Дело № 2-3392/2021
32RS0027-01-2021-002973-87
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2021 года гор.Брянск
Советский районный суд г.Брянска в составе:
председательствующего судьи Любимовой Е.И.,
при секретаре Радченко В.А.
с участием истца Чекановой Т.Г., представителей истца Капиценой В.В. –(третьего лица) Капиценой Ю.В., Подщеколдиной Т.В., представителя третьего лица Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации Жуковского Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Капиценой Вероники Владимировны, Чекановой Татьяны Григорьевны к Брянской городской администрации о признании незаконным Постановлений Брянской городской администрации, исключении многоквартирного дома из списка жилых домов блокированной постройки, возложении обязанности по проведению мероприятий, предусмотренных Жилищным кодексом РФ в отношении жилых помещений в многоквартирном доме,
УСТАНОВИЛ:
Истцы, являясь собственниками помещений в жилом доме <адрес>, обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что указанный жилой дом Постановлением Брянской городской администрации №1812-П от 20.07.2020г «Об утверждении списка и очередности сноса ветхого и непригодного для проживания муниципального жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению» признан аварийным и непригодным для постоянного проживания, включен в список непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда.
Истцы неоднократно обращались по вопросам своих жилищных прав в Брянскую городскую администрацию.
В сентябре 2017года истцы были проинформированы Комитетом по ЖКХ Брянской городской администрацией о том, что их многоквартирный дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, а также о последствиях отказа от участия в муниципальной адресной программе по переселению. Истцы полагали, что являются участниками данной программы по переселению.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела в Фокинском районном суде г.Брянска истцам стало известно, что многоквартирный дом в данную Программу не включен, поскольку Постановлением Брянской городской администрации № 3448-П от 19.12.2012 «О признании многоквартирных жилых домов на территории муниципального образования «город Брянск», многоквартирными жилыми домами блокированной застройки» в редакции Постановления Брянской городской администрации № 4391-П от14.12.2017года «О внесении изменений в Постановление № 3448-П от 19.12.2012 «О признании многоквартирных жилых домов на территории муниципального образования «город Брянск», многоквартирными жилыми домами блокированной застройки», МКД внесен в список домов блокированной застройки (строка № 9920).
Истцы считают, что по причине принятия вышеуказанных решений, а также бездействия органа местного самоуправления лишены своего права на переселение из непригодного для проживания жилого помещения, права предоставление взамен аварийного и непригодного для проживания жилья иного жилого помещения, полагают необоснованным вывод о том, что многоквартирный жилой дом является домом блокированной застройки, поскольку фактические технические характеристики жилого дома <адрес>, указывают на то, что дом имеет статус многоквартирного и в полной мере соответствует признакам многоквартирного дома в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г № 47.
С учетом уточнений исковых требований истцы просят суд:
-признать незаконным и отменить Постановление Брянской городской администрации № 3448-П от 19.12.2012, а также Постановление Брянской городской администрации № 4391-П от 14.12.2017года в части признания многоквартирного жилого дома <адрес> –жилым домом блокированной застройки и включении его в список за № 9920;
-исключить многоквартирный жилой дом <адрес> из списка жилых домов блокированной постройки, утвержденного Постановлением Брянской городской администрации № 3448-П от 19.12.2012 в редакции Постановления Брянской городской администрации № 4391-П от14.12.2017года за № 9920;
-возложить на Брянскую городскую администрацию обязанность по проведению в полном объеме мероприятий, предусмотренных ч.10 ст. 32 ЖК РФ, в отношении собственников жилых помещений под номерами №... и №... расположенных в многоквартирном доме <адрес>;
-возложить на Брянскую городскую администрацию обязанность разрешить вопрос по направлению собственникам жилых помещений под номерами №... и №... расположенных в многоквартирном доме <адрес>, проекта соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в сроки, установленные федеральным законодательством и Жилищным Кодексом РФ.
В судебном заседании истец Чеканова Т.Г., представители истца ( третье лицо) Капицена Ю.В., Подщеколдина Т.В., уточненные требования поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить. Указали на то, что длительное время вопрос относительно их жилищных прав не разрешается, при этом ранее в 2017 году в адрес собственников направлялись уведомления относительно переселения из данного жилого дома, после чего каких либо действий со стороны администрации не осуществлялось, жилое помещение взамен не предоставлено, вопрос об изъятии недвижимого имущества также не разрешен, в связи с чем истцы вынуждены в судебном порядке защищать свои жилищные права. Указали, что включение дома в список домов блокированной застройки противоречит сведениям кадастрового учета, технической документации на дом и оснований для внесения дома в такой список не имелось, однако по данной причине дом не был включен в программу переселения, с учетом чего полагали необходимым возложить на ответчика обязанность по совершению действий, предусмотренных ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ в целях реализации прав истцов, как собственников жилых помещений в МКД.
Представитель административного ответчика Брянской городской администрации в суд не явился, ранее в судебном заседании иск не признал, указал, что данный дом не подлежал включению в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Брянск» на 2019-2025 годы, поскольку включен в перечень домов блокированной застройки утвержденный постановлением Брянской городской администрации от 29.12.2012г № 3448-п (в редакции от 14.12.2017г № 4391-п), поддерживал позицию изложенную в ранее представленном отзыве.
Представитель заинтересованного лица Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации иск не признал, пояснил, что в отношении спорного жилого дома проводилось техническое обследование, дом признан аварийным, однако учитывая, что он включен в список домов блокированной застройки не подлежит включению в адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Брянск», так как в ней участвуют только многоквартирные дома, кроме того, в отношении дома ранее начато проведение мероприятий, предусмотренных ч.10 ст. 32 ЖК РФ.
Иные лица, участвующие в деле в суд не явились, извещались надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание и, выслушав лиц явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Согласно ч. 1, ч.2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст.2 Жилищного Кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
Согласно ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (ч. 6 ст. 5 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ст. 14 Жилищного Кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии с ч.1, ч. 2 ст. 15 Жилищного Кодекса РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий 21 июля 2007 года принят Федеральный закон N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляет финансовую поддержку за счет средств Фонда при наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Основными задачами данной региональной адресной программы являются формирование жилищного фонда, необходимого для переселения граждан из аварийного жилищного фонда; обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в жилых помещениях жилищного фонда, находящихся в аварийных многоквартирных домах; обеспечение жилищных прав собственников изымаемых жилых помещений, находящихся в аварийных многоквартирных домах, путем создания условий для обеспечения альтернативности в выборе способа переселения и прозрачности формирования участников адресной программы. Реализация адресной программы, как это заявлено в ней осуществляется с соблюдением Жилищного кодекса Российской Федерации при организации переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцы являются собственниками жилых помещений- квартир, расположенных в жилом доме, назначение: многоквартирный жилой дом, статус сведений «актуальные, ранее учтенные» кадастровый №... <адрес>. Год постройки дома по имеющимся сведениям 1950г.Сведения об МКД внесены в ЕГРН как о ранее учтенном объекте.
Дом расположен на земельном участке с кадастровым №... категории земель «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «Для использования многоквартирного жилого дома» (по сведениям ЕГРН).
В данном многоквартирном доме имеются 4 квартиры (квартира №... собственник Б., квартира №... наниматель П.И., квартира №... собственник Чеканова Т.Г., квартира №... собственник Капицена В.В.) вместе с тем, имеются сведения о проживании в указанных квартирах также П.К., Ч.И., К.Ю., Х.
Согласно представленной в деле технической документации, общая площадь МКД 108,6 кв.м., жилая 58,1 кв.м. Дом оборудован системой центрального отопления, газоснабжения, имеется водопровод, имеет общий фундамент, чердачное помещение. Назначение строения- жилой дом.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в деле доказательствами и не оспариваются участвующими в деле лицами.
Постановлением Брянской городской администрации №3448-п от 29.12.2012 года многоквартирный жилой дом <адрес> отнесен к многоквартирным жилым домам блокированной застройки.
Указанный жилой дом включен в список и очередность сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда «города «Брянска», утвержденный постановлением Брянской городской администрации от 25.08.2010г № 2189-П с фактическим износом 57% под номером 109.
Основанием для принятия вышеуказанных решений относительно признания дома <адрес> аварийным, непригодным для проживания послужило проведенное ГУП «Брянсккоммунпроект» техническое обследование от 2007 года, по итогам которого составлено заключение, согласно которому год постройки дома 1950, с количеством квартир-4.Согалсно заключению жилой дом имеет физический износ, который составляет 57 %. Жилой дом подлежит реконструкции, но проводить данную реконструкцию с учетом конструктивных особенностей здания, технически сложно и нецелесообразно. Возможно проведение охранных мероприятий, обеспечивающих безопасное проживание людей до сноса.
Предметом обследования жилого дома являлось установления состояния жилого дома, процента износа, пригодности для проживания. Иных технических обследований, как установлено при рассмотрении дела, не проводилось.
Постановлением Брянской городской администрации от 14.12.2017 года №4391-п в Постановление Брянской городской администрации № №3448-п внесены изменения: слова «многоквартирный жилой дом блокированной застройки», заменены словами «жилой дом блокированной застройки», спорный дом внесен в перечень домов блокированной застройки.
Постановлением Брянской городской администрации №712-п от 13.03.2019 года утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Брянск» (2019-2025годы).Основными целями программы является:
- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;
- комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию жилищного фонда, обеспечение безопасных и комфортных условий проживания в нем;
- минимизация издержек по содержанию аварийных домов и сокращения сроков включения освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот.
Из сообщений Брянской городской администрации, представленных в материалах дела, из пояснений представителей Брянской городской администрации и Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации, следует, что жилой дом <адрес>, признанный аварийным и подлежащим сносу, включенный в список и очередность сноса аварийного и непригодного для постоянного проживания не может быть включен в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования город Брянск (2019-2025г.)» ввиду того, что в данную программу в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" подлежат включению только многоквартирные дома, к которым спорный дом не относится, поскольку включен в перечень домов блокированной застройки, утвержденный оспариваемым истцами Постановлением Брянской городской администрации. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда представляет собой принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, ч. ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса РФ.
Аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года или применительно к положениям главы 6.5 настоящего Федерального закона после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
Таким образом, спорный жилой дом не был включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Брянск» (2019-2025), поскольку оспариваемым Постановлением Брянской городской администрации № №4391-п был изменен его статус на жилой дом блокированной застройки.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям как объектам прав относятся жилой дом, часть дома, квартира, часть квартиры, комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком доме (ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии с п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования, то есть, каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования.
Согласно представленным в деле сведениям ЕГРН, данным технического учета, имеющимся сведениям о конструкции МКД, жилой дом <адрес> является многоквартирным.
Каких либо документов, заключений, опровергающих сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости в отношении дома <адрес> ответчиком не представлено.
В соответствии с техническим заключением, представленными в материалах дела 2007г дом <адрес> представляет собой жилой дом одноэтажный, состоящий из 4 квартир. Предметом технического обследования дома не являлось определение его конструктивных особенностей, позволяющих отнести данный дом к домам блокированной застройки, в понятии, определяемом Градостроительным кодексом РФ.
Представителями Брянской городской администрации, Комитета ЖКХ в суде указывалось на то, что при проведении технического обследования 2007г. в отношении дома <адрес> было выявлено нарушение СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания» и СНиП 32-01-2003 «Жилые здания многоквартирные».
Вместе с тем выявленные несоответствия требованиям СНИП указаны лицами, составившими заключение применительно к предмету исследования, то есть по вопросу степени износа дома, состояния его основных элементов и несущих конструкций, относительно микроклимата, пригодности дома для постоянного проживания в нем людей. Данные указания в технических заключениях не определяют каким либо образом особенности дома, как дома блокированной застройки.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что спорный жилой дом является многоквартирным жилым домом, доказательств обратного не представлено, следовательно, оспариваемым постановлением Брянской городской администрации, которым дом включен в список домов блокированной застройки нарушены жилищные права истцов, как собственников помещений в многоквартирном доме признанного ветхим и аварийным до 1 января 2017 года.
В дело представлена копия Постановления Брянской городской администрации № 2092-П от 13.07.2021г "Об утверждении решения межведомственной комиссии Брянской городской администрации по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания и о внесении изменения в постановление Брянской городской администрации от 18.12.2015 N 4301-п "Об утверждении списков и очередности сноса аварийного и непригодного для постоянного проживания жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению", в соответствии с которым дом <адрес> включен в список и очередность сноса аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда г.Брянска, подлежащего переселению после 2017г под номером 18.
Между тем, дом не включен в перечень аварийных многоквартирных домов признанных аварийными до 1 января 2017 года, подлежащим переселению в рамках адресной муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Брянск» (2019-2025годы)».
Таким образом, истцы лишены права на получение благоустроенного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством и гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права. Лицо, считающее свои права нарушенными, может избрать любой из указанных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты либо иной, предусмотренный законом, который обеспечит восстановление этих прав.
Нарушение прав и свобод истцов, необходимость в их восстановлении, является обязательным основанием для удовлетворения заявления о признании незаконными решений органа местного самоуправления. Наличие указанных обстоятельств является достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о признании незаконным Постановления Брянской городской администрации № 3448-п от 29.12.2012года (в редакции Постановления Брянской городской администрации от 14.12.2017 года № 4391-п) в части признания многоквартирного жилого дома <адрес>–жилым домом блокированной застройки и включении его в список за № 9920.
При этом суд учитывает то, что признание Постановления Брянской городской администрации № 3448-п от 29.12.2012года (в редакции Постановления Брянской городской администрации от 14.12.2017 года № 4391-п) в части сведений о спорном многоквартирном доме незаконными влечет за собой их отмену в данной части, в связи с чем требования истцов об исключении многоквартирного жилого дома <адрес> из списка жилых домов блокированной постройки, утвержденного Постановлением Брянской городской администрации № 3448-П от 19.12.2012 в редакции Постановления Брянской городской администрации № 4391-П от14.12.2017года за № 9920 также подлежат удовлетворению.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. N185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п.3 ст.2 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В силу ч.10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 2, 5 - 9 ст. 32 данного Кодекса.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации», следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 – 2 ( ч.3 утратила силу с 1 апреля 2015 года), 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Установлено, что ранее в 2017г истцам, как собственникам помещений Комитетом по ЖКХ Брянской городской администрации направлялись уведомления, из содержания которых следует, что собственникам доведены сведения о том, что в отношении МКД проводятся мероприятия, по переселению граждан, проживающих в ветхом и непригодном для проживания жилищном фонде, разъяснены положения ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, порядок действий в случае несогласия собственников принять участие в Программе переселения, а также разъяснено, что земельный участок и жилые помещения будут подлежать изъятию для муниципальных нужд.
Между тем, до настоящего времени, каких либо дальнейших действий по проведению предусмотренных жилищным законодательством мероприятий и решений в отношении МКД <адрес>, в отношении земельного участка на котором расположен МКД Брянской городской администрацией и иными уполномоченными органами не осуществлялось.
Согласно п. 33. Положения о порядке признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность здоровья граждан вследствие ряда причин.
Фактически признание дома непригодным для проживания означает наличие угрозы для жизни и здоровья проживающих в нем граждан.
При таком положении дел, суд считает, что бездействием ответчика нарушаются жилищные права истцов- собственников, а также третьих лиц- иных собственников и проживающих в помещениях МКД <адрес>, более того создается угроза здоровью указанных лиц.
С учетом вышеприведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, исковые требования в части возложения на Брянскую городскую администрацию обязанности по совершению в разумный срок действий, предусмотренных ч.10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, в том числе в части разрешения вопрос по направлению в адресу собственников помещений проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Учитывая, что принятие решение об изъятии земельного участка на котором расположен МКД <адрес> для муниципальных нужд и совершение дальнейших действий, предусмотренных ч.1-2, 5-9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, непосредственно регулирующих вопросы изъятия, выкупа недвижимого имущества, возмещения за жилое помещение, осуществляется в установленном порядке, при этом полномочия по принятию таких решений возложены действующим законодательством на орган местного самоуправления – Брянскую городскую администрацию, иск в данной части подлежит частичному удовлетворению, с возложением обязанности провести мероприятия, предусмотренные ч.10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ в отношений помещений в МКД <адрес>, в том числе №... и №... принадлежащих истца, в том числе разрешить вопрос по направлению в адрес собственников помещений проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, после принятия соответствующих решений.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Капиценой Вероники Владимировны, Чекановой Татьяны Григорьевны к Брянской городской администрации о признании незаконным Постановлений Брянской городской администрации, исключении многоквартирного дома из списка жилых домов блокированной постройки, возложении обязанности по проведению мероприятий, предусмотренных Жилищным кодексом РФ в отношении жилых помещений в многоквартирном доме- удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить Постановление Брянской городской администрации № 3448-П от 19.12.2012, а также Постановление Брянской городской администрации № 4391-П от 14.12.2017года в части признания многоквартирного жилого дома <адрес> –жилым домом блокированной застройки и включении его в список за № 9920.
Исключить многоквартирный жилой дом <адрес> из списка жилых домов блокированной постройки, утвержденного Постановлением Брянской городской администрации № 3448-П от 19.12.2012 в редакции Постановления Брянской городской администрации № 4391-П от14.12.2017года за № 9920.
Возложить обязанность на Брянскую городскую администрацию в разумные сроки, провести мероприятия, предусмотренные ч.10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, в том числе в отношении жилых помещений №... и №... в жилом доме <адрес>, в том числе разрешить вопрос по направлению в адрес собственников помещений проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд после принятия в установленном порядке соответствующих решений.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд гор. Брянска в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.И.Любимова
Мотивированное решение суда изготовлено 06 декабря 2021 года.