Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 13 ноября 2018 года
дело № 2-2303/2018
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Губской Н.В.
при секретаре Ушаковой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюменского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному жилищно-эксплуатационному предприятию с. Онохино о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод,
У С Т А Н О В И Л:
Тюменский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУЖЭП с. Онохино о возложении обязанности обеспечить очистку сточных вод. Требования мотивированы тем, что Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения МУЖЭП с. Онохино требований санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства при очистке сточных вод, сбрасываемых в реку Ушаковка. В ходе проверки установлено, что в р. Ушаковка сброс сточных вод осуществляется из коллектора, эксплуатируемого МУЖЭП с. Онохино. Помимо сточных вод, поступающих от очистных сооружений канализационных сточных вод МУЖЭП с. Онохино, в указанный коллектор сбросы сточных вод осуществляются от очистных сооружений, эксплуатируемых ООО «Технологическая компания Шлюмберже». Указывает, что ДД.ММ.ГГГГ были отобраны пробы сточных вод после очистки на очистных сооружениях, эксплуатируемых ООО «Технологическая компания Шлюмберже», и в точке сброса сточных вод в р. Ушаковка из коллектора, эксплуатируемого МУЖЭП с. Онохино, а также отобраны пробы поверхностных вод р. Ушаковка. Отобранные пробы исследовались на паразитологические, химические, микробиологические показатели. По результатам исследования вод нарушений в деятельности ООО «Технологическая компания Шлюмберже» не установлено. Вместе с тем, установлены превышения гигиенических нормативов сточных вод в пробах, отобранных в точке сброса сточных вод в р. Ушаковка из коллектора. Согласно протоколу лабораторных исследований обнаружены общие колиформные бактерии 3 000 000 КОЕ в 100 мл при гигиеническом нормативе не более 500 КОЕ в 100 мл. Истец указывает, что ответчиком систематически осуществляется сброс сточных вод в д. Ушаковка с превышением нормативов допустимых сбросов. Так, в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ проведен отбор проб сточной воды на канализационно - очистных сооружениях в <адрес>. В соответствии с протоколом лабораторных исследований № № от ДД.ММ.ГГГГ в сточной воде на выходе после очистки обнаружены общие колиформные бактерии 60 000 КОЕ в 100 мл. при гигиеническом нормативе не более 500 КОЕ в 100 мл., колифаги 300 000 БОЕ в 100 мл. при нормативе не более 100 БОЕ в 100 мл., термотолерантные колиформные бактерии 60 000 КОЕ в 100 мл., при гигиеническом нормативе не более 100 КОЕ в 10 мл. В соответствии с протоколом лабораторных исследований № № от ДД.ММ.ГГГГ в сточной воде на выходе после очистки обнаружены общие колиформные бактерии 590 000 КОЕ в 100 мл., при гигиеническом нормативе не более 500 КОЕ в 100 мл., колифаги 19 000 БОЕ в 100 мл., при нормативе не более 100 БОЕ в 100 мл., термотолерантные колиформные бактерии 30 000 КОЕ в 100 мл., при гигиеническом нормативе не более 100 КОЕ в 100 мл. По результатам проверки в отношении юридического и должностного лица МУЖЭП с. Онохино возбуждены административные дела о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ и ст.6.3 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых юридическое и должностное лицо МУЖЭП с. Онохино привлечены департаментом недропользования и экологии Тюменской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ. Кроме того, в адрес МУЖЭП с. Онохино Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений от 10.01.2018. По результатам рассмотрения представления в адрес Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры поступила информация от МУЖЭП с. Онохино о замене решеток в приемном резервуаре канализационной насосной станции, добавлении натрия гипохлорида «Эмовэкс», о запуске установки ультрафиолетового обеззараживания, однако, указанные меры не являются эффективными, поскольку сточные воды, сбрасываемые МУЖЭП с. Онохино с очистных сооружений в р. Ушаковка, по-прежнему не отвечают нормативам допустимых сбросов. Полагает, что ответчик, осуществляя эксплуатацию системы глубокой биологической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод в мкр. Молодежный д. Ушакова, не соблюдает установленные нормативы допустимых сбросов сточных вод в водные объекты, что создает угрозу загрязнения водного объекта р. Ушаковка. Тюменский межрайонный природоохранный прокурор просит возложить обязанность на МУЖЭП с. Онохино обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых с канализационно-очистных сооружений в мкр. Молодежный д. Ушаково Тюменского района Тюменской области в р. Ушаковка.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Тюменского муниципального района, администрация Переваловского МО Тюменского района.
Старший помощник прокурора Ескина А.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика – Филютин А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25), в судебном заседании с иском не согласился по мотивам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 61-64).
Представитель третьего лица администрации Тюменского муниципального района – Балахнина С.В., действующая на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72), в судебном заседании полагала, что производство по делу подлежит прекращению, в связи с наличием решения суда, вступившего в законную силу, принятого по тем же основаниям с аналогичными требованиями, что изложено в её отзыве (л.д. 74-75).
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Тюменской области – Веселкова А.А., действующая на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 82), просила удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 80-81).
Представитель третьего лица администрации Переваловского МО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, дело рассмотрено в его отсутствие.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд считает исковые требования Тюменского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением Департамента недропользования и экологии Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ МУЖЭП с. Онохино на срок по ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в пользование для сброса сточных вод водный объект – <адрес>, расположенная на левобережной пойме р. Пышма на территории Тюменского муниципального района Тюменской области (л.д. 13-16).
В пункте 23 вышеуказанного решения содержится запрет сброса в водный объект сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены ПДК; сточных вод, оказывающих токсическое действие на живые организмы; производственных сточных вод, не прошедших очистку до установленных требований, а также сточных вод, содержащих возбудителей инфекционных заболеваний и вещества, концентрации которых превышают ПДК и их фоновые значения в водном объекте.
Как установлено в судебном заседании, Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации канализационно-очистных сооружений в <адрес>, в рамках которой проведен отбор проб сточной воды на канализационно-очистных сооружениях и в месте сброса сточных вод в реку Ушаковка в точке сброса сточных вод из коллектора, эксплуатируемого ответчиком МУЖЭП с. Онохино.
Согласно экспертному заключению № № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному на основании протокола лабораторных исследований № № от ДД.ММ.ГГГГ, проба сточной воды по содержанию колифагов, общих колиформных бактерий, термотолерантных бактерий не соответствует требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования поверхостных вод», СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории РФ» (л.д. 26, 27).
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ года на основании протокола лабораторных исследований № № от ДД.ММ.ГГГГ составлено экспертное заключение №, согласно которому проба воды сточной по содержанию колифагов, общих колиформных бактерий, термотолерантных бактерий не соответствует требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования по охране поверхностных вод» (л.д. 24, 25).
В связи с выявленными нарушениями, ДД.ММ.ГГГГ года Тюменским межрайонным природоохранным прокурором внесено представление об устранении нарушений закона (л.д. 28-29), а ДД.ММ.ГГГГ Департаментом недропользования и экологии Тюменской области вынесены постановления № № и № № о назначении административного наказания в отношении МУЖЭП с. Онохино и должностного лица МУЖЭП с. Онохино (л.д. 35-37, 38-40).
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения представления в адрес Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры поступила информация от МУЖЭП с. Онохино от ДД.ММ.ГГГГ о замене решеток в приемном резервуаре канализационной насосной станции, добавлении натрия гипохлорида «Эмовэкс», о запуске установки ультрафиолетового обеззараживания (л.д. 30).
Вместе с тем, согласно протоколу лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ № № в сточной воде в точке сброса со станции очистки (колодец) обнаружены общие колиформные бактерии 3 000 000 КОЕ в 100 мл при гигиеническом нормативе не более 500 КОЕ в 100 мл. (л.д. 47), что свидетельствует о том, что указанные требования ответчиком не соблюдаются, а принятые им меры должного результата не принесли.
В соответствии со статьями 41 (часть 1), 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Под санитарно-эпидемиологическими требованиями вышеуказанный федеральный закон понимает обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Гигиенические требования к сточным водам установлены санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Санитарно-эпидемиологические правила устанавливают требования к качеству сточной воды населенных мест и сельскохозяйственных угодий, обуславливающих соблюдение гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов различного назначения, в том числе и тех, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние почв.
В силу п. 4.1.1. СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод Санитарные правила и нормы», утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000, в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 500 и числа колифагов БОЕ/100 мл <= 100.
Требования настоящих санитарных правил обязательны для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями независимо от их подчиненности и форм собственности.
Таким образом, учитывая, что в результате лабораторных исследований установлено, что исследованная проба сточной воды после очистки на канализационно-очистных сооружениях в мкр. Молодежный д. Ушаково Тюменского района по содержанию колифагов и общих колиформных бактерий превышает допустимые нормы, принимая во внимание, что проводимые ответчиком в марте 2018 года мероприятия по очистке сточных вод положительного результата не дали, суд считает обоснованными требования истца о возложении обязанности на ответчика по обеспечению нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых с канализационно-очистных сооружений в р. Ушаковка, в связи с чем удовлетворяет заявленные исковые требования.
Руководствуясь ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, Федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей среды», ст.ст. 12, 39, 55, 56, 67, 68, 71, 98, 167, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тюменского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное унитарное жилищно-эксплуатационное предприятие с. Онохино обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых с канализационно-очистных сооружений в микрорайоне <адрес> Тюменского района Тюменской области в реку Ушаковка.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.
Судья (подпись) Н.В. Губская
Мотивированное решение изготовлено 20 ноября 2018 года.
Копия верна:
Судья Н.В. Губская