Дело <номер обезличен>
<номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2023 года <адрес обезличен>
Ленинский районный суд <адрес обезличен> края в составе:
председательствующего судьи Невечеря Е.А.,
при секретаре К.Н.А.,
с участием представителя истца адвоката М.А.С., представителя ответчика по доверенности Х.Е.О.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Л.Н.В. к ГУ МВД России по <адрес обезличен> об обязании изменить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
установил:
Л.Н.В. обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по СК, в котором просит:
- признать действия ГУ МВД РФ по СК по принятию Л.Н.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения исходя из даты вынесения решения (распоряжения) об утверждении протокола ЦЖБК ГУ МВД РФ по СК с <дата обезличена>, незаконными;
- установить очередность и право Л.Н.В. с составом семьи из четырех человек, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не позднее <дата обезличена>;
- обязать ГУ МВД РФ по СК внести соответствующие изменения в книгу учета очередников органов внутренних дел, принятый на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в отношении Л.Н.В. с составом семьи из четырех человек не позднее <дата обезличена>, путем изменения уникального номера в базе данных.
В обоснование требований указано, что Л.Н.В. проходила службу в органах внутренних дел с <дата обезличена> по <дата обезличена> и уволена по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Соответственно, на Л.Н.В. распространяются положения ФЗ от <дата обезличена> №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и Постановления Правительства РФ от <дата обезличена> <номер обезличен>.
<дата обезличена> зарегистрировано заявление Л.Н.В. о принятии на учет очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
<дата обезличена> Л.Н.В. получила выписку из протокола <номер обезличен> заседания ЦЖБК по предоставлению единовременной выплаты ГУ МВД РФ по СК о постановке ее на учет на получение ЕСВ. Из сведений официального сайта МВД РФ истец узнала о дате поставки на очередь – <дата обезличена>.
<дата обезличена> Л.Н.В. обратилась с заявлением на имя председателя центральной ЖБК ГУ МВД РФ по СК с просьбой внести изменения в дату принятия решения и, соответственно, в дату постановки на учет для получения единовременной выплаты.
Однако, в ответе на ее заявление ГУ МВД РФ по СК от <дата обезличена> <номер обезличен> сообщило о невозможности удовлетворить требование об изменении даты постановки на учет раньше даты издания правового акта, утвердившего решение комиссии о принятии на соответствующий учет.
В ответе, также, указано, что на основании протокола ЦЖБК ГУ МВД РФ по СК <номер обезличен> от <дата обезличена>, семья Л.Н.В. в составе 4 человек была принята на учет для получения единовременной социальной выплаты под уникальным номером УН <номер обезличен>
Однако, в соответствии с редакцией пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от <дата обезличена> <номер обезличен>, действовавшей в период поданного истцом заявления, дополнительного срока для утверждения решения жилищно-бытовой комиссии не предусмотрено.
В этой связи, Центральная ЖБК ГУ МВД РФ по СК обязана была рассмотреть поданное Л.Н.В. заявление и принять решение по нему не позднее <дата обезличена>.
Таким образом, действия ГУ МВД РФ по СК о постановке Л.Н.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел за пределами сроков принятия итогового решения, является незаконным и нарушающим принцип равенства постановки на учет и право истца на своевременное получение социальной выплаты в соответствии с очередностью, которая должна соответствовать дате принятия решения по поданному ею заявлению и документов, в связи с чем Л.Н.В. обратилась в суд.
Представитель истца адвокат М.А.С. в судебном заседании требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ МВД РФ по СК по доверенности Х.Е.О. в судебном заседании требования не признал и на основаниях, из изложенных в письменных возражениях, просил отказать в удовлетворении требований. Полагал, что истцом пропущен срок исковой давности.
Истец Л.Н.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте его проведения уведомлена надлежащим образом, представила заявления о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В силу ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся истца.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, считает возможным удовлетворить исковые требования в части по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> Л.Н.В. проходила службу в органах внутренних дел.
Приказом ГУ МВД РФ по СК <номер обезличен> л/с от <дата обезличена> Л.Н.В. уволена со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
<дата обезличена> Л.Н.В. обратилась в Центральную жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по СК с заявлением о принятии ее и членов ее семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о чем имеется отметка в соответствующей книге учета под <номер обезличен>
На основании протокола заседания ЦЖБК ГУ МВД РФ по СК, утвержденному распоряжением начальника ГУ МВД России по СК <номер обезличен> от <дата обезличена>, Л.Н.В. составом семьи 4 человек была принята на учет для получения единовременной социальной выплаты под уникальным номером УН <номер обезличен>
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от <дата обезличена> №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон <номер обезличен>).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона №247-ФЗ, сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона <номер обезличен> порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (в редакции <номер обезличен> от <дата обезличена>), принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти (пункт 5 Правил).
Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия) (пункт 10 Правил).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11 Правил).
Пунктом 31 Правил установлено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Решение о принятии (отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты, образованной правовым актом федерального органа исполнительной власти (подпункт «в» пункта 14, пункт 10 Правил).
Решение о принятии (отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты, образованной правовым актом федерального органа исполнительной власти, не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил (подпункт «в» пункта 14, пункт 10, пункт 15 Правил).
Согласно пункту 15 Правил решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается не позднее двух месяцев со дня подачи заявления.
Сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления (п.20 Правил).
В приложении к Правилам приведена форма книги учета, в которой в графе 5 указано, что датой принятия сотрудника на учет является дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет.
Проанализировав положения Правил, суд приходит к выводу о том, что законодательно дата принятия на учет сотрудника не определена, сами сведения о сотруднике подлежат внесению с момента принятия решения.
Между тем, при определении порядка очередности сотрудника учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.
При этом, решение о принятии либо об отказе в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов. Таким образом, данный срок является пресекательным.
Из материалов дела следует, что <дата обезличена> зарегистрировано заявление Л.Н.В. о принятии на учет очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о чем имеется отметка в регистрационном журнале комиссии.
Таким образом, если следовать из буквального толкования п.15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, решение о принятии либо об отказе в принятии Л.Н.В. на учет для получения единовременной выплаты должно было быть принято не позднее <дата обезличена>.
Вместе с тем, <дата обезличена> являлся выходным днем, как и <дата обезличена> на основании Постановления Правительства РФ от <дата обезличена> <номер обезличен> «О переносе выходных дней в <дата обезличена> году».
Согласно положениям ст.14 ТК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, по мнению суда, решение о принятии либо об отказе в принятии Л.Н.В. на учет для получения единовременной выплаты должно было быть принято не позднее <дата обезличена>.
Однако, исходя из присвоенного истцу уникального номера, датой постановки ее на учет является <дата обезличена>.
Между тем, как было указано, при определении порядка очередности юридически значимыми сведениями являются совокупность двух условий - стаж службы и дата подачи заявления, тогда как действия ГУМВД России по СК по постановке истца на указанный учет с даты вынесения распоряжения начальником ГУ МВД России, то есть спустя более чем два месяца с момента обращения сотрудника с заявлением, нарушают его права на своевременное получение единовременной социальной выплаты наравне с лицами, поставленными на соответствующий учет в 2013 году.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части признания действий ГУ МВД РФ по СК о принятии Л.Н.В. на учет с <дата обезличена> незаконными и возложении на ответчика обязанности принять решение о постановке Л.Н.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи из 4-х человек, не позднее <дата обезличена> и внести соответствующие изменения в книгу учета сотрудников ОВД, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ГУ МВД России по <адрес обезличен>.
При этом, суд отклоняет доводы возражений в части пропуска истцом 10 летнего срока исковой давности, поскольку, он, по мнению суда, не пропущен.
Согласно ч.2 ст.196 ГК РФ, срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от <дата обезличена> №35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Вместе с тем, согласно ч.9 ст.3 ФЗ от <дата обезличена> №100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», установленные положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) сроки исковой давности и правила их исчисления применяются к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до <дата обезличена>. Десятилетние сроки, предусмотренные пунктом 1 статьи 181, пунктом 2 статьи 196 и пунктом 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), начинают течь не ранее <дата обезличена>.
Таким образом, поскольку срок исковой давности по настоящим требованиям начал течь до <дата обезличена> и не истек на данную дату, десятилетний срок исковой давности подлежит исчислению с <дата обезличена>.
Учитывая, что настоящий иск подан в суд <дата обезличена>, в последний день течения срока исковой давности, суд приходит к выводу, что Л.Н.В. не пропущен 10 летний срок обращения в суд.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Л.Н.В. (<дата обезличена> года рождения, СНИЛС <номер обезличен>) к ГУ МВД России по <адрес обезличен> (ИНН <номер обезличен>, ОГРН <номер обезличен>) – удовлетворить частично.
Признать действия ГУ МВД России по СК в принятии Л.Н.В. на учет с <дата обезличена> незаконным.
Возложить на ГУ МВД России по <адрес обезличен> обязанность принять решение о постановке Л.Н.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи из 4-х человек, не позднее <дата обезличена> и внести соответствующие изменения в книгу учета сотрудников ОВД, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ГУ МВД России по <адрес обезличен>.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес обезличен>вого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Невечеря
Мотивированное решение изготовлено <дата обезличена>.
Судья Е.А. Невечеря