Дело № 2-1691/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 августа 2016 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Собецкой А.В., при секретаре Субухановой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьве гражданское дело по иску ФИО2 и ФИО3 к администрации г. Лысьва Пермского края, Министерству социального развития Пермского края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты и возложении обязанности по предоставлению дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка,
У с т а н о в и л :
ФИО2, ФИО3, действуя в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО13, ФИО6 и ФИО7 обратились в суд с иском к администрации г. Лысьва Пермского края, Министерству социального развития Пермского края о признании незаконным отказа в предоставлении дополнительной социальной выплаты и возложении обязанности предоставить социальную выплату. В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ их молодой семье было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в связи с участием в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Свидетельство действительно до ДД.ММ.ГГГГ. (далее – Подпрограмма) На основании данного свидетельства им была предоставлена социальная выплата на приобретение жилья в размере <данные изъяты> руб. ДД.ММ.ГГГГ ими был заключен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка по <адрес> в <адрес>. В АО «Россельхозбанк» был открыт банковский счет получателя социальной выплаты на приобретение жилья на имя ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ банком была направлена заявка в администрацию <адрес> на перечисление средств на банковский счет молодой семьи. В свою очередь администрация <адрес> ДД.ММ.ГГГГ направила заявку в Министерство социального развития <адрес> на перечисление средств федерального и краевого бюджета на предоставление молодой семье социальной выплаты. В период с 10 по ДД.ММ.ГГГГг. социальная выплата была перечислена на счет ФИО2 несколькими платежами. ДД.ММ.ГГГГ. денежные средства перечислены продавцу. ДД.ММ.ГГГГ в семье истцов родился ребенок ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ они обратились в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении дополнительной социальной выплаты, предусмотренной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, согласно которому дополнительная выплата в размере 5% расчетной (средней) стоимости жилья предоставляется молодой семье – участнице Подпрограммы, при рождении (усыновлении) ребенка в течение двух лет со дня реализации свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Однако ответчик отказал им в предоставлении такой выплаты, ссылаясь на то, что ребенок родился ранее момента реализации свидетельства. При этом моментом реализации, по мнению ответчика, следует считать дату исполнения банком распоряжения о перечислении денежных средств в счет оплаты приобретаемого жилья, т.е. в данном случае ДД.ММ.ГГГГ Истцы считают отказ неправомерным, поскольку вышеназванные нормативные документы не содержат понятия срока реализации свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, а положения Постановления Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. №-п (п. 7.13), а содержат лишь понятие «предоставления социальной выплаты», которое не тождественно понятию «реализация свидетельства».
В судебном заседании истец ФИО2 и ее представитель ФИО8 исковые требования о признании решения администрации <адрес> незаконным и предоставлении дополнительной социальной выплаты поддержали. Считают, что семья ФИО14 соответствует условиям получения дополнительной социальной выплаты, поскольку они являются участниками Подпрограммы, реализовали свидетельство оправе на приобретение жилья, и в течение двух лет со дня реализации свидетельства в их семье родился ребенок. При этом днем реализации свидетельства, по их мнению, является день предоставления в банк пакета документов с целью реализации свидетельства, т.е. 18.04.2016г. Также просят учесть, что срок реализации свидетельства установлен ДД.ММ.ГГГГ, а ребенок родился после этой даты – ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО3 в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил, с ходатайствами об отложении не обращался.
Представители администрации <адрес> ФИО9 и ФИО10 в судебном заседании возражали относительно иска. Они пояснили, что с ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО14 включена в число участников краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2007-2010 годы». ДД.ММ.ГГГГ семье выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья. Срок реализации свидетельства 7 месяцев, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. После заключения ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 договора купли-продажи жилого дома, им на блокированный банковский счет в ДД.ММ.ГГГГ. были перечислены средства из федерального и краевого бюджета, а также средства местного бюджета. ДД.ММ.ГГГГ. социальная выплата в общей сумме <данные изъяты>. была перечислена с блокированного счета молодой семьи на счет продавца жилого помещения. Именно эту дату следует считать днем реализации свидетельства. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в администрацию <адрес> с заявлением на получение дополнительной выплаты в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ ребенка ФИО14 Ярослава. ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе истцам в предоставлении дополнительной социальной выплаты, поскольку ребенок ФИО14 Ярослав родился до реализации свидетельства.
Представитель Министерства социального развития <адрес> ФИО11 в суд не явилась. Представила письменные возражения на иск, в которых указала, что условием предоставления дополнительной социальной выплаты является рождение (усыновление) одного ребенка в течение двух лет со дня реализации свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Свидетельство было реализовано семьей ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ, а ребенок родился ранее этой даты. Решение о предоставлении участнику Подпрограммы дополнительной социальной выплаты, либо об отказе в ее предоставлении принимает комиссия по рассмотрению заявлений. Создание и утверждение комиссии по рассмотрению заявлений осуществляет орган местного самоуправления. В данном случае соответствующей комиссией при администрации г. Лысьвы было принято правомерное решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истцам в предоставлении дополнительной выплаты. В Министерство социального развития ПК документы для подписания и перечисления денежных средств не поступали. Таким образом, считает, что Министерство социального развития является ненадлежащим ответчиком по делу.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления уполномочены обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем использования бюджетных средств на улучшение жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1050 от 17 декабря 2010 года утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в качестве ее составной части - отдельная подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее по тексту - Правила).
Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).
Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п «О реализации мероприятий подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1322-п» утвержден Порядок реализации мероприятий Подпрограммы, который определяет механизм реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы" (п.1.1 Порядка).
Реализации мероприятий Подпрограммы осуществляется по двум направлениям, одно из которых (п.2.1.1.) - предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат на условиях софинансирования мероприятий Подпрограммы в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", предусматривающее привлечение средств федерального бюджета, средств бюджета Пермского края и средств местных бюджетов.
В рамках реализации мероприятия Подпрограммы, указанного в пункте 2.1.1 настоящего Порядка, участнице Подпрограммы предоставляется дополнительная социальная выплата в размере 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья за счет средств бюджета Пермского края при рождении (усыновлении) одного ребенка для погашения части суммы долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение жилья либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в случае, если участница Подпрограммы получила и реализовала свидетельство в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", предусматривающее привлечение средств федерального бюджета, средств бюджета Пермского края и средств местных бюджетов.
Дополнительная социальная выплата, указанная в абзаце первом настоящего пункта, предоставляется в соответствии с Порядком предоставления молодой семье - участнице подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы".
Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014г. № 215-п утвержден также Порядок предоставления молодой семье - участнице подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы", дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного ребенка. В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка дополнительная социальная выплата предоставляется молодой семье - участнице подпрограммы в размере 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья путем перечисления соответствующих денежных средств на банковский счет участницы подпрограммы (далее - дополнительная социальная выплата). Условием представления дополнительной социальной выплаты является рождение (усыновление) одного ребенка в течение двух лет со дня реализации свидетельства.
В судебном заседании установлено, что решением жилищно-бытовой комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО14 занесена в сводный список участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» (л.д.63).
ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовая комиссия при администрации <адрес> признала семью ФИО2 нуждающейся в жилом помещении и принято решение о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья (л.д.65).
ДД.ММ.ГГГГг. молодой семье в составе ФИО3, ФИО2, несовершеннолетних ФИО13 и ФИО6 выдано свидетельство № о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в связи с участием в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в размере <данные изъяты> руб. Свидетельство подлежало предъявлению в банк до ДД.ММ.ГГГГ, срок действия свидетельства до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.11).
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО14 приобрела у ФИО12 жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> края, <адрес>. Согласно пункту 4 договора дом продан за <данные изъяты> руб., из которых <данные изъяты> руб. уплачиваются покупателями продавцу за счет средств социальной выплаты на приобретение жилого помещения, выделяемой по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», <данные изъяты> руб. – за счет собственных средств покупателя. Право собственности ФИО14 зарегистрировано в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ, выданы свидетельства о государственной регистрации права (л.д.24-41).
ДД.ММ.ГГГГ в семье ФИО14 родился сын <данные изъяты> (л.д.51).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в администрацию г. Лысьвы с заявлением о получении дополнительной социальной выплаты в связи с рожденем ребенка (л.д.82).
Как следует из Протокола № заседания комиссии по решению вопросов реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей на территории Лысьвенского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе семье ФИО14 в предоставлении дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного ребенка за счет средств бюджета <адрес> в связи с тем, что семя не соответствует условиям для получения данной выплаты. По условиям реализации подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» право на получение дополнительной социальной выплаты у семьи возникает в случае рождения (усыновления) одного ребенка в течение двух лет со дня реализации свидетельства. В соответствии с пунктом 7.13 Порядка реализации мероприятий Подпрограммы, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п социальная выплата считается предоставленной участнице Подпрограммы с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения. Социальная выплата в размере <данные изъяты> руб. была перечислена на блокированный счет ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дата исполнения банком заявления распорядителя счета о перечислении денежных средств продавцу ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, семьей ФИО14 свидетельство реализовано ДД.ММ.ГГГГ. Принимая во внимание, что в семье ФИО14 сын <данные изъяты> рожден ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до реализации свидетельства, правовые основания для предоставления этой семье дополнительной социальной выплаты за счет средств краевого бюджета при рождении (усыновлении) одного ребенка ответчик не усмотрел.
Суд считает данный отказ неправомерным по следующим основаниям.
Указанное в постановлении Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п условие о возможности предоставления дополнительной социальной выплаты в течении двух лет со дня реализации свидетельства, не может ограничивать права молодых семей – участниц Подпрограммы, у которых ребенок родился после получения, но до реализации свидетельства о праве на получение социальной выплаты. Запрета на предоставления дополнительной социальной выплаты при рождении в семье ребенка до реализации свидетельства указанное постановление не содержит.
Порядок предоставления молодой семье - участнице подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы", дополнительной социальной выплаты (утв.Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п), не раскрывает понятие «день реализации свидетельства». Как следует из п.7.13 Порядка, социальная выплата считается предоставленной участнице Подпрограммы с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения. Таким образом, дата исполнения банком распоряжения о перечислении суммы является датой предоставления социальной выплаты. При этом, Порядок не отождествляет понятия даты предоставления выплаты дню реализации свидетельства. Доводы ответчиков о том, что реализация истцом свидетельства происходит с даты зачисления денежных средств на банковский счет участника Подпрограммы, суд считает ошибочными. Из анализа положений Подпрограммы, Порядка, действий сторон, следует, что процесс реализации свидетельства носит длительный характер и включает: предъявление его в банк, открытие блокированного банковского счета получателя социальной выплаты, приобретение недвижимого имущества лицом - участником программы, предъявление свидетельства о государственной регистрации права в уполномоченный орган и другое. Договор между истцом и ответчиком заключен ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12), свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья получено ДД.ММ.ГГГГ, договор банковского счета получателя социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы заключен ФИО2 и <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14), договор купли-продажи жилого помещения, расположенное по адресу: <адрес>, заключен молодой семьей ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации права собственности истцов на жилое помещение получено ФИО14 в регистрирующем органе ДД.ММ.ГГГГ, заявка на перечисление средств федерального и краевого бюджета на предоставление молодой семье ФИО14 социальной выплаты направлена в Министерство социального развития <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Третий ребенок истцов ФИО14 <данные изъяты> родился ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, можно сделать вывод, что процесс реализации свидетельства о праве на получение социальной выплаты начался с ДД.ММ.ГГГГ и продолжался вплоть до ДД.ММ.ГГГГ., т.е. до момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения. Следовательно, спорная дополнительная социальная выплата должна быть произведена истцам, поскольку их третий ребенок родился в течение двух лет со дня реализации свидетельства. Отказ администрации г. Лысьвы в предоставлении ФИО14 данной выплаты нельзя признать законным.
Обязанность по предоставлению спорной дополнительной социальной выплаты должна быть возложена на обоих ответчиков, поскольку согласно пунктам 18-20 Порядка предоставления молодой семье - участнице подпрограммы Порядок предоставления молодой семье - участнице подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы", (утв.Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п) орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты принятия Комиссией решения о предоставлении участнице подпрограммы дополнительной социальной выплаты направляет в Министерство социального развития Пермского края (далее - Министерство) соглашение о предоставлении участнице подпрограммы дополнительной социальной выплаты за счет средств бюджета Пермского края при рождении (усыновлении) одного ребенка (далее - соглашение). Министерство подписывает представленное органом местного самоуправления соглашение и в течение 15 рабочих дней с даты поступления соглашения в Министерство производит перечисление денежных средств в орган местного самоуправления для последующего предоставления дополнительной социальной выплаты участнице подпрограммы. Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения от Министерства денежных средств производит перечисление участнице подпрограммы суммы дополнительной социальной выплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным решение администрации г. Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении семье ФИО2 дополнительной социальной выплаты.
Возложить на администрацию г. Лысьвы Пермского края и Министерство социального развития Пермского края обязанность предоставить семье ФИО2 – участнице подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1050, дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного ребенка, предусмотренной постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Собецкая