для удовлетворения жизненно важных потребностей уровня материального достатка может предоставляться государственная социальная помощь в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации. Кроме того, действующее законодательство - с учетом положений статьи 39 (часть 3) Конституции Российской Федерации о поощрении добровольного социального страхования и создания дополнительных форм социального обеспечения - наряду с предоставлением пособия по безработице предусматривает ряд механизмов, направленных на оказание безработным дополнительной поддержки. Указанные механизмы закреплены как Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", так и другими законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов. В частности, безработные граждане, ранее имевшие работу и заработок, могут принимать участие в оплачиваемых общественных работах, сохраняя при этом право на получение пособия по безработице; граждане могут заключать со страховыми организациями договоры добровольного страхования на случай потери работы; дополнительные гарантии могут предоставлять им и работодатели в соответствии с коллективным договором, соглашением или трудовым договором (абзац второй пункта 3 статьи 24, статьи 25 и 37 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

При изложенных обстоятельствах положения ст.34.2 и п.1 ст.33 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», на которые ссылается истец, к правоотношениям сторон не применимы, поскольку истец был наделен статусом индивидуального предпринимателя, не являясь стороной трудовых отношений в качестве работника, то есть уволенным по любым основаниям. Отождествление истцом его годового дохода от предпринимательской деятельности с заработной платой основано на ошибочном толковании закона.

При таких обстоятельствах суд полагает, что ответчиком при подготовке оспариваемого ответа истцу были учтены все юридически значимые обстоятельства и дана надлежащая оценка доводам истца, в связи с чем отказ в осуществлении перерасчета пособия по безработице является законным.

Доводы истца основаны на неверном толковании норм материального права, поэтому не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований. Несогласие истца с отказом в перерасчете пособия по безработице не свидетельствует о неправомерности поведения ответчика, а содержит собственную оценку истцом обстоятельств, значимых для дела.

На основании изложенного суд оставляет без удовлетворения требования Взорова С.Ю. к ГКУ ВО «Центр занятости населения города Камешково» о признании незаконным отказа в перерасчете пособия по безработице, содержащегося в ответе от 29.07.2022 № 01-15/965, возложении обязанности производства перерасчета пособия по безработице, начисленного с 10.01.2022, исходя из среднего заработка за 2021 год.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Взорова С.Ю. (паспорт гражданина РФ серии ) к ГКУ ВО «Центр занятости населения города Камешково» (ИНН 3315008520) о признании незаконным отказа в перерасчете пособия по безработице, содержащегося в ответе от 29.07.2022 , возложении обязанности производства перерасчета пособия по безработице, начисленного с 10.01.2022, исходя из среднего заработка за 2021 год, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий             Н.А. Варламов

Решение изготовлено 13.12.2022

Дело № 2-574/2022

33RS0009-01-2022-000844-47

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Камешково                                                                            6 декабря 2022 года

Камешковский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Варламова Н.А., при помощнике судьи Котовой Е.М., с участием истца Взорова С.Ю., представителя ответчика Фокиной Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Взорова С.Ю. к ГКУ ВО «Центр занятости населения города Камешково» о признании незаконным отказа в перерасчете пособия по безработице, возложении обязанности производства перерасчета пособия по безработице,

УСТАНОВИЛ

Взоров С.Ю. обратился в суд с иском к ГКУ ВО «Центр занятости населения города Камешково», просил признать незаконным отказ ответчика от 29.07.2022 в перерасчете размера пособия по безработице; возложить обязанность на ответчика произвести перерасчет начисленного с 10.01.2022 пособия по безработице с учетом размера его заработной платы за 2021 год - 340000 руб. и установить размер пособия по безработице, исходя из среднего заработка за 2021 год в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 19.11.2021).

