Решение по делу № 2а-165/2020 от 15.11.2019

Дело    № 2а-165/2020

         Р Е Ш Е Н И Е

     Именем Российской Федерации

4 февраля 2020 года                         г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе

председательствующего судьи Кукленко С.В.,

при секретаре судебного заседания Закарян С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области к административным ответчикам: ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по РО, ФСИН России, ГУФСИН России по РО, заинтересованные лица: Министерство Юстиции Российской Федерации, ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России, Управление Роспотребнадзщора по Ростовской области о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,

    У С Т А Н О В И Л:

Ростовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором указал, что проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства при соблюдении лимита наполняемости в ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по РО, обеспечения осужденных установленной нормой жилой площади, права на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Приложением к Приказу Минюста РФ от 12.04.2016 № 89 определен лимит наполнения исправительных учреждений ГУФСИН России по РО, в МОТБ-19 он определен в 669 койко-мест. По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение ст. 99 УИК РФ жилая площадь в палатах туберкулезного, терапевтического и хирургического отделений приходится менее установленного лимита в 5 кв.м. По расчетам, произведенным 10.10.2019 учреждением, лимит наполнения отделений с учетом отряда хозяйственного обслуживания, не может превышать 403 лица. По состоянию на 15.08.2019 жилая площадь в палатах терапевтического и хирургического отделений, а также в пяти камерах дисциплинарного корпуса на одного осужденного приходится менее установленного лимита в 5 кв.м., кроме того, в палатах терапевтического и туберкулезного отделений установлены 89 двухъярусных коек.

Также в нарушение требований ст.ст. 99, 101 УИК РФ, ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и п.п. 10.2.3, 10.8.2, 10.8.3 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (СанПиН 2.1.3.2630-10), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58, вместимость палат в терапевтическом отделении составляет от 4 до 18 коек, в хирургическом отделении от 4 до 10 коек, в туберкулезных отделениях от 2 до 10 коек, при нормативе не более 4 коек; в туберкулезном отделении отсутствуют боксированные палаты для пациентов с туберкулезом, вызванным возбудителем с множественной лекарственной устойчивостью.

Проведение мероприятий по оборудованию палат в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями должно осуществляться за счет имеющейся жилой площади. По расчетам учреждения после приведения в соответствие технической документации, жилая площадь составит 2 715,8 кв.м. с возможностью размещения 403 человек.

Таким образом, как на момент проверки, так и при установленных названным нормативным актом лимитах наполнения осужденных допускаются нарушения требований ч. 1 ст. 99 УИК РФ, а, следовательно, нарушаются права осужденных, содержащихся в лечебно-профилактическом учреждении, а также тех, кто может быть направлен в данное лечебно-профилактическое учреждение.

Установленный лимит наполнения исправительного учреждения влечет нарушение прав осужденных на санитарно-эпидемиологическое благополучие.

По указанным фактам в адрес начальника лечебно-профилактического учреждения 31.07.2019 внесено представление. Согласно ответу на представление от 29.08.2019, для приведения нормы жилой площади на одного осужденного в соответствии с требованиями ст. 99 УИК РФ с учетом имеющихся площадей и лимита наполнения не представляется возможным из-за конструктивной особенности зданий.

Аналогичные нарушения выявлялись в МОТБ-19 на протяжении длительного периода времени, в том числе в ходе проверок прокуратуры в июле 2018, по результатам которой в адрес начальника лечебно-профилактического учреждения вносилось представление, которые формально удовлетворено, однако действенных мер по устранению нарушений не принято.

О необходимости решения указанного вопроса, в том числе необходимости уменьшения жилой площади отрядов администрацией исправительного учреждения направлены заявки в ГУФСИН России по Ростовской области, однако каких-либо действенных мер до настоящего времени также не принято.

Указанное свидетельствует о длительном нарушении прав осужденных, вновь прибывающих в МОТБ-19, круг которых определить невозможно, ввиду небольших сроков отбывания наказания осужденными, частой их ротации. Нарушения выражаются в том, что лица, не могут реализовать право определенную уголовно-исполнительным законодательством норму жилой площади и требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Таким образом, с учетом площади имеющихся отделений, а также выделения необходимой для оборудования палат в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, лимит наполнения лечебно-профилактического учреждения подлежит снижению до 403 мест.

На основании изложенного, просит признать бездействие ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по Ростовской области, ГУФСИН России по Ростовской области, выразившееся в непринятии мер по снижению лимита наполнения ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН по Ростовской области в целях приведения нормы жилой площади осужденных требованиям ч. 1 ст. 99 УИК РФ, незаконным;

-обязать ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по Ростовской области и ГУФСИН России по Ростовской области, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, принять меры к формированию и направлению во ФСИН России предложения на изменение лимита наполнения ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по Ростовской области с учетом требований ч. 1 ст. 99 УИК РФ, п.п. 10.2.3, 10.8.2, 10.8.3 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (СанПиН 2.1.3.2630-10), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58, имеющихся жилых помещений отделений учреждения из расчета 5 кв.м. жилой площади на одного осужденного до 403 мест;

-обязать ФСИН России в течение трех месяцев с момента поступления предложения ГУФСИН России по Ростовской области об изменении лимита наполнения ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по Ростовской области внести предложение в Министерство юстиции Российской Федерации о снижении лимита наполнения ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по Ростовской области с учетом требований ч. 1 ст. 99 УИК РФ до 403 мест;

-обязать ГУФСИН России по Ростовской области и ФСИН России с момента вступления решения суда в законную силу приостановить этапирование вновь прибывающих осужденных в ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по Ростовской области.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – Мостовой Б.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по РО – Гончаров М.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на заявленные требования, пояснив, что МОТБ-19, в ГУФСИН России по РО направлялись заявки с предложением о рассмотрении вопроса о снижения лимита наполнения учреждения, т.о. считает, что факт бездействия учреждения отсутствует.

Представитель административных ответчиков ГУФСИН России по Ростовской области, ФСИН России - Никонов А.С., действующий на основании доверенностей, в судебное заседание явился, исковые требования не признал по основаниям, указанным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела. В которых указал, что выбранный истцом способ защиты неопределенного круга лиц в исправительных учреждениях РО не совпадает с имеющейся государственной политикой о поэтапном развитии уголовно-исполнительной системы России в целом. Постановлением Правительства РФ от 06.04.2018 № 420 с изменениями на 15.05.2019 утверждена федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 г.)», которая позволит привести условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в соответствие с законодательством Российской Федерации. Для нормального функционирования учреждений УИС требуется определенный резерв лимита их наполнения, необходимость использования которого обусловлена объективными изменениями численности спецконтингента в течение месяца и года. Снижение лимита исправительных учреждений Ростовской области приведет к невыполнению законодательного принципа отбывания наказания в исправительном учреждении в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены.

Представитель ФКУЗ МСЧ-61 – Горецкая Л.В., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Заинтересованные лица надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направили, о причинах неявки суд не уведомило. При таком положении, дело в отношении заинтересованного лица рассматривается в порядке ст.ст 150, 220 КАС РФ.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров».

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих решениях, в соответствии со статьей 3 Конвенции государство-ответчик должно обеспечить содержание лица в условиях, совместимых с уважением его человеческого достоинства, и способ исполнения меры, связанной с лишением свободы, не должен подвергать его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей. Кроме того, учитывая практические требования меры, связанной с лишением свободы, необходимо, чтобы здоровье и благополучие заключенного адекватно охранялись.

Положения ст. 32 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре РФ" устанавливают, что предметом надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В судебном заседании установлено, что Ростовским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области была проведена проверка в ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по РО, обеспечения осужденных установленной нормой жилой площади, права на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в ходе которой установлено следующее.

Приложением к Приказу Минюста РФ от 12.04.2016 № 89 определен лимит наполнения исправительных учреждений ГУФСИН России по РО, в МОТБ-19 он определен в 669 койко-мест. По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение ст. 99 УИК РФ жилая площадь в палатах туберкулезного, терапевтического и хирургического отделений приходится менее установленного лимита в 5 кв.м. По расчетам, произведенным 10.10.2019 учреждением, лимит наполнения отделений с учетом отряда хозяйственного обслуживания, не может превышать 403 лица. По состоянию на 15.08.2019 жилая площадь в палатах терапевтического и хирургического отделений, а также в пяти камерах дисциплинарного корпуса на одного осужденного приходится менее установленного лимита в 5 кв.м., кроме того, в палатах терапевтического и туберкулезного отделений установлены 89 двухъярусных коек.

Также в нарушение требований ст.ст. 99, 101 УИК РФ, ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и п.п. 10.2.3, 10.8.2, 10.8.3 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (СанПиН 2.1.3.2630-10), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58, вместимость палат в терапевтическом отделении составляет от 4 до 18 коек, в хирургическом отделении от 4 до 10 коек, в туберкулезных отделениях от 2 до 10 коек, при нормативе не более 4 коек; в туберкулезном отделении отсутствуют боксированные палаты для пациентов с туберкулезом, вызванным возбудителем с множественной лекарственной устойчивостью.

Проведение мероприятий по оборудованию палат в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями должно осуществляться за счет имеющейся жилой площади. По расчетам учреждения после приведения в соответствие технической документации, жилая площадь составит 2 715,8 кв.м. с возможностью размещения 403 человек.

Таким образом, как на момент проверки, так и при установленных названным нормативным актом лимитах наполнения осужденных допускаются нарушения требований ч. 1 ст. 99 УИК РФ, а, следовательно, нарушаются права осужденных, содержащихся в лечебно-профилактическом учреждении, а также тех, кто может быть направлен в данное лечебно-профилактическое учреждение.

Установленный лимит наполнения исправительного учреждения влечет нарушение прав осужденных на санитарно-эпидемиологическое благополучие.

По указанным фактам в адрес начальника лечебно-профилактического учреждения 31.07.2019 внесено представление. Согласно ответу на представление от 29.08.2019, для приведения нормы жилой площади на одного осужденного в соответствии с требованиями ст. 99 УИК РФ с учетом имеющихся площадей и лимита наполнения не представляется возможным из-за конструктивной особенности зданий.

Аналогичные нарушения выявлялись в МОТБ-19 на протяжении длительного периода времени, в том числе в ходе проверок прокуратуры в июле 2018, по результатам которой в адрес начальника лечебно-профилактического учреждения вносилось представление, которые формально удовлетворено, однако действенных мер по устранению нарушений не принято.

О необходимости решения указанного вопроса, в том числе необходимости уменьшения жилой площади отрядов администрацией исправительного учреждения направлены заявки в ГУФСИН России по Ростовской области, однако каких-либо действенных мер до настоящего времени также не принято.

Согласно ч. 1 ст. 99 УИК РФ, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

В соответствии с ч. 2 ст. 101 УИК РФ, в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.

Судом установлено, что ФКЛПУ МОТБ-19 действует на основании Устава, предметом и целями деятельности являются: оказание квалифицированной и специализированной стационарной помощи, стационарное обследование подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы; исполнение функций исправительного учреждения в отношении находящихся в учреждении осужденных и иное. Основной вид деятельности – деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных.

ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России, в свою очередь, является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляющим медико-санитарное обеспечение сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей, осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и иных граждан, прикрепленных на медицинское обслуживание в установленном порядке, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 1.1 Устава).

Предметом и целями деятельности Учреждения, в том числе, являются:

-медико-социальное обеспечение осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также их лекарственное обеспечение;

-специальные функции, связанные с медико-санитарным обеспечением, обусловленные соблюдением норм международного законодательства и законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на охрану здоровья;

-федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах УИС; -медицинское обеспечение деятельности учреждений УИС по месту дислокации Учреждения и его филиалов, включая проведение ежегодных медицинских осмотров отдельных категорий персонала, медицинское сопровождение специальных мероприятий, проводимых в учреждениях и органах УИС и т.д. (п. 2.1 Устава).

    27.01.2014 между ГУФСИН России по РО и ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России заключено Соглашение, регулирующее отношения между сторонами с разграничением полномочий при обеспечении деятельности ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России в сфере организации медицинского и санитарно-противоэпидемического обеспечения лиц, содержащихся под стражей в следственных изоляторах, и осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях ГУФСИН России по РО и сотрудников ГУФСИН России по РО, а также детей осужденных матерей, содержащихся в Доме ребенка.

    В соответствии с п. 1.5.1 Соглашения, ГУФСИН России по РО передает в безвозмездное пользование ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России помещения, занимаемые филиалами учреждения, и используемые в их деятельности имущество, а также не подлежащие списанию специализированные транспортные средства.

18.08.2016 между МОТБ-19 ГУФСИН России по РО и ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России заключен Договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом, находящимся в оперативном управлении.

    Предметом договора являются: лечебный корпус, литер А; соматический корпус, литер Б; отделение хирургии, литер В; здание 2-го туботделения, литер И; помещение 1-го этажа Административного здания, литер Г; помещение 2-го этажа Административного здания, литер Г; нежилое здание «Иммунологическая лаборатория по диагностике ВИЧ-инфекций, вирусного гепатита в ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по РО; психиатрическое отделение» на 120 мест, переданные для оказания медицинской помощи спецконтингенту и для достижения целей, указанных в Уставе.

    Ссудодатель обязуется, в том числе, нести расходы на содержание указанного выше имущества, производить оплаты коммунальных услуг, своевременно производить за свой счет текущий ремонт объектов, а также при необходимости осуществлять капитальный ремонт.

    Согласно п. 2 Приказа Минюста России от 28.12.2017 № 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы», оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации)

    В соответствии с п. 18 указанного выше Приказа, в медицинских организациях УИС медицинская помощь в стационарных условиях лицам, заключенным под стражу, или осужденным оказывается в больницах, а также в специализированных отделениях при медицинских частях (далее - больница).

    Направление лиц, заключенных под стражу, или осужденных в больницу в плановом порядке осуществляется медицинским работником по предварительному письменному запросу с учетом сроков ожидания медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1403 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 1 (ч. 1) ст. 159) (далее - Программа). К запросу прилагаются выписка из медицинской документации пациента и информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство лица, заключенного под стражу, или осужденного.

    Срок рассмотрения запроса руководством больницы не может превышать 7 рабочих дней со дня его получения.

    Лица, заключенные под стражу, или осужденные, нуждающиеся в оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, госпитализируются в больницу без предварительного письменного запроса по согласованию с медицинской организацией УИС.

    Как указывалось выше, Приложением к Приказу Минюста РФ от 12.04.2016 № 89 определен лимит наполнения исправительных учреждений ГУФСИН России по РО, в МОТБ-19 он определен в 669 койко-мест.

    Площадь помещений лечебных отделений МОТБ-19, согласно технической документации, составляет 2 715,8 кв.м., что составляет лимит наполнения на менее 518 койко-мест, а также 60 мест в отряде хозяйственного обслуживания, из расчета нормы жилой площади не менее 2 кв.м. на одного осужденного. В указанную площадь не включены все площади помещений, в которые имеется доступ у осужденных, и которые нельзя исключать.

    Административный истец полагает, что лимит наполнения МОТБ-19 должен быть снижен до 403 мест.

    Между тем, на 28.11.2019 лимит наполнения учреждения составляет 428 человек, из которых: 11 осужденных отбывают наказание в отряде хозяйственного обеспечения; 391 осужденных находятся на лечении; 26 следственных находится на лечении.

    В материалы административного дела административным ответчиком МОТБ-19 представлено письмо от 10.10.2019 с информацией о жилой площади лечебных отделений, согласно установленных санитарных норм, т.е. осуществило действия по информированию ГУФСИН России по РО о наполняемости учреждения и необходимости снижения наполнения.

    Разрешая требования о признании незаконными бездействий ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по РО и ГУФСИН России по РО, суд приходит к следующему.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Суд полагает, что оснований для признания незаконными бездействий административного ответчика ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по РО, не имеется, поскольку данный административный ответчик предпринимал и предпринимает необходимые действия по снижению лимита наполнения учреждения.

Кроме указанного, суд отмечает, что ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по Ростовской области, в соответствии с положениями Устава учреждения, не наделено обязанностью решать вопросы лимита наполняемости.

Постановлением Правительства РФ от 06.04.2018 № 420 с изменениями на 15.05.2019 утверждена федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 г.)», которая позволит привести условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Отсутствие финансирования на строительство дополнительных помещений является обстоятельством, не зависящим от исправительной колонии, которая не вправе самостоятельно решать вопрос о проектировании и строительстве дополнительных помещений, такое строительство (реконструкция) может быть осуществлено в рамках Федеральной целевой программы за счет средств бюджета, поскольку сама колония не располагает необходимыми средствами для исполнения возложенной на нее судом обязанности.

Согласно пункту 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, именно ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.

Действия же ГУФСИН России по РО по принятию необходимых мер по снижению лимита наполнения ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по РО в целях приведения нормы жилой площади осужденных требованиям ч. 1 ст. 99 УИК РФ, суд признает недостаточными.

Вопросы создания, ликвидации имеющихся изолированных участков, а равно вопросы изменения лимита исправительного учреждения инициируются территориальным органом ФСИН России (приказ Минюста России от 11.02.2015 № 33).

В соответствии с п.п. 29 п. 11 Положения об ГУФСИН России по РО, утвержденных приказом ФСИН России № 155 от 17.03.2008, ГУФСИН России по РО осуществляет подготовку данных о потребностях учреждений в государственных капитальных вложениях, оборудовании, осуществляет их защиту и согласование во всех инстанциях.

Кроме того, п.п. 16 п. 13 Положения определено, что на начальника ГУФСИН России по РО возложена обязанность по предоставлению во ФСИН России предложений об изменении лимита наполнения исправительных учреждений.

Частью 2 ст. 10 УИК РФ установлено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30.08.1955, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обратить на климатические условия, особенно кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, освещение, отопление и вентиляцию.

Представленные в материалы административного дела документы, подтверждающие факт обращения административного ответчика ГУФСИН России по РО к административному ответчику ФСИН России с заявлениями о выделении дополнительных денежных средств для исполнения состоявшихся судебных решений, не свидетельствуют о выполнении ГУФСИН России по РО всего комплекса мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации по приведению жилищных условий осужденных, находящихся в ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по РО в соответствие с нормами Международного права и ст. 99 УИК РФ.

В связи с указанным, требования административного истца о признании незаконным бездействие ГУФСИН России по Ростовской области, выразившееся в непринятии мер по снижению лимита наполнения ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по Ростовской области в целях приведения нормы жилой площади осужденных требованиям ч. 1 ст. 99 УИК РФ, подлежат удовлетворению.

Суду представлено обращение ГУФСИН России по РО во ФСИН России от 27.01.2020 с приложением таблицы о наполняемости учреждений УИС в Ростовской области, однако, суд считает, что данное обращение не может расцениваться как предложением о снижении лимита наполняемости ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по РО.

Поскольку установлена незаконность бездействий указанного административного ответчика, то подлежат удовлетворению и требования об обязании ГУФСИН России по Ростовской области в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к формированию и направлению во ФСИН России предложения на изменение лимита наполнения ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по Ростовской области с учетом требований ч. 1 ст. 99 УИК РФ.

Требования об обязании ФСИН России в течение трех месяцев с момента поступления предложения ГУФСИН России по Ростовской области об изменении лимита наполнения ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по РО внести предложение в Министерство юстиции Российской Федерации о снижении лимита наполнения ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по РО с учетом требований ч. 1 ст. 99 УИК РФ до 403 мест, по мнению суда, удовлетворению не подлежат.

Заявляя указанные требований, административный истец ссылается на положение абз. 10 пп. 3 п. 2 Указа Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», согласно которому, Директор ФСИН России вносит Министру Юстиции РФ предложения об изменении вида режима, об установлении и изменении лимита наполнения исправительных учреждений, а также о ликвидации учреждений, исполняющих наказания.

В силу п. 17.1 Указа Президента РФ от 13.10.2004 № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации принимает решение об изменении вида режима, об установлении и изменении лимита наполнения исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, о создании и ликвидации изолированных участков с различными видами режима в указанных учреждениях.

Однако, для удовлетворения требований о возложении подобной обязанности на ФСИН России, суду должны быть представлены и в судебном заседании найти свое правовое обоснование и документальное подтверждение факт незаконности действий (бездействия) административного ответчика по неисполнению данной обязанности.

В соответствии с пп. 3 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Согласно пп. 6 п. 3 Положения, задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

При рассмотрении данного административного дела, незаконности действий (бездействия) ФСИН России, не установлено в связи с тем, что административный ответчик ГУФСИН России по РО во ФСИН России с предложением по снижению лимита наполнения лечебно-профилактического учреждения обратился в январе 2020 года.

Требования об обязании ГУФСИН России по Ростовской области и ФСИН России с момента вступления решения суда в законную силу приостановить этапирование вновь прибывающих осужденных в ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по РО, также не подлежат удовлетворению.

По данному требованию суд отмечает, что в соответствии со ст. 4
ст. 4, Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», основными принципами охраны здоровья являются: 1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; 3) приоритет охраны здоровья детей; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; 6) доступность и качество медицинской помощи; 7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; 8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; 9) соблюдение врачебной тайны.

Как следует из ст. 5 указанного выше Федерального закона, мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

С учетом указанного, МОТБ-19, на территории которого осуществляет деятельность ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России по оказанию медицинской помощи спецконтингенту, не имеют ни возможности, ни законных оснований самостоятельно регулировать наполняемость учреждения в связи с объективным положением численности заболевших лиц, отбывающих наказание и лиц, которым избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Также суд считает необходимым отметить, что ФСИН России 12.12.2019 направила в адрес территориальных подразделений письмо, в котором указано на заключение управления организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России до особого распоряжения направлять на стационарное лечение осужденных мужчин больных туберкулезом из УФСИН России по республикам Адыгеи, Крыма и г. Севастополю, Краснодарского края в ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по Ростовской области на время стационарного лечения и последующего амбулаторного лечения в ФКУ ЛИУ-20 ГУФСИН России по Ростовской области. Прекратить направление указанной категории осужденных в распоряжение УФСИН России по Краснодарскому краю.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд

     Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области к административным ответчикам ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по РО, ФСИН России, ГУФСИН России по РО о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия, удовлетворить в части.

Признать незаконным бездействие ГУФСИН России по Ростовской области, выразившееся в непринятии мер по снижению лимита наполнения ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по Ростовской области в целях приведения нормы жилой площади осужденных требованиям ч. 1 ст. 99 УИК РФ.

Обязать ГУФСИН России по Ростовской области в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к формированию и направлению во ФСИН России предложения на изменение лимита наполнения ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по Ростовской области с учетом требований ч. 1 ст. 99 УИК РФ.

В удовлетворении остальной части заявленных требований, отказать.

Об исполнении решения суда административному ответчику ГУФСИН России по Ростовской области необходимо сообщить административному истцу и суду в течение месяца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 февраля 2020 года.

Судья Кукленко С. В.

2а-165/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ростовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области
Ответчики
ФКЛПУ МОТБ №19 ГУФСИН России по РО
ФСИН РФ
ГУФСИН РО
Другие
ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России
Упправление Роспотребнадзора по РО
Министерство юстиции Российской Федерации
Суд
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Кукленко Светлана Викторовна
Дело на сайте суда
leninsky.ros.sudrf.ru
17.03.2020Регистрация административного искового заявления
17.03.2020Передача материалов судье
17.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2020Подготовка дела (собеседование)
17.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2020Судебное заседание
13.12.2019Судебное заседание
14.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Судебное заседание
14.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2020Регистрация административного искового заявления
04.04.2020Передача материалов судье
04.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
04.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2020Подготовка дела (собеседование)
04.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2020Судебное заседание
27.03.2020Дело оформлено
27.03.2020Дело передано в архив
04.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее