Решение по делу № 2а-236/2018 от 25.01.2018

Дело № 2а-236/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июня 2018 года Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи

Мальченко А.А.,

при секретаре

Русановой Е.Ю.,

представителя административного ответчика

Костюченко М.В.,

с участием административного истца с применением системы видеоконференц-связи

Кайгородова Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному заявлению Кайгородова Дмитрия Георгиевича к МУ МВД России «Красноярское» о признании незаконными действия (бездействия),

Установил:

Кайгородов Д.Г. обратился в суд с административным иском (с учетом уточнений) к начальнику изолятора временного содержания ОП № 13 МУ МВД России «Красноярское» о признании ненадлежащими условий содержания его в изоляторе временного содержания ОП № 13 МУ МВД России «Красноярское».

В обоснование данных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ был осужден Дивногорским городским судом Красноярского края, в связи с чем помещен в камеру изолятора временного содержания ОП № 13 МУ МВД России «Красноярское», где совместно с ним содержались Сосновский и Романенко. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в камере совместно с Черкашиным и Кузьминым. Условия содержания его в изоляторе временного содержания ОП № 13 МУ МВД России «Красноярское» не соответствовали требованиям действующего законодательства. Будучи некурящим, содержался в камере совместно с курящими, что указывает на бесчеловечное к нему отношение, поскольку у него имеются тяжелые заболевания, такие как ВИЧ-инфекция, ХВГС средней степени активности, хронический бронхит, хронический гастрит, спленомегалия, стероидная розация. По данному поводу обращался к начальнику ИВС г. Дивногорска с просьбой перевести в другую камеру, однако его просьбы были проигнорированы. Все это негативно сказывалось на его самочувствии, что влекло недомогание, головокружение, головную боль, признаки удушья, унижение человеческого достоинства. Кроме того, в камерах и отсутствовали необходимые условия приватности, поскольку санузел не был огорожен. Камеры не оборудованы столами для приема пищи, в связи с этим приходилось принимать пищу на кровати. Камеры, в которых он содержался, не соответствовали санитарной норме по площади, полагающейся на одного человека. В камерах бетонные полы. Отсутствовали баки с питьевой водой. Вентиляционные системы не работали, свежий воздух не поступал, из-за чего было душно, табачный дым не выветривался. Также в штате ИВС г. Дивногорска имеется сотрудник женского пола, которая производила обход при помощи смотрового окна, что доставляло дискомфорт, поскольку отсутствовала зона приватности.

Определением Дивногорского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве соответчиков привлечены МУ МВД России «Красноярское», ОП № 13 МУ МВД России «Красноярское».

Административный истец Кайгородов Д.Г. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Костюченко М.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Поддержала позицию в ранее представленных отзывах.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст. 21 Конституции РФ, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В силу ст. 15 указанного Федерального закона № 103-ФЗ, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

На основании ст. 23 указанного Федерального закона, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

В соответствии со ст. 24 указанного Федерального закона, лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 указанного Федерального закона, размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 г. первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях N 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 года и № 2076 (LXII) от 13 мая 1977 г., предусматривают, в частности, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.

Приказом МВД России от 22.11.2005 № 950 утверждены Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с приказом ГУ МВД России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ , утверждено Положение об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОП № 13 МУ МВД России «Красноярское».

В соответствии с Положением об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОП № 13 МУ МВД России «Красноярское», в ИВС ОП № 13 Управления в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 июля 1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Федеральным законом от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции», УПК РФ, могут временно содержаться задержанные, в порядке ст. 91 УПК РФ, подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также подозреваемые и обвиняемые, переведенные из следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, для выполнения следственных действий, судебного производства, но не более чем на срок, предусмотренный законодательством РФ.

Приговором Дивногорского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ Кайгородов Д.Г. был осужден по п. «в» ч. 2 ст. 161 УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на 3 года 6 месяцев без штрафа и без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, с исчислением срока отбывания наказания с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Кайгородову Д.Г. изменена мера пресечения на заключение под стражу. ДД.ММ.ГГГГ административный истец был этапирован из ИВС г. Дивногорска в СИЗО-1 г. Красноярска.

До вступления в законную силу приговора административный истец содержался под стражей, периодически этапировался из СИЗО-1 г. Красноярска и содержался в изоляторе временного содержания ИВС ОП № 13 МУ МВД России «Красноярское» в следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кайгородов Д.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, содержался в камере ИВС ОП № 13 МУ МВД России «Красноярское» совместно с ФИО4, ФИО5

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административный истец содержался в камере ИВС ОП № 13 МУ МВД России «Красноярское» совместно с ФИО6, ФИО7

Согласно ответу на запрос начальника ОП № 13 МУ МВД России «Красноярское» от ДД.ММ.ГГГГ, площадь каждой из камер и составляет 10,2 кв.м.

Как усматривается из книги покамерного учета лиц, содержащихся в ИВС (следственно-арестованные) 2017 года (2), в периоды нахождения Кайгородова Д.Г. в ИВС г. Дивногорска имелись свободные камеры.

Так, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – 5 камер, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – 2 камеры, ДД.ММ.ГГГГ – 3 камеры, ДД.ММ.ГГГГ – 4 камеры.

Таким образом, судом достоверно установлено, что в период содержания административного истца в камере общей площадью 10,2 кв. м с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, совместно с истцом содержались ФИО4, ФИО5, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере - ФИО6 и ФИО7 То есть, в указанный период Кайгородов Д.Г. был обеспечен меньшей площадью, чем это предусмотрено действующим законодательством (4 метра на одного человека).

Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что условия содержания Кайгородова Д.Г. в ИВС ОП № 13 МУ МВД России «Красноярское» в спорный период не соответствовали требованиям действующего законодательства РФ, а именно ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" о норме санитарной площади в камере на одного человека и положениям ст. 3 Конвенции.

Разрешая требования административного истца в части перевода его в камеру для некурящих, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 года № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Пунктом 14 Положения об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОП № 13 МУ МВД России «Красноярское» предусмотрено выполнение санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Согласно п. 13.3 Положения об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОП № 13 МУ МВД России «Красноярское» следует, что одной из основных функций ИВС ОП № 13 МУ МВД России «Красноярское» является своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, содержащихся под стражей, а также других лиц, принимать по ним решения и направлять ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Так, из текста административного иска следует, что Кайгородов Д.Г. обращался к начальнику ИВС г. Дивногорска о переводе его в камеру для некурящих, однако его просьбы не были удовлетворены.

Суд не может учесть возражения ответчика о том, что Кайгородов Д.Г. не обращался с жалобами на ненадлежащие условия содержания в ИВС г Дивногорска. Отсутствие его обращений в журнале регистрации предложений, заявлений и жалоб лиц, содержащихся в ИВС, достоверно не подтверждает, что административный истец не обращался с устным заявлением о переводе его в другую камеру.

Каких-либо доказательств, подтверждающих, что административный истец в спорный период устно не обращался, административным ответчиком не представлено и в материалах административного дела не имеется.

Ссылки представителя административного ответчика о том, что Кайгородов Д.Г. не обращался за медицинской помощью, а также, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ отказался от прогулки, не свидетельствуют, по мнению суда, о хорошем самочувствии, и не доказывают достоверно о возможности содержания истца с лицами, курящими табачные изделия.

Действующее законодательство предусматривает, что курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.

В дни нахождения Кайгородова Д.Г. в ИВС ОП № 13 МУ МВД России «Красноярское», как указано выше, имелись свободные камеры, что также подтвердила в судебном заседании представитель административного ответчика.

Отсутствие возможности разместить Кайгородова Д.Г. отдельно от курящих в судебном заседании не доказано административным ответчиком. При наличии возможности разместить Кайгородова Д.Г. отдельно от курящих, установленной в судебном заседании, суд считает необходимым требования административного истца в данной части удовлетворить.

Кроме того, нашло подтверждение в судебном заседании факт отсутствия принудительной приточно-вытяжной вентиляции, что и не оспаривалось административным ответчиком.

Так, из ответа на запрос начальника ОП № 13 МУ МВД России «Красноярское» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в изоляторе временного содержания отдела полиции № 13 установлено два типа вентиляции: принудительная приточно-вытяжная вентиляция в камерах и помещениях ИВС и естественная через технологические шахты в кирпичной кладке здания ИВС, которая также установлена во всех камерах.

Между тем, на момент содержания Кайгородова Д.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в камере принудительная приточно-вытяжная вентиляция находилась в неисправном состоянии.

Таким образом, при разрешении спора нашли подтверждения нарушения прав административного истца в условиях его содержания, не соответствующих требованиям действующего законодательства.

Факт содержания административного истца в ИВС ОП № 13 МУ МВД России «Красноярское» в условиях, не соответствующих установленным нормам, влечет нарушение прав административного истца, гарантированных законом, что, в соответствии с упомянутыми выше правовыми нормами, является основанием для признания незаконными действий МУ МВД России «Красноярское» и основанием для удовлетворения исковых требований Кайгородова Д.Г. в указанной части.

В удовлетворении остальной части требований суд считает необходимым отказать, исходя из следующих обстоятельств.

Довод административного истца об отсутствии необходимых условий приватности в связи с отсутствием перегородок в санитарном узле не влечет, по мнению суда, нарушение прав истца.

Так, в судебном заседании представитель административного ответчика пояснила, что Кайгородов Д.Г. имел возможность обратиться к сотруднику ИВС г. Дивногорска для посещения отдельного санузла от жилой зоны.

Однако с указанной просьбой административный истец не обращался, что было им подтверждено в ходе судебного заседания.

Также суд не принимает во внимание довод административного истца об отсутствии питьевой воды в баках.

Согласно п. 48 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 № 950, при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности.

Согласно ответу на запрос начальника ОП № 13 МУ МВД России «Красноярское» от ДД.ММ.ГГГГ, ежегодно сотрудниками ФКУЗ «МСЧ МВД России по Красноярскому краю» проводятся исследования качества водопроводной воды в камерах и помещениях ИВС. Проведенным очередным исследованием (протокол бактериологического исследования от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что вода в камерах и помещениях ИВС питьевая соответствует нормам СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-01. Кроме того, все содержащиеся в ИВС по мере потребности дополнительно обеспечиваются кипяченой питьевой водой.

Не нашел своего подтверждения и довод административного истца о том, что досмотр проводился в присутствии женщины-конвоира, поскольку сотрудники конвоя действуют на основании Приказа МВД России от 22 ноября 2005 года № 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", в соответствии с которым личный обыск подозреваемых или обвиняемых производится сотрудниками одного с ними пола, за исключением медицинских работников в необходимых случаях.

При таких обстоятельствах административный иск Кайгородова Д.Г. к МУ МВД России «Красноярское» о признании незаконными действий (бездействия) подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд

Решил:

Административное исковое заявление Кайгородова Д.Г. к МУ МВД России «Красноярское» о признании незаконными действий (бездействия) – удовлетворить частично.

Признать незаконными действия МУ МВД России «Красноярское», выразившиеся в ненадлежащих условиях содержания Кайгородова Д.Г. в ноябре и декабре 2017 года в камерах и ИВС ОП № 13 МУ МВД России «Красноярское», а именно: пребывание в камере совместно с лицами, курящими табачные изделия; в нарушении нормы санитарной площади в камере на одного человека; в отсутствии принудительной приточно-вытяжной вентиляции.

В удовлетворении остальной части требований – отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд в течение 1 (одного) месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Дивногорский городской суд Красноярского края.

Судья А.А. Мальченко

«Согласовано» _____________________________судья А.А. Мальченко

2а-236/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Кайгородов Д.Г.
Кайгородов Дмитрий Георгиевич
Ответчики
Начальник ИВС отдела полиции № 13 г. Дивногорска
Другие
Костюченко Мария Владимировна
Суд
Дивногорский городской суд Красноярского края
Дело на странице суда
divnogorsk.krk.sudrf.ru
25.01.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
26.01.2018[Адм.] Передача материалов судье
26.01.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.01.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2018[Адм.] Судебное заседание
26.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.02.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
04.04.2018[Адм.] Судебное заседание
28.04.2018[Адм.] Судебное заседание
24.05.2018[Адм.] Судебное заседание
13.06.2018[Адм.] Судебное заседание
18.06.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2018[Адм.] Дело оформлено
12.05.2020Регистрация административного искового заявления
12.05.2020Передача материалов судье
12.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.05.2020Предварительное судебное заседание
12.05.2020Судебное заседание
12.05.2020Судебное заседание
12.05.2020Судебное заседание
12.05.2020Судебное заседание
12.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2020Дело оформлено
12.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее