Решение по делу № 2-814/2022 (2-4909/2021;) от 20.12.2021

Дело № 2-814/2022

УИД 44RS0001-01-2021-009782-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2022 года                             г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Сопачевой М.В., при секретаре Цепенок А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Волгореченска Костромской области в интересах Бедарева Николая Сергеевича к департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, взыскании денежных средств,

установил:

Прокурор города Волгореченска Костромской области, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Бедарева Н.С., обратился в суд с иском к департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, взыскании денежных средств. В обоснование требований указал, что прокуратурой города Волгореченска проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан по обращению Бедарева Н.С., <дата> года рождения, в ходе которой установлено, что Бедарев Н.С. имеет следующие заболевания: .... Вышеуказанные диагнозы поставлены Бедареву Н.С. при прохождении лечения в ОГБУЗ «Костромской областной госпиталь для ветеранов войн», а также наличие указанных заболеваний установлено заседанием экспертного совета от <дата> Российского межведомственного совета ФГУ «Российский научный центр рентгенорадиологии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». Решением учреждения медико-социальной экспертизы от <дата> Бедареву Н.С. бессрочно установлена инвалидность ... группы. Таким образом, при получении набора социальных услуг Бедарев Н.С. имеет право на бесплатное обеспечение всеми лекарственными средствами, а также медицинскими изделиями для лечения заболеваний. В соответствии с выписным эпикризом ОГБУЗ «Костромской областной госпиталь для ветеранов войн» от <дата> Бедареву Н.С. назначены для приема следующие лекарственные препараты: .... Вместе с тем проверка показала, что в необходимом объеме Бедарев Н.С. лекарственными препаратами не обеспечен, в связи с чем в <дата> года им затрачены денежные средства на приобретение лекарственного средства ... в сумме 2 204 руб. С учетом изложенного прокурор города Волгореченска просит взыскать с департамента здравоохранения Костромской области в пользу Бедарева Н.С., <дата> года рождения, денежные средства в размере 2 204 руб., затраченные на приобретение лекарственного средства – ...; надлежащим образом в соответствии с потребностью обеспечить Бедарева Н.С., <дата> года рождения, лекарственными средствами.

В процессе рассмотрения дела прокурор города Волгореченска и материальный истец Бедарев Н.С. неоднократно уточняли исковые требования, в окончательном варианте просят возложить на департамент здравоохранения Костромской области обязанность обеспечить Бедарева Н.С. лекарственным препаратом ... в необходимом объеме по медицинским показаниям; взыскать с департамента здравоохранения Костромской области в пользу Бедарева Н.С. расходы, понесенные на приобретение лекарственного средства ..., в сумме 8 817,80 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОГБУЗ «Волгореченская городская больница».

В судебном заседании помощник прокурора города Волгореченска Воронин Р.А. и материальный истец Бедарев Н.С. исковые требования с учетом уточнения поддержали в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика департамента здравоохранения Костромской области Пашкина Л.М. исковые требования не признала, указала, что Бедарев Н.С. обеспечивается назначенными ему лекарственными средствами, что подтверждается счетом пациента.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции РФ).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

Распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 года № 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, в число которых включен препарат Апиксобан (Эликвис).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения». В соответствии с данным перечнем неработающие инвалиды II группы обеспечиваются всеми лекарственными средствами, средствами медицинской реабилитации, калоприемниками, мочеприемниками и перевязочными материалами (по медицинским показаниям).

Приказом департамента здравоохранения Костромской области от <дата> утвержден порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении (далее – Порядок).

В соответствии с пунктами 1.3.6, 1.5, 2.1 Порядка под региональными льготниками понимаются жители Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств областного бюджета имеют региональные льготники, включенные в Регистр региональных льготников, а также федеральные льготники (при невозможности обеспечения их за счет средств федерального бюджета).

Медицинская организация, к которой федеральный и региональный льготник прикреплен для получения амбулаторно-поликлинической помощи, осуществляет выписывание рецептов.

Выписывание рецептов в медицинской организации осуществляется лечащим врачом (фельдшером) на основании справочника лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, который формируется департаментом на основании государственных контрактов, заключенных поставщиками (п. 2.4 Порядка).

Согласно п. 2.7 Порядка отпуск лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания федеральным и региональным льготникам осуществляет уполномоченная медицинская организация (определяемая ежегодно на основании заключения государственных контрактов) через собственные и/или привлечение на договорной основе аптечные организации (пункты отпуска).

Уполномоченная фармацевтическая организация обеспечивает наличие в аптечной организации (пунктах отпуска) необходимого ассортимента и количества лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания в соответствии заявкам медицинской организации и разнарядками департамента.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Бедарев Н.С., <дата> года рождения, является инвалидом ... группы, состоит на учете в ОГБУЗ «Волгореченская городская больница» с диагнозами: ..., включен в региональный регистр лиц, имеющих право на получение социальных услуг.

Бедарев Н.С. ежегодно проходит стационарное лечение в неврологическом отделении ОГБУЗ «Костромской областной госпиталь ветеранов войн».

Лечащим врачом Бедареву Н.С. в связи с имеющимися у него заболеваниями рекомендован лекарственного препарата ...) 5 мг 2 раза в день для постоянного приема.

Таким образом, Бедарев Н.С. как неработающий инвалид ... группы, должен обеспечиваться лекарственными препаратами в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Согласно счету пациента Бедарев Н.С. был обеспечен препаратом ... <дата> – 4 упаковки по 20 таблеток по 2,5 мг, <дата> – 4 упаковки по 20 таблеток по 2,5 мг, <дата> – 3 упаковки по 20 таблеток по 2,5 мг, <дата> – 4 упаковки по 20 таблеток по 2,5 мг, <дата> – 4 упаковки по 20 таблеток по 2,5 мг, <дата> – 4 упаковки по 20 таблеток по 2,5 мг, <дата> – 6 упаковок по 20 таблеток по 2,5 мг, <дата> года– 3 упаковки по 20 таблеток по 2,5 мг, <дата> – 6 упаковок по 20 таблеток по 2,5 мг.

По информации, предоставленной ОГБУЗ «Волгореченская городская больница», в <дата> в связи с отсутствием препарата ... в аптеке по федеральной и региональной льготам, больница закупила за счет своих средств и выдала Бедареву Н.С. на руки 2 упаковки препарата, также <дата> больному выдано на руки 3 упаковки препарата.

Таким образом, в <дата> и в истекшем периоде <дата> Бедарев Н.С. в необходимом объеме лекарственным препаратом ... обеспечен не был.

Согласно части 3 статьи 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей -инвалидов.

Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 года № 2299 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, которая в третьем разделе предусматривает обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации. В разделе пятом указанной Программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2021 года № 2505.

Постановлением администрации Костромской области от <дата> -а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на <дата> год и на плановый период <дата> годов.

В соответствии с пунктом 36 Программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение расходов по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Аналогичные положения установлены постановлением администрации Костромской области от <дата> -а, которым утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на <дата> и на плановый период <дата> годов.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 11 Положения о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от <дата> , департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:

организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Из пункта 59 Положения следует, что департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций.

Приказом департамента здравоохранения Костромской области от <дата> утвержден порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении (далее – Порядок).

В соответствии с пунктами 1.3.5, 1.4.5 Порядка под федеральными льготниками понимаются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»; право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федерального бюджета имеют федеральные льготники, включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Принимая во внимание, что ходе судебного разбирательства факт того, что Бедарев Н.С. в необходимом объеме лекарственным препаратом ... не обеспечен, нашел свое подтверждение, суд приходит к выводу о том, что невыполнение департаментом здравоохранения Костромской области, как органом исполнительной власти Костромской области, проводящем государственную политику и осуществляющем управление в сфере здравоохранения, возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В этой связи, учитывая, что Бедарев Н.С. вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственного обеспечения, что назначенный истцу лекарственный препарат ... необходим ему в связи с имеющимися у него заболеваниями, суд полагает, что имеются законные основания для удовлетворения исковых требований прокурора города Волгореченска и возложения на ответчика обязанности обеспечить Бедарева Н.С. лекарственным препаратом ... в соответствии с медицинскими показаниями в полном объеме.

Разрешая требования о взыскании с ответчика расходов, понесенных Бедаревым Н.С. на приобретение лекарственного препарата ..., в размере 8 817,80 руб., суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Поскольку материалами дела подтверждено несение Бедаревым Н.С. расходов на самостоятельное приобретение препарата ..., на что израсходованы денежные средства в сумме 8 817,80 руб., исковые требования о взыскании с департамента здравоохранения Костромской области понесенных расходов на приобретение лекарственного средства также подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Волгореченска Костромской области в интересах Бедарева Николая Сергеевича удовлетворить.

Обязать департамент здравоохранения Костромской области обеспечить Коваленко Бедарева Николая Сергеевича, <дата> года рождения, лекарственным препаратом ...) в необходимом объеме по медицинским показаниям.

Взыскать с департамента здравоохранения города Костромы в пользу Бедарева Николая Сергеевича расходы, понесенные на приобретение лекарственного средства, в сумме 8 817,80 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья М.В. Сопачева

Мотивированное решение изготовлено 06.06.2022 года.

2-814/2022 (2-4909/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Бедарёв Николай Сергеевич
Прокурор города Волгореченск
Ответчики
Департамент здравоохранения КО
Другие
ОГБУЗ "Волгореченская городская больница"
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Сопачева Марина Владимировна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
20.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2021Передача материалов судье
20.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2022Судебное заседание
16.02.2022Судебное заседание
23.03.2022Судебное заседание
29.03.2022Судебное заседание
05.04.2022Судебное заседание
21.04.2022Судебное заседание
30.05.2022Судебное заседание
06.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее