УИД 42RS0020-01-2021-002238-85
Дело № 2-68/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Осинники 17 января 2022 года
Осинниковский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Зверьковой А.М.
при секретаре Дубровиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Осинники, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 16», Управлению образования администрации Осинниковского городского округа о понуждении совершения необходимых действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Осинники, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 16», Управлению образования администрации Осинниковского городского округа, в котором, просит обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16» принять меры по созданию безопасных условий обучения, а именно: оснастить объект охранной сигнализацией в соответствии с подпунктом «а» пункта 25 Постановления Правительства № 1006; обязать Управление образования администрации Осинниковского городского округа осуществить финансирование по выполнению работ по оборудованию здания МБОУ СОШ №35 в соответствии с требованиями антитеррористического законодательства, установить срок в течение которого решение может быть исполнено.
Исковые требования мотивирует тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере соблюдения законодательства о безопасности детей. В том числе противодействии терроризму.
По результатам проведенной проверки установлено, что в мае 2020 года проведено категорирование образовательной организации МБОУ «СОШ №16», 15.05.2020 утвержден акт категорирования указанного объекта. Учреждению присвоена 3 категория опасности. Комиссия пришла к выводу, что существующая охрана объекта не соответствует требованиям антитеррористической защиты и безопасности объекта. По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение подпункт «а» 25 Постановления Правительства № 1006 объект не оснащен охранной сигнализацией.
Согласно п.1.2 Устава МБОУ «СОШ №16» учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом, целями и видами деятельности, определенными настоящим Уставом, на основании муниципального задания, утвержденного Учредителем.
В соответствии с п.п. 4.8 Устава МБОУ «СОШ № 16» Муниципальное задание для Учреждения в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом, основными видами деятельности формирует и утверждает Управление.
Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением Учредителем или приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение муниципального задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении муниципального задания.
Управление образования администрации Осинниковского городского округа (далее - Управление) входит в структуру администрации Осинниковского городского округа и является отраслевым (функциональным) органом администрации Осинниковского городского округа. Управление является главным распорядителем бюджетных средств для подведомственных получателей бюджетных средств подведомственных учреждений, в том числе, муниципальных бюджетных (автономные) дошкольные образовательные учреждения. Финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется на основании бюджетной сметы за счет средств Осинниковского городского округа.
Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет полномочия, в том числе, осуществляет бухгалтерское сопровождение подведомственных учреждений на основании заключенных договоров (соглашений), являясь главным распорядителем бюджетных средств, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, субвенцию по нормативам, установленным Департаментом образования и науки Кемеровской области между подведомственными получателями средств бюджета городского округа, утверждает подведомственным учреждениям субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания и плана финансово-хозяйственной деятельности.
Таким образом, Управление образования администрации Осинниковского городского округа в пределах утвержденных бюджетом городского округа денежных средств осуществляет финансирование подведомственных муниципальных учреждений, в том числе муниципальных бюджетных (автономные) дошкольные образовательные учреждения.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) в п. 2 ч. 6 ст. 28 предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Прокуратурой города в адрес главы администрации Осинниковского городского округа 11.05.2021 было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства об обеспечении безопасности детей. Однако, до настоящего времени муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, в том числе МБОУ СОШ №16 мер не принято.
Причиной не исполнения требований антитеррористического законодательства стало отсутствие финансирования со стороны Учредителя. Денежные средства на приведение в соответствие системы безопасности образовательных организаций в муниципальные программы 2020, 2021 года заложены не были, что и послужило поводом обращения прокурора в суд за защитой интересов неопределенного круга лиц, посещающих образовательную организацию. Лишь в мае 2021 года администрацией Осинниковского городского округа направлено письмо на имя первого заместителя Правительства Кузбасса с ходатайством об увеличении дотации бюджету Осинниковского городского округа.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Осинники Мальнева О.А. поддержала исковые требования, дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении, уточнила, просит установить срок исполнения решения суда до 01.05.2022 года.
В судебном заседании директор МБОУ «СОШ №16» Тымченко Э.М. не возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что отсутствует финансирование в достаточном для исполнения требований законодательства количестве. Просила предоставить срок исполнения решения суда до 01.09.2022.
В судебном заседании представитель Управления образования Осинниковского городского округа не явился. Извещен надлежащим образом о рассмотрении дела. О причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
В судебном заседании представители ФГКУ «УВО ВНГ России по Кемеровской области Румянцев И.С., Дехерт А.С., действующие на основании доверенности, поддержали исковые требования прокурора г Осинники, полагают их законными и обоснованными.
В судебное заседание представитель администрации Осинниковского городского округа не явился, извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о рассмотрении дела.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод неопределенного круга лиц.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации, детство находится под особой защитой государства.
Приведенное взаимосвязано с положением п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка об обеспечении государством - участником конвенции (Российская Федерация - участник Конвенции) того, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Образовательные учреждения - общеобразовательные школы являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе № (детей), являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с пунктом «д» статьи 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Как следует их пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
Судом установлено, что по результатам категорирования, проведенного 15.05.2020 года, МБОУ «СОШ №16» присвоена третья категория опасности, о чем составлен Акт обследования объекта (территории).
По результатам проведенного категорирования и обследования 15.05.2020 года, МБОУ «СОШ № 16» сделан вывод о том, что существующая охрана не соответствует требованиям по антитеррористической защите и безопасности объекта образования, предусмотренной пунктами 24-26 требований Постановления. В целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта необходимо выполнить ряд мероприятий, в том числе: оснастить объект охранной сигнализацией в соответствии с подпунктом «а» пункта 25 Постановления Правительства № 1006 (л.д.11-22).
Проверкой, проведенной прокуратурой г.Осинники в отношении МБОУ «СОШ №16» установлено, что мероприятия, указанные в акте категорирования, не выполнены. Прокуратурой города в адрес главы администрации Осинниковского городского округа 11.05.2021 было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства об обеспечении безопасности детей. Однако, до настоящего времени муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, в том числе МБОУ СОШ №16 мер не принято.
В ходе рассмотрения дела директор МБОУ «СОШ №16» Тымченко Э.М. пояснила, что до настоящего времени требования не исполнены ввиду отсутствия финансирования.
МБОУ «СОШ № 16» учреждение, которое осуществляет свою образовательную, правовую и хозяйственно-экономическую деятельность в соответствии с международным законодательством, Федеральными законами Российской Федерации, подзаконными нормативными актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Кемеровской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п.1.4 Устава МБОУ «СОШ № 16» учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом, целями и видами деятельности, определенными настоящим Уставом, на основании муниципального задания, утвержденного Учредителем.
В соответствии с п. 4.8. Устава МБОУ «СОШ №16» Муниципальное задание для Учреждения в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом, основными видами деятельности формирует и утверждает Управление.
Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидии из бюджета муниципального образования. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением Учредителем или приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение муниципального задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении муниципального задания.
Согласно п.1.4 Устава МБОУ «СОШ №16» учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом, целями и видами деятельности, определенными настоящим Уставом, на основании муниципального задания, утвержденного Управлением образования администрации Осинниковского городского округа (л.д.33-59)
Согласно Положению «Об управлении образования Осинниковского городского округа», Управление образования администрации Осинниковского городского округа (далее – Управление) входит в структуру администрации Осинниковского городского округа и является отраслевым (функциональным) органом администрации Осинниковского городского округа. Управление является главным распорядителем бюджетных средств для подведомственных получателей бюджетных средств – подведомственных учреждений, в том числе, муниципальных бюджетных (автономные) дошкольные образовательные учреждения. Финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется на основании бюджетной сметы за счет средств Осинниковского городского округа.
Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет полномочия, в том числе, осуществляет бухгалтерское сопровождение подведомственных учреждений на основании заключенных договоров (соглашений), являясь главным распорядителем бюджетных средств, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, субвенцию по нормативам, установленным Департаментом образования и науки Кемеровской области между подведомственными получателями средств бюджета городского округа, утверждает подведомственным учреждениям субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания и плана финансово-хозяйственной деятельности.
В соответствии с частями 1 - 3, 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», муниципальные бюджетные (автономные) образовательные учреждения являются бюджетными учреждениями.
Частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Как следует из пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных образований обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (статья 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (далее - Концепция) предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В силу пункта 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Таким образом, обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности муниципальных бюджетных образовательных организаций является обязанностью образовательных организаций и органа местного самоуправления.
Поскольку, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. При этом возложение на собственника имущества и учредителя, в лице управления образования администрации Осинниковского городского округа обязанности по финансированию (выделению денежных средств) мероприятий, направленных на обеспечение законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений, согласуется с приведенными выше правовыми нормами.
Доводы директора МБОУ «СОШ №16» об отсутствии финансирования, суд находит несостоятельным, поскольку указанное, не освобождает ответчика от исполнения обязанности, возложенной законом. Обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности муниципальных бюджетных образовательных организаций является обязанностью образовательных организаций и органа местного самоуправления.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, с учетом требований пп. «е» п.11 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006, а также с целью соблюдения интересов неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятные и безопасные условия получения образования, суд находит необходимым установить срок для устранения выявленных нарушений до 01.05.2022.
На основании изложенного, исковые требования прокурора г. Осинники, действующего в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г.Осинники, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» в срок до 01.05.2022 принять меры по созданию безопасных условий обучения, а именно: оснастить объект охранной сигнализацией в соответствии с подпунктом «а» пункта 25 Постановления Правительства № 1006.
Обязать Управление образования администрации Осинниковского городского округа в срок до 01.05.2022 осуществить финансирование по выполнению работ по оборудованию здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16», в соответствии с требованиями антитеррористического законодательства.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 24 января 2022 года.
Судья А.М. Зверькова