В обоснование иска указано, что с 07.02.2019 истец являлся индивидуальны предпринимателем, оказывал услуги по перевозкам грузов автомобильным транспортом. В период своей индивидуальной трудовой деятельности в соответствии с Законом Владимирской области от 29.05.2015 № 63-ОЗ «О патентной системе налогообложения во Владимирской области» им были оформлены патенты на право применения патентной системы налогообложения: от 28.12.2020 на период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в отношении осуществляемого вида предпринимательской деятельности - оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности транспортные средства, предназначенные для оказания таких услуг (грузовой автомобиль .... с государственным регистрационным знаком ); от 02.03.2021 на период с 08.03.2021 по 31.12.2021 в отношении аналогичного вида деятельности (грузовой автомобиль .... с государственным регистрационным знаком ). При этом по патенту налоговая база к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода составляла 170000 руб. с уплатой суммы налога в размере 10200 руб., по патенту - 170000 руб. и 8356 руб., соответственно. Все налоговые отчисления были оплачены истцом в полном объеме. Свою индивидуальную предпринимательскую деятельность истец прекратил 29.12.2021. С 10.01.2022 зарегистрирован в ГКУ ВО «Центр занятости населения города Камешково» в целях поиска подходящей работы, с указанной даты признан безработным, с назначением пособия по безработице в размере 1500 руб., которое выплачивалось 3 месяца. С данным размером пособия по безработице истец не согласен. В обоснование совей позиции ссылается на требования п.1 ст.33, ст.34.2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». По мнению истца, для исчисления пособия по безработице необходимо принимать во внимание его годовой доход за 2021 год (который является, согласно доводам истца, его заработной платой), составляющий в совокупности 340000 руб. по 2 патентам. Он обратился к ответчику с просьбой произвести перерасчет начисленного с 10.01.2022 пособия по безработице в связи с размером его заработной платы (годового дохода) за 2021 год - 340000 руб. и установить ему размер пособия по безработице исходя из указанного заработка в соответствии с Законом от 19.04.1991 № 1032-1. Кроме этого, он имеет статус гражданина предпенсионного возраста. Однако оспариваемым ответом от 29.07.2022 ГКУ ВО «Центр занятости населения города Камешково» отказало истцу в удовлетворении его заявления, указав, что на него не распространяется действие п.1 ст.33 и ст.34.2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», так как он являлся индивидуальным предпринимателем. Истец не согласен с данным решением ответчика, так как считает, что его доход от предпринимательской деятельности является заработной платой, которая исчисляется исходя из размера задекларированного патентного дохода на 2021 год. На основании изложенного истец просил удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании истец Взоров С.Ю. поддержал заявленные требования, просил его иск удовлетворить.

Представитель ответчика ГКУ ВО «Центр занятости населения города Камешково» Фокина Е.Г. возражала против удовлетворения иска, исходила из того, что заявленные требования не основаны на Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Представитель третьего лица Межрайонной ИФНС России №14 по Владимирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в своей совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В ст.2 Гражданского кодека РФ определено, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу ст.15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель (ст.20 ТК РФ).

Согласно ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Право на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице, предоставлено Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» только гражданам, которые признаны безработными и не относятся к категории занятых (статья 2, пункт 1 статьи 3, абзац 2 пункта 2 статьи 12).

В соответствии с п.1 ст.31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (п.2 ст.31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными (п.3 ст.31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Период выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), за исключением граждан, указанных в пункте 1 статьи 34.1 настоящего Закона, граждан, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, или не менее 26 недель до увольнения в связи с призывом на военную службу, граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, граждан, уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявших в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, граждан, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, период выплаты пособия по безработице не может превышать трех месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев (п.3 ст.31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц (п.6 ст.31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Согласно пункту 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

Пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.1.1 ст.30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), за исключением граждан, указанных в пункте 1 статьи 34.1 настоящего Закона, гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, или не менее 26 недель до увольнения в связи с призывом на военную службу, гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом (пункт 2 статьи 30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1).

Согласно п.1 ст. 34 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), за исключением граждан, указанных в пункте 1 статьи 34.1 настоящего Закона, гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, а также гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, или не менее 26 недель до увольнения в связи с призывом на военную службу, предшествовавших началу безработицы, начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

На основании п.1 ст.34.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.

Гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов такого заработка, в дальнейшем - в размере 45 процентов такого заработка. При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, увеличенных на размер районного коэффициента (п.3 ст.34.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Согласно п.1 ст.33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением граждан, указанных в статье 34.2 настоящего Закона, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1).

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2021 N 1940 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2022 год" для граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 1500 руб., максимальная величина пособия по безработице в размере 12792 руб. - в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице, 5000 рублей - в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице; для признанных в установленном порядке безработными граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 1500 руб., максимальная величина пособия по безработице в размере 12792 руб.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец         Взоров С.Ю. является лицом предпенсионного возраста (61 год), страховую пенсию по старости не получает.

В период с 07.02.2019 по 29.12.2021 истец был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается представленной суду выпиской из ЕГРИП. Доказательств того, что в обозначенный период времени истец состоял в трудовых отношениях с каким-либо работодателем в порядке, определенном трудовым законодательством, в материалы дела не представлено.

Сторонами не оспаривается, что 10.01.2022 истец обратился в ГКУ ВО «ЦЗН города Камешково» для получения услуги по содействию в поиске подходящей работы. На основании п.2 ст.30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» ему назначено минимальное пособие по безработице в размере 1500 руб. на период с 10.01.2022 по 09.04.2022.

08.07.2022 истец обратился к ответчику с заявлением, в котором просил произвести перерасчет начисленного с 10.01.2022 ему пособия по безработице в соответствии с размером его годового дохода от предпринимательской деятельности за 2021 год - 340000 руб. и установить ему размер пособия по безработице исходя из его среднего заработка за 2021 год в порядке ст.33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

В спорном ответе от 29.07.2022 , подготовленном ГКУ ВО «ЦЗН г. Камешково», адресованном Взорову С.Ю., сообщено, что пособие по безработице в минимальном размере сроком на 3 месяца назначено ему законно, оснований для перерасчета указанного пособия не имеется.

Разрешая спор по существу, суд исходит из того, что в установленный законом период времени до обращения к ответчику за получением спорного пособия истец в трудовых отношениях с работодателями не состоял, последним видом деятельности истца стала его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, которую он прекратил, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» ответчик обоснованно назначил Взорову С.Ю. пособие по безработице в размере минимальной величины - 1500 руб. сроком на 3 месяца. При этом суд отмечает, что положения статьи 34.2 указанного Закона о дополнительных гарантиях социальной поддержки граждан предпенсионного возраста к истцу не применимы. Обратные утверждения Взорова С.Ю. основаны на неправильном толковании норм материального права.

Суд принимает во внимание, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 02.11.2011 года N 1625-0-0 "Об отказе в принятии жалобы гражданина Глухова Ивана Алексеевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 33 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", пособие по безработице в настоящее время не является видом страхового обеспечения, предоставляемого в рамках системы обязательного социального страхования, а фактически представляет собой государственное пособие, назначаемое в связи с отсутствием заработка (трудового дохода). Правовая природа этого пособия как разновидности социального обеспечения, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, предопределяет достаточно широкую дискрецию федерального законодателя по определению его размеров, критериев их дифференциации, учитывая при этом целевое назначение данной выплаты, ситуацию на рынке труда, имеющиеся у государства материально-финансовые средства и иные социально значимые обстоятельства. В дополнение к пособию по безработице, не достигающему величины прожиточного минимума, в субъектах Российской Федерации в целях обеспечения трудоспособным гражданам, временно лишившимся работы и заработка, по крайней мере минимально необходимого для удовлетворения жизненно важных потребностей уровня материального достатка может предоставляться государственная социальная помощь в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации. Кроме того, действующее законодательство - с учетом положений статьи 39 (часть 3) Конституции Российской Федерации о поощрении добровольного социального страхования и создания дополнительных форм социального обеспечения - наряду с предоставлением пособия по безработице предусматривает ряд механизмов, направленных на оказание безработным дополнительной поддержки. Указанные механизмы закреплены как Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", так и другими законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов. В частности, безработные граждане, ранее имевшие работу и заработок, могут принимать участие в оплачиваемых общественных работах, сохраняя при этом право на получение пособия по безработице; граждане могут заключать со страховыми организациями договоры добровольного страхования на случай потери работы; дополнительные гарантии могут предоставлять им и работодатели в соответствии с коллективным договором, соглашением или трудовым договором (абзац второй пункта 3 статьи 24, статьи 25 и 37 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

При изложенных обстоятельствах положения ст.34.2 и п.1 ст.33 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», на которые ссылается истец, к правоотношениям сторон не применимы, поскольку истец был наделен статусом индивидуального предпринимателя, не являясь стороной трудовых отношений в качестве работника, то есть уволенным по любым основаниям. Отождествление истцом его годового дохода от предпринимательской деятельности с заработной платой основано на ошибочном толковании закона.

При таких обстоятельствах суд полагает, что ответчиком при подготовке оспариваемого ответа истцу были учтены все юридически значимые обстоятельства и дана надлежащая оценка доводам истца, в связи с чем отказ в осуществлении перерасчета пособия по безработице является законным.

Доводы истца основаны на неверном толковании норм материального права, поэтому не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований. Несогласие истца с отказом в перерасчете пособия по безработице не свидетельствует о неправомерности поведения ответчика, а содержит собственную оценку истцом обстоятельств, значимых для дела.

На основании изложенного суд оставляет без удовлетворения требования Взорова С.Ю. к ГКУ ВО «Центр занятости населения города Камешково» о признании незаконным отказа в перерасчете пособия по безработице, содержащегося в ответе от 29.07.2022 № 01-15/965, возложении обязанности производства перерасчета пособия по безработице, начисленного с 10.01.2022, исходя из среднего заработка за 2021 год.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Взорова С.Ю. (паспорт гражданина РФ серии ) к ГКУ ВО «Центр занятости населения города Камешково» (ИНН 3315008520) о признании незаконным отказа в перерасчете пособия по безработице, содержащегося в ответе от 29.07.2022 , возложении обязанности производства перерасчета пособия по безработице, начисленного с 10.01.2022, исходя из среднего заработка за 2021 год, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий             Н.А. Варламов

Решение изготовлено 13.12.2022

Дело № 2-574/2022

33RS0009-01-2022-000844-47

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Камешково                                                                            6 декабря 2022 года

Камешковский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Варламова Н.А., при помощнике судьи Котовой Е.М., с участием истца Взорова С.Ю., представителя ответчика Фокиной Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Взорова С.Ю. к ГКУ ВО «Центр занятости населения города Камешково» о признании незаконным отказа в перерасчете пособия по безработице, возложении обязанности производства перерасчета пособия по безработице,

УСТАНОВИЛ

Взоров С.Ю. обратился в суд с иском к ГКУ ВО «Центр занятости населения города Камешково», просил признать незаконным отказ ответчика от 29.07.2022 в перерасчете размера пособия по безработице; возложить обязанность на ответчика произвести перерасчет начисленного с 10.01.2022 пособия по безработице с учетом размера его заработной платы за 2021 год - 340000 руб. и установить размер пособия по безработице, исходя из среднего заработка за 2021 год в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 19.11.2021).

В обоснование иска указано, что с 07.02.2019 истец являлся индивидуальны предпринимателем, оказывал услуги по перевозкам грузов автомобильным транспортом. В период своей индивидуальной трудовой деятельности в соответствии с Законом Владимирской области от 29.05.2015 № 63-ОЗ «О патентной системе налогообложения во Владимирской области» им были оформлены патенты на право применения патентной системы налогообложения: от 28.12.2020 на период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в отношении осуществляемого вида предпринимательской деятельности - оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности транспортные средства, предназначенные для оказания таких услуг (грузовой автомобиль .... с государственным регистрационным знаком ); от 02.03.2021 на период с 08.03.2021 по 31.12.2021 в отношении аналогичного вида деятельности (грузовой автомобиль .... с государственным регистрационным знаком ). При этом по патенту налоговая база к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода составляла 170000 руб. с уплатой суммы налога в размере 10200 руб., по патенту - 170000 руб. и 8356 руб., соответственно. Все налоговые отчисления были оплачены истцом в полном объеме. Свою индивидуальную предпринимательскую деятельность истец прекратил 29.12.2021. С 10.01.2022 зарегистрирован в ГКУ ВО «Центр занятости населения города Камешково» в целях поиска подходящей работы, с указанной даты признан безработным, с назначением пособия по безработице в размере 1500 руб., которое выплачивалось 3 месяца. С данным размером пособия по безработице истец не согласен. В обоснование совей позиции ссылается на требования п.1 ст.33, ст.34.2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». По мнению истца, для исчисления пособия по безработице необходимо принимать во внимание его годовой доход за 2021 год (который является, согласно доводам истца, его заработной платой), составляющий в совокупности 340000 руб. по 2 патентам. Он обратился к ответчику с просьбой произвести перерасчет начисленного с 10.01.2022 пособия по безработице в связи с размером его заработной платы (годового дохода) за 2021 год - 340000 руб. и установить ему размер пособия по безработице исходя из указанного заработка в соответствии с Законом от 19.04.1991 № 1032-1. Кроме этого, он имеет статус гражданина предпенсионного возраста. Однако оспариваемым ответом от 29.07.2022 ГКУ ВО «Центр занятости населения города Камешково» отказало истцу в удовлетворении его заявления, указав, что на него не распространяется действие п.1 ст.33 и ст.34.2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», так как он являлся индивидуальным предпринимателем. Истец не согласен с данным решением ответчика, так как считает, что его доход от предпринимательской деятельности является заработной платой, которая исчисляется исходя из размера задекларированного патентного дохода на 2021 год. На основании изложенного истец просил удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании истец Взоров С.Ю. поддержал заявленные требования, просил его иск удовлетворить.

Представитель ответчика ГКУ ВО «Центр занятости населения города Камешково» Фокина Е.Г. возражала против удовлетворения иска, исходила из того, что заявленные требования не основаны на Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Представитель третьего лица Межрайонной ИФНС России №14 по Владимирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в своей совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В ст.2 Гражданского кодека РФ определено, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу ст.15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель (ст.20 ТК РФ).

Согласно ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Право на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице, предоставлено Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» только гражданам, которые признаны безработными и не относятся к категории занятых (статья 2, пункт 1 статьи 3, абзац 2 пункта 2 статьи 12).

В соответствии с п.1 ст.31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (п.2 ст.31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными (п.3 ст.31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Период выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), за исключением граждан, указанных в пункте 1 статьи 34.1 настоящего Закона, граждан, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, или не менее 26 недель до увольнения в связи с призывом на военную службу, граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, граждан, уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявших в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, граждан, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, период выплаты пособия по безработице не может превышать трех месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев (п.3 ст.31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц (п.6 ст.31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Согласно пункту 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

Пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.1.1 ст.30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), за исключением граждан, указанных в пункте 1 статьи 34.1 настоящего Закона, гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, или не менее 26 недель до увольнения в связи с призывом на военную службу, гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом (пункт 2 статьи 30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1).

Согласно п.1 ст. 34 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), за исключением граждан, указанных в пункте 1 статьи 34.1 настоящего Закона, гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, а также гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, или не менее 26 недель до увольнения в связи с призывом на военную службу, предшествовавших началу безработицы, начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

На основании п.1 ст.34.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.

Гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов такого заработка, в дальнейшем - в размере 45 процентов такого заработка. При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, увеличенных на размер районного коэффициента (п.3 ст.34.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Согласно п.1 ст.33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением граждан, указанных в статье 34.2 настоящего Закона, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1).

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2021 N 1940 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2022 год" для граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 1500 руб., максимальная величина пособия по безработице в размере 12792 руб. - в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице, 5000 рублей - в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице; для признанных в установленном порядке безработными граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 1500 руб., максимальная величина пособия по безработице в размере 12792 руб.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец         Взоров С.Ю. является лицом предпенсионного возраста (61 год), страховую пенсию по старости не получает.

В период с 07.02.2019 по 29.12.2021 истец был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается представленной суду выпиской из ЕГРИП. Доказательств того, что в обозначенный период времени истец состоял в трудовых отношениях с каким-либо работодателем в порядке, определенном трудовым законодательством, в материалы дела не представлено.

Сторонами не оспаривается, что 10.01.2022 истец обратился в ГКУ ВО «ЦЗН города Камешково» для получения услуги по содействию в поиске подходящей работы. На основании п.2 ст.30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» ему назначено минимальное пособие по безработице в размере 1500 руб. на период с 10.01.2022 по 09.04.2022.

08.07.2022 истец обратился к ответчику с заявлением, в котором просил произвести перерасчет начисленного с 10.01.2022 ему пособия по безработице в соответствии с размером его годового дохода от предпринимательской деятельности за 2021 год - 340000 руб. и установить ему размер пособия по безработице исходя из его среднего заработка за 2021 год в порядке ст.33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

В спорном ответе от 29.07.2022 , подготовленном ГКУ ВО «ЦЗН г. Камешково», адресованном Взорову С.Ю., сообщено, что пособие по безработице в минимальном размере сроком на 3 месяца назначено ему законно, оснований для перерасчета указанного пособия не имеется.

Разрешая спор по существу, суд исходит из того, что в установленный законом период времени до обращения к ответчику за получением спорного пособия истец в трудовых отношениях с работодателями не состоял, последним видом деятельности истца стала его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, которую он прекратил, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» ответчик обоснованно назначил Взорову С.Ю. пособие по безработице в размере минимальной величины - 1500 руб. сроком на 3 месяца. При этом суд отмечает, что положения статьи 34.2 указанного Закона о дополнительных гарантиях социальной поддержки граждан предпенсионного возраста к истцу не применимы. Обратные утверждения Взорова С.Ю. основаны на неправильном толковании норм материального права.

Суд принимает во внимание, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 02.11.2011 года N 1625-0-0 "Об отказе в принятии жалобы гражданина Глухова Ивана Алексеевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 33 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", пособие по безработице в настоящее время не является видом страхового обеспечения, предоставляемого в рамках системы обязательного социального страхования, а фактически представляет собой государственное пособие, назначаемое в связи с отсутствием заработка (трудового дохода). Правовая природа этого пособия как разновидности социального обеспечения, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, предопределяет достаточно широкую дискрецию федерального законодателя по определению его размеров, критериев их дифференциации, учитывая при этом целевое назначение данной выплаты, ситуацию на рынке труда, имеющиеся у государства материально-финансовые средства и иные социально значимые обстоятельства. В дополнение к пособию по безработице, не достигающему величины прожиточного минимума, в субъектах Российской Федерации в целях обеспечения трудоспособным гражданам, временно лишившимся работы и заработка, по крайней мере минимально необходимого для удовлетворения жизненно важных потребностей уровня материального достатка может предоставляться государственная социальная помощь в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации. Кроме того, действующее законодательство - с учетом положений статьи 39 (часть 3) Конституции Российской Федерации о поощрении добровольного социального страхования и создания дополнительных форм социального обеспечения - наряду с предоставлением пособия по безработице предусматривает ряд механизмов, направленных на оказание безработным дополнительной поддержки. Указанные механизмы закреплены как Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", так и другими законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов. В частности, безработные граждане, ранее имевшие работу и заработок, могут принимать участие в оплачиваемых общественных работах, сохраняя при этом право на получение пособия по безработице; граждане могут заключать со страховыми организациями договоры добровольного страхования на случай потери работы; дополнительные гарантии могут предоставлять им и работодатели в соответствии с коллективным договором, соглашением или трудовым договором (абзац второй пункта 3 статьи 24, статьи 25 и 37 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

При изложенных обстоятельствах положения ст.34.2 и п.1 ст.33 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», на которые ссылается истец, к правоотношениям сторон не применимы, поскольку истец был наделен статусом индивидуального предпринимателя, не являясь стороной трудовых отношений в качестве работника, то есть уволенным по любым основаниям. Отождествление истцом его годового дохода от предпринимательской деятельности с заработной платой основано на ошибочном толковании закона.

При таких обстоятельствах суд полагает, что ответчиком при подготовке оспариваемого ответа истцу были учтены все юридически значимые обстоятельства и дана надлежащая оценка доводам истца, в связи с чем отказ в осуществлении перерасчета пособия по безработице является законным.

Доводы истца основаны на неверном толковании норм материального права, поэтому не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований. Несогласие истца с отказом в перерасчете пособия по безработице не свидетельствует о неправомерности поведения ответчика, а содержит собственную оценку истцом обстоятельств, значимых для дела.

На основании изложенного суд оставляет без удовлетворения требования Взорова С.Ю. к ГКУ ВО «Центр занятости населения города Камешково» о признании незаконным отказа в перерасчете пособия по безработице, содержащегося в ответе от 29.07.2022 № 01-15/965, возложении обязанности производства перерасчета пособия по безработице, начисленного с 10.01.2022, исходя из среднего заработка за 2021 год.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Взорова С.Ю. (паспорт гражданина РФ серии ) к ГКУ ВО «Центр занятости населения города Камешково» (ИНН 3315008520) о признании незаконным отказа в перерасчете пособия по безработице, содержащегося в ответе от 29.07.2022 , возложении обязанности производства перерасчета пособия по безработице, начисленного с 10.01.2022, исходя из среднего заработка за 2021 год, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий             Н.А. Варламов

Решение изготовлено 13.12.2022

2-574/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Взоров Сергей Юрьевич
Ответчики
ГКУ ВО "Центр занятости населения города Камешково"
Другие
Фокина Елена Геннадьевна
Межрайонная ИФНС России № 14 по Владимирской области
Суд
Камешковский районный суд Владимирской области
Судья
Варламов Н.А.
Дело на сайте суда
kameshkovsky.wld.sudrf.ru
16.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.09.2022Передача материалов судье
23.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2022Подготовка дела (собеседование)
13.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.11.2022Судебное заседание
06.12.2022Судебное заседание
13.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее