Дело № 3а-113/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 16 марта 2020 г.
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ночевника С.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Ропотовой В.С.
с участием прокурора Чубуковой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жуйковой Галины Борисовны о признании недействующим в части приказа комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 30 мая 2016 года № 32 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области»,
установил:
17.06.2011 решением Совета депутатов муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области № 31 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области применительно к части территории поселения – деревни Иссад, деревни Немятово-2.
30.05.2016 приказом комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области № 32 «О внесение изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области» (далее – Приказ № 32) внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденные решением совета депутатов муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области от 17.06.2011 № 31, путем изложения их в новой редакции (далее – Правила землепользования и застройки).
В части 2 Правил землепользования и застройки содержится карта зон с особыми условиями использования территории.
Согласно указанной карте к зоне с особыми условиями использования территории отнесена зона Н-2 «санитарный разрыв от объектов транспортной инфраструктуры», границы которой отображены на карте.
03.06.2016 Приказ № 32 опубликован на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.
Жуйкова Г.Б. просила признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу часть 2 «Карта зон с особыми условиями использования территорий» Правил землепользования и застройки в части установления зоны с особыми условиями использования территорий: санитарный разрыв от объектов транспортной инфраструктуры в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, указав, что является собственником вышеуказанного земельного участка, который в соответствии с картой с особыми условиями использования территорий частично расположен в санитарном разрыве от объекта транспортной инфраструктуры (автодороги регионального значения «Зуево-Новая Ладога»). Частичное нахождение земельного участка в санитарном разрыве нарушает ее права, поскольку ограничивает в правах на использование земельного участка по назначению и ведет к невозможности строительства жилого дома.
В письменных возражениях административного ответчика совета депутатов МО «Иссадское сельское поселение» указано, что процедура принятия Правил землепользования и застройки МО Иссадское сельское поселение 2015-2016 гг. соответствует действующему в тот период законодательству. При утверждении Правил землепользования и застройки советом депутатов МО Иссадское сельское поселение отсутствовали сведения о том, что по результатам проведенных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки рекомендовано изменить территориальную зону относительно оспариваемого участка, в связи с чем у совета депутатов отсутствовали законные основания для возвращения Правил землепользования и застройки на доработку. В удовлетворении административных исковых требований следует отказать.
В письменном отзыве административного ответчика комитета градостроительной политики Ленинградской области указано, что Генеральный план поселения и Правила землепользования и застройки территории не являются документами, которые устанавливают границы санитарно-защитных зон. Ограничения устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ для охранных зон. Ограничения прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. В случае, если решением уполномоченного органа санитарно-защитная хона – санитарный разрыв автомобильной дороги, распространяющаяся на территорию принадлежащего Жуйковой Г.Б. земельного участка не устанавливалась, полагают возможным удовлетворить заявленные требования.
В письменном отзыве заинтересованного лица ГКУ «Ленавтодор» указано, что поскольку автомобильная дорога общего пользования регионального значения «Зуево – Новая Ладога» III технической категории не относится по своим транспортно-эксплуатационным характеристикам к автомагистралям, а также не является смежным объектом по отношению к планируемому к строительству индивидуальному жилому дому, санитарный разрыв от объектов транспортной инфраструктуры установлен не в соответствии с интенсивностью на данном участке автомобильной дороги. Полагает, что рассматриваемый спор каких-либо прав учреждения не затрагивает, просит принять решение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В судебное заседание административный истец, представители административного ответчика совета депутатов МО «Иссадское сельское поселение», комитета градостроительной политики Ленинградской области, будучи извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца Ремизова Е.А. просила удовлетворить требования по доводам, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица ГКУ «Ленавтодор» Орлов П.Г. не возражал против удовлетворения заявленных требований. Просил вынести решение с учетом действующего законодательства.
В заключении прокурор Чубукова А.С. указала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, поскольку решение об установлении зоны санитарного разрыва принято органом местного самоуправления с нарушением своей компетенции и нарушением действующих санитарных норм и правил.
Выслушав объяснения представителей административного истца и заинтересованного лица, заслушав заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В ст.1 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) дано определение правил землепользования и застройки – это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно ст.32 ГрК РФ физические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Судом установлено, что 28.06.2019 за Жуйковой Г.Б. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.
13.12.2019 администрация Волховского муниципального района Ленинградской области направила Жуйковой Г.Б. уведомление о недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке с кадастровым номером № в связи с тем, что земельный участок и проектируемый объект ИЖС частично расположены в санитарном разрыве от объектов транспортной инфраструктуры - автодороги регионального значения «Зуево-Новая Ладога».
Следовательно, Жуйкова Г.Б. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе полагать, что этим актом нарушаются ее права, свободы и законные интересы.
Согласно ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки поселений.
Статьей 1 областного закона Ленинградской области от 07.07.2014 N 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» к полномочиям органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных Правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности, отнесено осуществление проверки проекта правил землепользования и застройки, направление проекта правил землепользования и застройки главе муниципального образования для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний или направление его на доработку, утверждение правил землепользования и застройки поселения, городского округа, утверждение изменений в правила землепользования и застройки поселения, городского округа.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 10.02.2014 № 16 «Об утверждении Положения о комитете по архитектуре и градостроительству Ленинградской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ленинградской области» к полномочиям комитета по архитектуре и градостроительству отнесено осуществление проверки проекта правил землепользования и застройки, а также направление проекта правил землепользования и застройки главе муниципального образования для назначения публичных слушаний или направление его на доработку и утверждение правил землепользования и застройки поселений, городских округов, внесение в них изменений.
Согласно ст.31 ГрК РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта. Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Исходя из положений ст.32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что 01.09.2015 администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области принято постановление № 122 «О подготовке проекта изменений в Правила землепользования и застройки МО Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области».
Постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 14.01.2016 № 28 создана единая комиссия по применению Правил землепользования и застройки на территории Волховского муниципального района.
Решением совета депутатов муниципального образования Волховского муниципального района Ленинградской области от 14.03.2016 №23 единая комиссия уполномочена на осуществление работ по внесению изменений в Правила землепользования и застройки МО Иссадское сельское поселение, проведение публичных слушаний по применению Правил землепользования и застройки МО Иссадское селськое поселение, принятие решений по замечаниям и предложениям заинтересованных лиц, предоставление документов для утверждения в уполномоченный орган исполнительной власти Правительства Ленинградской области.
Согласно заключению комиссии по подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки, по результатам проверки проекта принято решение о соответствии Правил землепользования и застройки МО Иссадское сельское поселение требованиям технических регламентов, нормативам градостроительного проектирования, Генеральному плату МО Иссадское сельское поселение применительно к дер. Иссад, дер. Немятово-2 и дер. Юшково, схеме территориального планирования Ленинградской области, схеме территориального планирования Российской Федерации.
Постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 17.12.2015 № 1 назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области.
03.03.2016 составлено заключение о результатах итоговых публичных слушаний.
18.05.2016 проект изменений в Правила землепользования и застройки направлен администрацией Волховского муниципального района для утверждения в комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области.
Вопросы связанные с принятием, официальным опубликованием и вступлением в силу правовых актов Ленинградской области урегулированы областным законом Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз «О правовых актах Ленинградской области»,
Согласно ст.8 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 № 174-оз «О правовых актах Ленинградской области» правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был размещен (опубликован) в полном объеме на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") (www.lenobl.ru).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие, что административным истцом не оспаривается.
Пунктом 6 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (п. 8 ст. 1 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно ст. 1 ГрК РФ зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации, к числу которого относится и законодательство о санитарном благополучии населения (ч. 3 ст. 4 ГрК РФ).
Так, п.1, 2 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, которыми определены, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
Согласно пункту 2.6 Санитарных правил для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее также - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Согласно разделу VII Санитарных правил для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества, выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II классов опасности осуществляются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации; для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункты 4.2, 4.3 СанПиН).
Как следует из представленного картографического материала к Правилам землепользования и застройки, на территории сельского поселения отображены зоны с особыми условиями использования территории, в том числе санитарный разрыв от объекта транспортной инфраструктуры - автодороги регионального значения «Зуево-Новая Ладога», распространяющийся также на принадлежащий административному истцу на правах собственности земельный участок с кадастровым номером №.
Согласно ответу Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области от 11.02.2020, заявление об установлении размера санитарного разрыва в Управление не поступало, решение об установлении санитарного разрыва от объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в дер. Юшково Волховского района Ленинградской области не принималось.
Следовательно, Правила землепользования и застройки в части установления санитарного разрыва в границах земельного участка с кадастровым номером № приняты с нарушением действующего федерального законодательства.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст.215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.38 Постановления от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», приходит к выводу о признании недействующими Правила землепользования и застройки в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Жуйковой Галины Борисовны удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 30 мая 2016 года № 32 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области» в части установления зоны с особыми условиями использования территории – «санитарный разрыв» в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья С.Г. Ночевник
Решение в окончательной форме изготовлено 30 марта 2020 года.