Решение по делу № 2-68/2022 (2-1086/2021;) от 13.09.2021

УИД 42RS0020-01-2021-002238-85

Дело № 2-68/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Осинники                                                                                          17 января 2022 года

Осинниковский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи                                           Зверьковой А.М.

при секретаре                                                                                        Дубровиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Осинники, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 16», Управлению образования администрации Осинниковского городского округа о понуждении совершения необходимых действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Осинники, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 16», Управлению образования администрации Осинниковского городского округа, в котором, просит обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16» принять меры по созданию безопасных условий обучения, а именно: оснастить объект охранной сигнализацией в соответствии с подпунктом «а» пункта 25 Постановления Правительства № 1006; обязать Управление образования администрации Осинниковского городского округа осуществить финансирование по выполнению работ по оборудованию здания МБОУ СОШ №35 в соответствии с требованиями антитеррористического законодательства, установить срок в течение которого решение может быть исполнено.

Исковые требования мотивирует тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере соблюдения законодательства о безопасности детей. В том числе противодействии терроризму.

По результатам проведенной проверки установлено, что в мае 2020 года проведено категорирование образовательной организации МБОУ «СОШ №16», 15.05.2020 утвержден акт категорирования указанного объекта. Учреждению присвоена 3 категория опасности. Комиссия пришла к выводу, что существующая охрана объекта не соответствует требованиям антитеррористической защиты и безопасности объекта. По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение подпункт «а» 25 Постановления Правительства № 1006 объект не оснащен охранной сигнализацией.

Согласно п.1.2 Устава МБОУ «СОШ №16» учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом, целями и видами деятельности, определенными настоящим Уставом, на основании муниципального задания, утвержденного Учредителем.

В соответствии с п.п. 4.8 Устава МБОУ «СОШ № 16» Муниципальное задание для Учреждения в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом, основными видами деятельности формирует и утверждает Управление.

Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания.

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением Учредителем или приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение муниципального задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении муниципального задания.

Управление образования администрации Осинниковского городского округа (далее - Управление) входит в структуру администрации Осинниковского городского округа и является отраслевым (функциональным) органом администрации Осинниковского городского округа. Управление является главным распорядителем бюджетных средств для подведомственных получателей бюджетных средств подведомственных учреждений, в том числе, муниципальных бюджетных (автономные) дошкольные образовательные учреждения. Финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется на основании бюджетной сметы за счет средств Осинниковского городского округа.

Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет полномочия, в том числе, осуществляет бухгалтерское сопровождение подведомственных учреждений на основании заключенных договоров (соглашений), являясь главным распорядителем бюджетных средств, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, субвенцию по нормативам, установленным Департаментом образования и науки Кемеровской области между подведомственными получателями средств бюджета городского округа, утверждает подведомственным учреждениям субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания и плана финансово-хозяйственной деятельности.

Таким образом, Управление образования администрации Осинниковского городского округа в пределах утвержденных бюджетом городского округа денежных средств осуществляет финансирование подведомственных муниципальных учреждений, в том числе муниципальных бюджетных (автономные) дошкольные образовательные учреждения.

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) в п. 2 ч. 6 ст. 28 предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Прокуратурой города в адрес главы администрации Осинниковского городского округа 11.05.2021 было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства об обеспечении безопасности детей. Однако, до настоящего времени муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, в том числе МБОУ СОШ №16 мер не принято.

Причиной не исполнения требований антитеррористического законодательства стало отсутствие финансирования со стороны Учредителя. Денежные средства на приведение в соответствие системы безопасности образовательных организаций в муниципальные программы 2020, 2021 года заложены не были, что и послужило поводом обращения прокурора в суд за защитой интересов неопределенного круга лиц, посещающих образовательную организацию. Лишь в мае 2021 года администрацией Осинниковского городского округа направлено письмо на имя первого заместителя Правительства Кузбасса с ходатайством об увеличении дотации бюджету Осинниковского городского округа.

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Осинники Мальнева О.А. поддержала исковые требования, дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении, уточнила, просит установить срок исполнения решения суда до 01.05.2022 года.

В судебном заседании директор МБОУ «СОШ №16» Тымченко Э.М. не возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что отсутствует финансирование в достаточном для исполнения требований законодательства количестве. Просила предоставить срок исполнения решения суда до 01.09.2022.

В судебном заседании представитель Управления образования Осинниковского городского округа не явился. Извещен надлежащим образом о рассмотрении дела. О причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

В судебном заседании представители ФГКУ «УВО ВНГ России по Кемеровской области Румянцев И.С., Дехерт А.С., действующие на основании доверенности, поддержали исковые требования прокурора г Осинники, полагают их законными и обоснованными.

В судебное заседание представитель администрации Осинниковского городского округа не явился, извещен надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о рассмотрении дела.

Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод неопределенного круга лиц.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации, детство находится под особой защитой государства.

Приведенное взаимосвязано с положением п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка об обеспечении государством - участником конвенции (Российская Федерация - участник Конвенции) того, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Образовательные учреждения - общеобразовательные школы являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе (детей), являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В соответствии с пунктом «д» статьи 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Как следует их пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.

Судом установлено, что по результатам категорирования, проведенного 15.05.2020 года, МБОУ «СОШ №16» присвоена третья категория опасности, о чем составлен Акт обследования объекта (территории).

По результатам проведенного категорирования и обследования 15.05.2020 года, МБОУ «СОШ № 16» сделан вывод о том, что существующая охрана не соответствует требованиям по антитеррористической защите и безопасности объекта образования, предусмотренной пунктами 24-26 требований Постановления. В целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта необходимо выполнить ряд мероприятий, в том числе: оснастить объект охранной сигнализацией в соответствии с подпунктом «а» пункта 25 Постановления Правительства № 1006 (л.д.11-22).

Проверкой, проведенной прокуратурой г.Осинники в отношении МБОУ «СОШ №16» установлено, что мероприятия, указанные в акте категорирования, не выполнены. Прокуратурой города в адрес главы администрации Осинниковского городского округа 11.05.2021 было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства об обеспечении безопасности детей. Однако, до настоящего времени муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, в том числе МБОУ СОШ №16 мер не принято.

В ходе рассмотрения дела директор МБОУ «СОШ №16» Тымченко Э.М. пояснила, что до настоящего времени требования не исполнены ввиду отсутствия финансирования.

МБОУ «СОШ № 16» учреждение, которое осуществляет свою образовательную, правовую и хозяйственно-экономическую деятельность в соответствии с международным законодательством, Федеральными законами Российской Федерации, подзаконными нормативными актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Кемеровской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно п.1.4 Устава МБОУ «СОШ № 16» учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом, целями и видами деятельности, определенными настоящим Уставом, на основании муниципального задания, утвержденного Учредителем.

В соответствии с п. 4.8. Устава МБОУ «СОШ №16» Муниципальное задание для Учреждения в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом, основными видами деятельности формирует и утверждает Управление.

Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания.

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидии из бюджета муниципального образования. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением Учредителем или приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение муниципального задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении муниципального задания.

Согласно п.1.4 Устава МБОУ «СОШ №16» учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом, целями и видами деятельности, определенными настоящим Уставом, на основании муниципального задания, утвержденного Управлением образования администрации Осинниковского городского округа (л.д.33-59)

Согласно Положению «Об управлении образования Осинниковского городского округа», Управление образования администрации Осинниковского городского округа (далее – Управление) входит в структуру администрации Осинниковского городского округа и является отраслевым (функциональным) органом администрации Осинниковского городского округа. Управление является главным распорядителем бюджетных средств для подведомственных получателей бюджетных средств – подведомственных учреждений, в том числе, муниципальных бюджетных (автономные) дошкольные образовательные учреждения. Финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется на основании бюджетной сметы за счет средств Осинниковского городского округа.

Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет полномочия, в том числе, осуществляет бухгалтерское сопровождение подведомственных учреждений на основании заключенных договоров (соглашений), являясь главным распорядителем бюджетных средств, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, субвенцию по нормативам, установленным Департаментом образования и науки Кемеровской области между подведомственными получателями средств бюджета городского округа, утверждает подведомственным учреждениям субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания и плана финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии с частями 1 - 3, 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», муниципальные бюджетные (автономные) образовательные учреждения являются бюджетными учреждениями.

Частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Как следует из пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных образований обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (статья 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (далее - Концепция) предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

В силу пункта 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Таким образом, обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности муниципальных бюджетных образовательных организаций является обязанностью образовательных организаций и органа местного самоуправления.

Поскольку, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. При этом возложение на собственника имущества и учредителя, в лице управления образования администрации Осинниковского городского округа обязанности по финансированию (выделению денежных средств) мероприятий, направленных на обеспечение законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений, согласуется с приведенными выше правовыми нормами.

Доводы директора МБОУ «СОШ №16» об отсутствии финансирования, суд находит несостоятельным, поскольку указанное, не освобождает ответчика от исполнения обязанности, возложенной законом. Обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности муниципальных бюджетных образовательных организаций является обязанностью образовательных организаций и органа местного самоуправления.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Таким образом, с учетом требований пп. «е» п.11 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006, а также с целью соблюдения интересов неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятные и безопасные условия получения образования, суд находит необходимым установить срок для устранения выявленных нарушений до 01.05.2022.

На основании изложенного, исковые требования прокурора г. Осинники, действующего в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.

руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г.Осинники, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» в срок до 01.05.2022 принять меры по созданию безопасных условий обучения, а именно: оснастить объект охранной сигнализацией в соответствии с подпунктом «а» пункта 25 Постановления Правительства № 1006.

Обязать Управление образования администрации Осинниковского городского округа в срок до 01.05.2022 осуществить финансирование по выполнению работ по оборудованию здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16», в соответствии с требованиями антитеррористического законодательства.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 24 января 2022 года.

Судья                                                                      А.М. Зверькова

2-68/2022 (2-1086/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор г. Осинники
Ответчики
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 16"
Управление образования Администрации Осинниковского городского округа
Другие
Администрация Осинниковского городского округа
ФГКУ УВО
Суд
Осинниковский городской суд Кемеровской области
Судья
Зверькова А.М.
Дело на странице суда
osinnikovsky.kmr.sudrf.ru
13.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2021Передача материалов судье
15.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2021Подготовка дела (собеседование)
11.10.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.12.2021Предварительное судебное заседание
17.01.2022Судебное заседание
24.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2022Дело оформлено
12.05.2022Дело передано в архив
17.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее