Решение по делу № 3а-113/2020 от 27.01.2020

Дело № 3а-113/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург                         16 марта 2020 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи          Ночевника С.Г.,

при ведении протокола помощником судьи Ропотовой В.С.

с участием прокурора Чубуковой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жуйковой Галины Борисовны о признании недействующим в части приказа комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 30 мая 2016 года № 32 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области»,

установил:

17.06.2011 решением Совета депутатов муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области № 31 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области применительно к части территории поселения – деревни Иссад, деревни Немятово-2.

30.05.2016 приказом комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области № 32 «О внесение изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области» (далее – Приказ № 32) внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденные решением совета депутатов муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области от 17.06.2011 № 31, путем изложения их в новой редакции (далее – Правила землепользования и застройки).

В части 2 Правил землепользования и застройки содержится карта зон с особыми условиями использования территории.

Согласно указанной карте к зоне с особыми условиями использования территории отнесена зона Н-2 «санитарный разрыв от объектов транспортной инфраструктуры», границы которой отображены на карте.

03.06.2016 Приказ № 32 опубликован на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.

Жуйкова Г.Б. просила признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу часть 2 «Карта зон с особыми условиями использования территорий» Правил землепользования и застройки в части установления зоны с особыми условиями использования территорий: санитарный разрыв от объектов транспортной инфраструктуры в границах земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, указав, что является собственником вышеуказанного земельного участка, который в соответствии с картой с особыми условиями использования территорий частично расположен в санитарном разрыве от объекта транспортной инфраструктуры (автодороги регионального значения «Зуево-Новая Ладога»). Частичное нахождение земельного участка в санитарном разрыве нарушает ее права, поскольку ограничивает в правах на использование земельного участка по назначению и ведет к невозможности строительства жилого дома.

В письменных возражениях административного ответчика совета депутатов МО «Иссадское сельское поселение» указано, что процедура принятия Правил землепользования и застройки МО Иссадское сельское поселение 2015-2016 гг. соответствует действующему в тот период законодательству. При утверждении Правил землепользования и застройки советом депутатов МО Иссадское сельское поселение отсутствовали сведения о том, что по результатам проведенных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки рекомендовано изменить территориальную зону относительно оспариваемого участка, в связи с чем у совета депутатов отсутствовали законные основания для возвращения Правил землепользования и застройки на доработку. В удовлетворении административных исковых требований следует отказать.

В письменном отзыве административного ответчика комитета градостроительной политики Ленинградской области указано, что Генеральный план поселения и Правила землепользования и застройки территории не являются документами, которые устанавливают границы санитарно-защитных зон. Ограничения устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ для охранных зон. Ограничения прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. В случае, если решением уполномоченного органа санитарно-защитная хона – санитарный разрыв автомобильной дороги, распространяющаяся на территорию принадлежащего Жуйковой Г.Б. земельного участка не устанавливалась, полагают возможным удовлетворить заявленные требования.

В письменном отзыве заинтересованного лица ГКУ «Ленавтодор» указано, что поскольку автомобильная дорога общего пользования регионального значения «Зуево – Новая Ладога» III технической категории не относится по своим транспортно-эксплуатационным характеристикам к автомагистралям, а также не является смежным объектом по отношению к планируемому к строительству индивидуальному жилому дому, санитарный разрыв от объектов транспортной инфраструктуры установлен не в соответствии с интенсивностью на данном участке автомобильной дороги. Полагает, что рассматриваемый спор каких-либо прав учреждения не затрагивает, просит принять решение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В судебное заседание административный истец, представители административного ответчика совета депутатов МО «Иссадское сельское поселение», комитета градостроительной политики Ленинградской области, будучи извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца Ремизова Е.А. просила удовлетворить требования по доводам, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица ГКУ «Ленавтодор» Орлов П.Г. не возражал против удовлетворения заявленных требований. Просил вынести решение с учетом действующего законодательства.

В заключении прокурор Чубукова А.С. указала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, поскольку решение об установлении зоны санитарного разрыва принято органом местного самоуправления с нарушением своей компетенции и нарушением действующих санитарных норм и правил.

Выслушав объяснения представителей административного истца и заинтересованного лица, заслушав заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В ст.1 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) дано определение правил землепользования и застройки – это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Согласно ст.32 ГрК РФ физические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.

Судом установлено, что 28.06.2019 за Жуйковой Г.Б. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.

13.12.2019 администрация Волховского муниципального района Ленинградской области направила Жуйковой Г.Б. уведомление о недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке с кадастровым номером в связи с тем, что земельный участок и проектируемый объект ИЖС частично расположены в санитарном разрыве от объектов транспортной инфраструктуры - автодороги регионального значения «Зуево-Новая Ладога».

Следовательно, Жуйкова Г.Б. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе полагать, что этим актом нарушаются ее права, свободы и законные интересы.

Согласно ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки поселений.

Статьей 1 областного закона Ленинградской области от 07.07.2014 N 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» к полномочиям органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных Правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности, отнесено осуществление проверки проекта правил землепользования и застройки, направление проекта правил землепользования и застройки главе муниципального образования для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний или направление его на доработку, утверждение правил землепользования и застройки поселения, городского округа, утверждение изменений в правила землепользования и застройки поселения, городского округа.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 10.02.2014 № 16 «Об утверждении Положения о комитете по архитектуре и градостроительству Ленинградской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ленинградской области» к полномочиям комитета по архитектуре и градостроительству отнесено осуществление проверки проекта правил землепользования и застройки, а также направление проекта правил землепользования и застройки главе муниципального образования для назначения публичных слушаний или направление его на доработку и утверждение правил землепользования и застройки поселений, городских округов, внесение в них изменений.

Согласно ст.31 ГрК РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта. Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Исходя из положений ст.32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что 01.09.2015 администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области принято постановление № 122 «О подготовке проекта изменений в Правила землепользования и застройки МО Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области».

Постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 14.01.2016 № 28 создана единая комиссия по применению Правил землепользования и застройки на территории Волховского муниципального района.

Решением совета депутатов муниципального образования Волховского муниципального района Ленинградской области от 14.03.2016 №23 единая комиссия уполномочена на осуществление работ по внесению изменений в Правила землепользования и застройки МО Иссадское сельское поселение, проведение публичных слушаний по применению Правил землепользования и застройки МО Иссадское селськое поселение, принятие решений по замечаниям и предложениям заинтересованных лиц, предоставление документов для утверждения в уполномоченный орган исполнительной власти Правительства Ленинградской области.

Согласно заключению комиссии по подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки, по результатам проверки проекта принято решение о соответствии Правил землепользования и застройки МО Иссадское сельское поселение требованиям технических регламентов, нормативам градостроительного проектирования, Генеральному плату МО Иссадское сельское поселение применительно к дер. Иссад, дер. Немятово-2 и дер. Юшково, схеме территориального планирования Ленинградской области, схеме территориального планирования Российской Федерации.

Постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 17.12.2015 № 1 назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области.

03.03.2016 составлено заключение о результатах итоговых публичных слушаний.

18.05.2016 проект изменений в Правила землепользования и застройки направлен администрацией Волховского муниципального района для утверждения в комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области.

Вопросы связанные с принятием, официальным опубликованием и вступлением в силу правовых актов Ленинградской области урегулированы областным законом Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз «О правовых актах Ленинградской области»,

Согласно ст.8 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 № 174-оз «О правовых актах Ленинградской области» правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был размещен (опубликован) в полном объеме на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") (www.lenobl.ru).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие, что административным истцом не оспаривается.

Пунктом 6 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (п. 8 ст. 1 ГрК РФ).

В соответствии с ч. 5 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно ст. 1 ГрК РФ зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации, к числу которого относится и законодательство о санитарном благополучии населения (ч. 3 ст. 4 ГрК РФ).

Так, п.1, 2 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, которыми определены, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.

Согласно пункту 2.6 Санитарных правил для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее также - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.

Согласно разделу VII Санитарных правил для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества, выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II классов опасности осуществляются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации; для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункты 4.2, 4.3 СанПиН).

Как следует из представленного картографического материала к Правилам землепользования и застройки, на территории сельского поселения отображены зоны с особыми условиями использования территории, в том числе санитарный разрыв от объекта транспортной инфраструктуры - автодороги регионального значения «Зуево-Новая Ладога», распространяющийся также на принадлежащий административному истцу на правах собственности земельный участок с кадастровым номером .

Согласно ответу Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области от 11.02.2020, заявление об установлении размера санитарного разрыва в Управление не поступало, решение об установлении санитарного разрыва от объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в дер. Юшково Волховского района Ленинградской области не принималось.

Следовательно, Правила землепользования и застройки в части установления санитарного разрыва в границах земельного участка с кадастровым номером приняты с нарушением действующего федерального законодательства.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст.215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.38 Постановления от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», приходит к выводу о признании недействующими Правила землепользования и застройки в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Жуйковой Галины Борисовны удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 30 мая 2016 года № 32 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области» в части установления зоны с особыми условиями использования территории – «санитарный разрыв» в границах земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья                              С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 30 марта 2020 года.

3а-113/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Жуйкова Галина Борисовна
Ответчики
Комитет градостроительной политики ЛО
Совет депутатов МО Иссаадское сельское поселение Волховского района ЛО
Другие
ГКУ ЛО "Управление автомобильных дорог ЛО"
Ремизов Евгений Анатольевич- представитель адм. истца
Суд
Ленинградский областной суд
Судья
Ночевник Сергей Григорьевич
Дело на сайте суда
oblsud.lo.sudrf.ru
27.01.2020Регистрация административного искового заявления
27.01.2020Передача материалов судье
30.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.02.2020Предварительное судебное заседание
16.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее