РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе судьи Кузнецовой А.А.,
при секретаре судебного заседания Савченко П.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 18.04.2024 гражданское дело № 2-490/2024 по заявлению администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества,
установил:
администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на следующие объекты недвижимого имущества:
1. Проезд, расположенный по адресу: по адресу ...;
2.Проезд, расположенный по адресу: по адресу ...;
3. Проезд, расположенный по адресу: по адресу ...;
4. Проезд, расположенный по адресу: по адресу ...;
5. Проезд, расположенный по адресу: по адресу ...;
6. Проезд, расположенный по адресу: по адресу ...;
7. Проезд, расположенный по адресу: по адресу ...;
8. Проезд, расположенный по адресу: по адресу ....
В обоснование заявления указано, что администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» проведены работы по постановке на учет указанных объектов недвижимого имущества в качестве бесхозяйного. В течение трех месяцев с момента постановки объектов на учет, как бесхозяйного, никто своих прав на данные объекты не заявил. Спор о праве отсутствует. Признание права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества обусловлено необходимостью их технического ремонта и обслуживания.
Представитель заявителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивал.
ТУ Росимущества в Республике Коми, Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений, привлеченные судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, направили в суд отзывы на заявление администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», в которых просили рассмотреть дело без их участия, оставили рассмотрение поставленного заявителем вопроса на усмотрение суда.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще, направило в суд отзыв, в котором просило рассмотреть дело без участия представителя, просило исковые требования администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» удовлетворить.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Материалами дела подтверждается, что на территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» имеются объекты недвижимого имущества: ...
Распоряжением руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» №... от **.**.** в реестр муниципальной собственности МО ГО «Сыктывкар» в раздел «Бесхозяйное имущество» включены указанные объекты недвижимого имущества.
**.**.** распоряжение руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» №... от **.**.** опубликовано в газете «...» №...
Ссылаясь на указанные обстоятельства, администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» обратилась в суд с настоящим заявлением.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Как предусмотрено п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Положениями ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (ч. 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (ч. 3).
Порядок признания движимой вещи бесхозяйной и порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, определен в главе 33 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно ч. 2 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
При этом в случае, если орган, уполномоченный управлять соответствующим имуществом, обращается в суд с заявлением до истечения года со дня принятия недвижимой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, судья отказывает в принятии заявления и суд прекращает производство по делу.
Согласно ч. 2 ст. 291 данного Кодекса в заявлении органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно быть указано, кем, когда недвижимая вещь поставлена на учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии ее собственника.
В соответствии с требованиями ст. 292 данного Кодекса судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица (собственники, фактические владельцы и другие) могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запрашивает об имеющихся о нем сведениях соответствующие организации; заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается судом с участием заинтересованных лиц.
В соответствии с положениями ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, со ст. 262 ГК РФ, с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. В частности, к таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.
Как следует из п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Правовой режим объектов недвижимости (ст.ст. 131, 223 ГК РФ) предусматривает, что вещные права на такие объекты, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Спорные объекты в реестре государственного имущества Республики Коми не учитываются, что подтверждается сообщениями ...
Выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости подтверждается, что **.**.** в ЕГРН внесены записи о принятии на учет в качестве бесхозяйных следующих объектов недвижимого имущества: ...
**.**.** в ЕГРН внесены записи о принятии на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества: ...
**.**.** в ЕГРН внесена запись о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества проезда по адресу: ...
Статей 225 ГК РФ определен специальный субъект, обладающий правом обращения в суд с названными требованиями. Таким субъектом является муниципальный орган, поскольку в результате признания недвижимости бесхозяйной может возникнуть лишь право муниципальной собственности.
На основании ст. 64 Устава МО ГО «Сыктывкар» от имени городского округа права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет администрация городского округа и администрация Эжвинского района в пределах полномочий, определенных Уставом МО ГО «Сыктывкар» и муниципальными правовыми актами.
Согласно ст. ст. 58 Устава МО ГО «Сыктывкар» и п. п. 2.2. 2.4. решения Совета МО ГО «Сыктывкар» от 10 12.2019 №... «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа «Сыктывкар» полномочия собственника в отношении объектов муниципальной собственности городского округа, расположенных на территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» и подведомственных администрации Эжвинского района, а пределах полномочий, определенных Уставом, настоящим положением и муниципальными правовыми актами, осуществляет администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар».
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», который применяется с 01.01.2017, предусмотрено принятие на учет объекта недвижимого имущества на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532 утвержден порядок предоставления и перечень документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с приведенной нормой.
Материалами дела подтверждается, что спорные объекты недвижимого имущества расположены на территории Эжвинского района на земельных участках, государственная собственность на которых не разграничена и которые расположены на территории городского округа. Зарегистрированные права, иные ограничения у земельных участков отсутствуют. Со дня опубликования в средствах массовой информации сведений о выявлении указанных объектов в качестве бесхозяйных права на них никем не заявлены.
Поскольку со дня постановки объектов на учет никто о своих правах на спорные объекты не заявил, у администрации возникло право на обращение в суд с заявлением о признании на них права муниципальной собственности.
На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» о признании права муниципальной собственности на указанные выше объекты недвижимого имущества.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 293 ГПК РФ, суд
решил:
заявление администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар» удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на объекты недвижимого имущества:
- проезд, ...
- проезд, ...
- проезд, ...
- проезд, ...
- проезд, ...
- проезд, ...
- проезд, ...
- проезд, ...
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья А.А. Кузнецова
**.**.**