УИД 05RS0№-76
Номер дела в суде первой инстанции №
Номер дела в суде второй инстанции №
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Махачкала 24 июля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего ФИО7,
судей Гасановой Д.Г. Шабровой А.А.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата>.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО7, объяснения представителя ФИО1 по доверенности ФИО8, просившй решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, представителя Министерства труда и социального развития РД по доверенности ФИО5, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к МКУ «Управление по жилищным вопросам г.Махачкалы», Администрации ГОсВД «г.Махачкала», Министерству труда и социального развития РД об установлении факта постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обязании восстановить в списках очередников, сформировать дело и предоставить свидетельство о предоставлении субсидии на приобретение жилья.
В обоснование искового заявления указано, что он принимал участие в боевых действиях в <адрес> в период с 01.04.1980г. по 29.04.1981г. в составе в/ч 83593 в должности командира отделения.
Решением администрации (РИК) № от 16.02.2003г. он был принят на учет для улучшения жилищных условий как участник афганских событий и значился за №.
По состоянию на 01.01.2011г. он числился в очереди за номером 131.
Ему как участнику боевых действий было выдано ветеранское удостоверение № от 27.01.1984г.
В декабре 2021г. он обратился в администрацию <адрес> г.Махачкалы, где ему пояснили, что в журналах учета он в очереди значится, а в общей очереди его нет.
В январе 2022г. он вновь обратился в администрацию <адрес> с вопросом о предоставлении ему субсидии на приобретение жилья. На что ему сообщили, что необходимо обратиться в Управление по реализации программы ветхого жилья администрации г. Махачкалы, что он и сделал.
<дата> он обратился в Управление по реализации программы ветхого жилья с заявлением предоставить ему письменный ответ, на каком основании он был снят с общей очереди на улучшение жилищных условий как участник Афганских событий.
Управление ответило, что списки граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации г.Махачкалы сформированы в период с 01.01.2005г. по настоящее время. Однако информация о постановке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до 01.01.2005г. отсутствует.
Считает, что действиями <адрес> г. Махачкала, Управления по реализации программы ветхого жилья администрации г. Махачкалы и Министерства труда и социального развития в РД нарушается его право на получение мер социальной поддержки от государства.
Решением Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
За ФИО1 признано право на обеспечение жилья за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение Советского районного суда г.Махачкалы, принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указано, что суд не дал должную оценку всем обстоятельствам дел, не сопоставил их с материалами дела, вынес незаконное решение.
Надлежащим образом, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий», администрация ГОсВД «город Махачкала», администрация <адрес> г.Махачкалы в суд апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.
Надлежащим образом, извещенный о месте и времени судебного разбирательства, ФИО1 в суд апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил.
Принимая указанные обстоятельства во внимание, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело без участия лиц, не явившихся на судебное заседание.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, ФИО1 обратился в суд с иском к МКУ «Управление по жилищным вопросам г.Махачкалы», Администрации ГОсВД «г. Махачкала», Министерству труда и социального развития РД об установлении факта постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обязании восстановить в списках очередников с 2003 года, сформировать дело и предоставить свидетельство о предоставлении субсидии на приобретение жилья.
Судом исковые требования ФИО1 удовлетворены в части признания права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, отказав в удовлетворении исковых требований ФИО1 в остальной части.
Отказывая в удовлетворении искового требования ФИО1 об обязании Администрации ГОсВД «г. Махачкала» восстановить в списках очередников с даты постановки его на учет, то есть с 2003 года, суд исходил из того, что решения органа местного самоуправления о снятии истца с очередности, не имеется.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении искового требования ФИО1 об обязании Администрации ГОсВД «г. Махачкала» восстановить в списках очередников с даты постановки его на учет, то есть с 2003 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Указанным в настоящем пункте собственникам жилых помещений жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди в случае, если в установленном федеральным законодательством порядке не принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположено принадлежащее им на праве собственности жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд в целях последующего изъятия такого жилого помещения; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (п.1 ст. 21 Федерального закона от <дата>г. №5-ФЗ «О ветеранах»).
Согласно п. 1 и 2 ст. 23.2 указанного Федерального закона, Российская Федерация передала для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до <дата>, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Согласно пункту 6 названной статьи форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> № утвержден Порядок предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до <дата> инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов (далее – Порядок).
Согласно пунктам 2 и 3 названного Порядка, администрации муниципальных районов и городских округов в двухнедельный срок со дня принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны представляют в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан их учетные дела, оформленные в установленном порядке и согласованные с государственными казенными учреждениями Республики Дагестан - управлениями социальной защиты населения в муниципальных районах и городских округах (далее - управления социальной защиты населения), а также ежегодно, до 1 февраля, - уточненные списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до <дата> инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и их учетные дела, оформленные в установленном порядке и согласованные с управлениями социальной защиты населения.
Учетное дело гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, должно быть укомплектовано документами, перечисленными в данном пункте, в том числе копией решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от <дата> №5-ФЗ «О ветеранах» ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до <дата>, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после <дата>, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истец ФИО1 является ветераном боевых действий, проходил военную службу на территории Республики Афганистан с 01.04.1980г. по 29.04.1981г.
Как усматривается из архивной выписки из постановления №<адрес> г.Махачкала от <дата> «О приеме в очередь граждан для улучшения жилищных условий», ФИО1 - 5 чел. <адрес> 59б <адрес>, принят в очередь для улучшения жилищных условий – очередь участников афганцев.
В последующем из ответа, выданном главным специалистом отдела учета жилья <адрес> г.Махачкалы, номер истца в указанной очереди по состоянию на 01.04.2008г. значится за №, на <дата> №.
На обращение ФИО1 начальником МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» Администрации ГОсВД «г. Махачкала» ФИО6 16.03.2022г., дан ответ из которого следует, что он значится в списке очередников <адрес> г.Махачкалы в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 2003 года по категории участник афганских событий. Списки граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации города Махачкалы, сформированы в период с <дата> по настоящее время. Однако информация о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до 01.01.2005г. отсутствует.
Министерством труда и социального развития РД 21.04.2022г. представителю истца ФИО8 направлен ответ, из которого усматривается, что в представленных в Министерство Администрацией г. Махачкалы уточненном списке ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет в администрациях муниципальных районов и городских округов до <дата> ФИО1 не значится.
Таким образом, материалами дела установлено, что в списках очередников нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «участник афганских событий» с даты постановки его на учет, то есть с 2003 года в МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» Администрации ГОсВД «г. Махачкала» ФИО1 отсутствует.
В МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» Администрации ГОсВД «г. Махачкала» отсутствует также и сформированное учетное дело на ФИО1
Кроме того, в представленных в Министерство труда и социального развития РД Администрацией г. Махачкалы уточненном списке ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет в администрациях муниципальных районов и городских округов до <дата> ФИО1 не значится.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении искового требования ФИО1 об обязании Администрации ГОсВД «г. Махачкала» восстановить в списках очередников с даты постановки его на учет, то есть с 2003 года, нельзя признать законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием в отмененной части новое решение об удовлетворении искового требования ФИО1 об обязании Администрации ГОсВД «г. Махачкала» восстановить в списках очередников с 2003 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
При этом суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или невозможности восстановления утраченных документов (статья 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и при отсутствии спора о праве, подведомственного суду (часть 3 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении искового требования ФИО1 об установлении факта постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку решение – постановление «о приеме в очередь граждан для улучшения жилищных условий» от 16.07.2003г. №, принятое <адрес> г.Махачкалы (уполномоченным на то органом местного самоуправления), в соответствии с которым истец ФИО1 принят на жилищный учет до 01.01.2005г. по категории «участников афганцев» никем не оспорено и не отменено.
Судебная коллегия соглашается с выводами и суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований ФИО1 об обязании сформировать дело и предоставить свидетельство о предоставлении субсидии на приобретение жилья, поскольку по восстановлению ФИО1 в списках очередников с даты постановки его на учет, то есть с 2003 года администрация ГОсВД «город Махачкала» или уполномоченный ею орган в соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> № обязаны сформировать учетное дело, представить его в Министерство труда и социального развития РД, которое в соответствии с указанным постановлением должно рассмотреть и разрешить вопрос о предоставлении ФИО1 безвозмездную субсидию на приобретение жилья.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 к МКУ «Управление по жилищным вопросам г.Махачкалы», Министерству труда и социального развития РД, Администрации ГОсВД «г.Махачкалы» об обязании восстановить ФИО1 в списках очередников на улучшение жилищных условий по категории «участник афганских событий», с даты постановки его на учет, то есть с <дата>, - отменить.
В отмененной части принять по делу новое решение.
Обязать администрацию ГОсВД «город Махачкала» восстановить ФИО1 в списках очередников на улучшение жилищных условий по категории «участник афганских событий, с даты постановки его на учет, то есть с <дата>.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.